Проблемы реализаций функций государства
Современное государство должно осуществлять свою деятельность с использованием следующих существенных признаков функций государства, выделяемых в науке:
- функции непосредственно выражают и предметно конкретизируют сущность современного государства - демократического правового государства, стоящего на защите интересов гражданского общества. При их реализации должны учитываться групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;
- в функциях реализуется разносторонняя практическая деятельность государства внутри страны и на международной арене;
- функции современного государства представляют собой уже устойчиво сложившиеся основные направления деятельности государства по обеспечению интересов общества.
В функциях государства проявляется и присущая ему на современном этапе развития динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Применительно конкретно к России, по нашему убеждению, Конституция РФ должна рассматриваться в качестве базиса в контексте выполнения функций государства, которые являются необходимым условием и одной из гарантий успешного выполнения государством, стоящих перед ним задач, прежде всего, в осуществлении его задач в социальной, экономической и политической областях. В ст. 7 Конституции Российской Федерации, где и употребляется термин «социальное государство», речь идет вовсе не о типе государства, так как до социального государства России необходимо пройди достаточно большой путь преобразований. С нашей точки зрения, ст. 7 Конституции характеризует именно содержание социальной функции государства. Здесь сказано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, по нашему мнению, толкуя ст. 7. Конституции РФ лучше говорить не о социальном государстве, а о социальной функции государства[29].
Считаем, что для корректировки социальной функции Российского государства, прежде всего, необходимо:
- сформировать правовые основы социального государства, законодательно закрепив обеспечиваемые им базовые социальные гарантии;
- разграничить системы социального обеспечения, социальной помощи (поддержки) и социального страхования. Система социального обеспечения должна гарантировать достойный прожиточный минимум. Система социальной помощи (поддержки) должна функционировать адресно, с использованием заявительных процедур. Приоритетом в пенсионной реформе, реформе медицинского и социального страхования должно стать усиление страховых принципов;
- повысить ответственность граждан за социальные риски путем увеличения минимальной заработной платы и доли взносов в социальные фонды; создать условия для добровольного социального страхования и гарантировать правоохранительную защиту негосударственных пенсионных и социальных страховых фондов. Имеющее место в современной России отсутствие достаточной научной обоснованности, поспешность в устранении государства из стратегически важных сфер, выражающаяся в передаче отдельных государственных функций, в том числе, контрольно-надзорных, негосударственным организациям, могут привести к социально-негативным результатам.
Главной целью современного российского государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества.
Поэтому на государственном уровне необходимо в качестве приоритетных выделить, прежде всего, социальную функцию, экономическую и налоговую функции, которые, в свою очередь, будут способствовать обеспечению устойчивого развития общества в виде экономической и социальной политики государства.
На пути превращения России в современное правовое демократическое, социальное государство нам, к сожалению, так и не удалось создать основу такого государства - самоуправляемое гражданское общество, которое бы эффективно взаимодействовало и контролировало государственную власть, ограничивало ее в интересах большинства членов общества.
Поэтому, к сожалению, приходится констатировать, что государство до сих пор защищает и отражает интересы не большинства, а привилегированного меньшинства, сумевшего в ходе несправедливой приватизации государственной собственности встать над обществом и его интересами.
В конце второй главы, можно сказать, что формы реализации функций государства представляют собой деятельность основных структурных элементов механизма государства, то есть определенные специфичные виды государственной деятельности. С другой стороны, это однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции. Функции выполняются всеми субъектами государственной власти. В связи с этим особенности организации и структуры определенного органа власти, его место в системе всех органов определяют специфику форм его деятельности.
Согласно приведенному пониманию формы реализации зависят от специфики деятельности отдельных звеньев механизма государства, выполняющих его функции. Прослеживается тесная взаимосвязь между принципом разделения властей и классификацией основных форм осуществления функций государства.
Методы осуществления функций государства представляют собой принуждение и убеждение, стимулирование и ограничение, которые в свою очередь выражаются в наборе соответствующих способов воздействия – наказании, поощрении, запретах, обзывании, дозволении и т.д. Набор этих способов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.
Заключение
Практически любая функция в рамках единой системы отвлекает от других определенные ресурсы и притом не всегда в достаточной мере компенсирует их своим продуктом. В результате один и тот же вид деятельности выступает в одной связи как функция, а в другой - как дисфункция. Это является закономерным внутренне противоречивым взаимоотношением функций в процессе их реализации и выражается понятием функционирования государства. Источниками определённой дисфункциональность различных видов государственной деятельности могут быть как обще социальные, так и социально-политические факторы. Первые заключаются в уровне развития производительных сил, науки и техники, общей культуры в каждый данный момент. Факторы второго рода с особой силой проявляются в изжившей себя общественно-политической формации.
К внутренним функциям государства относятся:
- экономическая;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка;
- экологическая;
- стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий;
- информационная и социальная.
К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.
Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, которые оно преследует.
Формы реализации функций государства представляют собой деятельность основных структурных элементов механизма государства, то есть определенные специфичные виды государственной деятельности. С другой стороны, это однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции. Функции выполняются всеми субъектами государственной власти. В связи с этим особенности организации и структуры определенного органа власти, его место в системе всех органов определяют специфику форм его деятельности.
Согласно приведенному пониманию формы реализации зависят от специфики деятельности отдельных звеньев механизма государства, выполняющих его функции. Прослеживается тесная взаимосвязь между принципом разделения властей и классификацией основных форм осуществления функций государства.
Методы осуществления функций государства представляют собой принуждение и убеждение, стимулирование и ограничение, которые в свою очередь выражаются в наборе соответствующих способов воздействия – наказании, поощрении, запретах, обзывании, дозволении и т.д. Набор этих способов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.
В целом, можно сказать, что понимание функций государства во многом зависит от того, каково понимание самого государства, какие моменты в его характеристике - как организма, как механизма или как социального института. Вполне очевидным является то, что теория государства и права рассматривает государство, прежде всего, как социальный институт. В тех случаях, когда ставится вопрос о государстве как об особом организме или механизме, речь идет лишь о применении специфического методологического приема в исследовании государства с целью дать ему более полную и всестороннюю характеристику. При этом тот факт, что государство является особой социальной организацией (социальным институтом, частью социальной системы и т. п.), сомнениям не подвергается.
Так как государство является, прежде всего, социальным институтом, в изучении вопроса о функциях государства нам способна помочь методология социологической теории. Ее применение предполагает, что вопрос о функциях может ставиться либо как вопрос об особой роли социального института или социального процесса, либо как вопрос о значимой в социологическом плане зависимости. Говоря о функциях государства как социального института, мы, конечно, имеем в виду не какую-либо зависимость, а некий эффект, производимый деятельностью государства, причем именно эффект, обнаруживаемый вовне, в социальной среде, в обществе - именно в этом смысле говорят об экономической, идеологической, социальной и иных функциях государства.
Принимая во внимание, изложенное, функцию государства можно определить, как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих общество классов, социальных групп, отдельных индивидов.