Сущность и понятие функций государства
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Сущность и понятие функций государства.. 5
1.1 Подходы к понятию государства. 5
1.2 Теории возникновения государства. 7
1.3 Функции государства. 11
2 Анализ правового регулирования и проблем функций государства.. 20
2.1 Правовые и организационные формы осуществления государством своих функций 20
2.2 Проблемы реализаций функций государства. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.. 41
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права, исследуя проблемы взаимоотношений государства и общества, делает вывод о том, что современное государство должно выступать, прежде всего, организацией политической власти, призванной представлять общие интересы населения, а деятельность государства должна быть направлена на решение общесоциальных проблем. Современное государство, управляя делами общества, обязано стремится к стабильному и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка, обеспечению гражданского мира и согласия в обществе.
С одной стороны, государство, являясь основным институтом политической системы общества, независимо от особенностей эпохи и типа своего устройства, призвано координировать и балансировать взаимоотношения между индивидами, классами, социальными, этническими группами населения и регионами, обеспечивать целостность, жизнеспособность и безопасность всего общества.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.
Функции государства традиционно определяют, как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением функций государства.
Объектом исследования являются функции государства.
Целью исследования является исследовать понятие и содержание функций государства.
Для решения поставленной цели рассмотрим ряд задач:
- рассмотреть подходы к понятию государства;
- исследовать теорию возникновения государства;
- определить содержание функций государства;
- проанализировать проблемы реализации функций государства.
Методологической основой исследования являются сравнительно-правовой и системный метод.
Сущность и понятие функций государства
Функции государства
Функции государства - это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Они должны быть обусловлены объективными потребностями общества, государства, решать общие дела, содержание которых исторически определено.
Признаки функций:
- устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
- непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением;
- направленность деятельности государства на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества:
- осуществление функций в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных методов.[8]
Классификацию функций можно осуществлять по различным основаниям.
В юридической литературе предлагаются самые разные критерии классификации функций права. При этом нередко исследователи пытаются применить к теории функций права критерии классификации функций государства, что, на наш взгляд, далеко не всегда возможно и объективно оправданно. Классификация функций права должна иметь самостоятельный характер и отражать сущностные характеристики именно функций права, а не государства. Ведь смысл любой классификации не в самой классификации, а в том, чтобы раскрыть специфику каждого классификационного элемента и отразить взаимосвязь между этими элементами.
Традиционной является классификация функций права в соответствии с элементами системы права, в которой выделяют пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные несколькими) но не всем отраслям); отраслевые (свойственные одной отрасли); правовых институтов (свойственные конкретному институту права); норм права (свойственные конкретному виду норм права). При этом общеправовые функции выступают в качестве базовых, но в то же время носят наиболее общий характер и конкретизируются в функциях более низкого уровня. Данная классификация, на наш взгляд, вполне обоснована с тем уточнением, что общеправовые функции свойственны не только отраслям внутригосударственного, но и международного права, поскольку отражают сущность права в целом как социального регулятора, на основе которого строится не только национальный, но и мировой правопорядок.
Также все функции права делят на специально-юридические (собственно-юридические) и обще социальные (социальные). К собственно-юридическим функциям традиционно относят регулятивную и охранительную. Это те функции, которые имманентны праву характеризуют его как самостоятельное явление и обусловливают саму необходимость его существования.
Регулятивная функция отражает сущность права как одного из основных социальных регуляторов. Особенности этой функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В зависимости от специфики формы реализации данной функции выделяют в её рамках две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в соответствующих правовых нормах и институтах. Право юридически закрепляет те социальные отношения, которые необходимы для нормального существования и развития общества (например, отношения собственности). Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения внесения позитивных изменений в сложившуюся ситуацию,
Охранительная функция отражает важнейшую роль права как средства охраны общественных отношений. Содержание данной функции заключается в недопущении нарушения установленного при помощи юридических норм правопорядка, своевременном выявлении и пресечении правонарушений привлечении к юридической ответственности правонарушителей. Важно подчеркнуть, что охранительная функция проявляется не только тогда, когда совершается правонарушение, основное её назначение заключается в превентивной охране общественных отношений, в предотвращении совершения правонарушений, охранительная функция в зависимости от форм её реализации делится на две подфункции: профилактическую и оперативную, профилактическая функция предполагает использование правовых средств и методов в целях недопущения возможных, но еще не совершенных правонарушений, она может осуществляться как в отношении всех субъектов права, так в отношении определенных социальных групп, представители которых наиболее склонны к совершению правонарушений, оперативная функция предполагает использование правовых средств и методов для выявления и пресечения правонарушений, привлечения к юридической ответственности правонарушителей, осуществления правосудия, исполнения наказаний, она всегда осуществляется в отношении конкретных лиц-правонарушителей.
Социальные функции права раскрывают направления воздействия права на соответствующие сферы общественной жизни. В литературе перечень социальных функций весьма разнообразен и включает: экономическую, политическую, воспитательную; ценностную, познавательную, информативную, коммуникативную и иные. Последние еще предлагают называть социально-психологическими, поскольку непосредственным объектом этих функций является сознание, психика личности. Содержание данных функций в той или иной степени очевидно из их названия, поэтому не вдаваясь в их подробную характеристику отметим лишь, что, на наш взгляд, выделение подобной группы функций носит скорее доктринальный, нежели практический характер, На практике указанные функции реализуются через механизмы регулятивной и охранительной функций, то есть через собственно-юридические функции.[9]
Как в этой связи справедливо отмечает Сырых В. М., само название «социальные функции» в данном случае неудачно: такая классификация создает впечатление, что собственно-юридические и социальные функции осуществляются раздельно, как бы сами по себе.
Хотя в действительности то, что понимается, например, под «экономической» или «политической» функциями, это те же «регулятивная» и «охранительная» функции, комплексно осуществляемые в какой-то определенной широкой сфере общественной жизни, Учитывая, что право по своей сущности это социальный регулятор, то и все функции его объективно носят социальный характер, Россолов В. В. подчеркивает условность выделения социальных функций права, отмечая, что «право по своей природе не призвано решать задачи иного рода, нежели упорядочивание общественных отношений[10]. Действительно, регулирование общественных отношений осуществляется практически во всех сферах жизнедеятельности человек - и в экономической, и в социальной, и в экологической и т.д. Но право при этом не решает чисто экономические, социальные и т. д., задачи, то есть не делает того, что присуще государству». Соответственно, выделение подобных обще социальных функций в большей степени характерно для государства, а не для права. И хотя государство реализует свои функции с использованием правовых средств, тем не менее, отождествлять функции государства и функции права необоснованно.
Также весьма дискуссионной является и еще одна распространенная в юридической литературе классификация всех функций в зависимости от значения направления воздействия права на общественную жизнь, от объема правового регулирования и т.п., на основные и неосновные функции права.
Безрядин Д. Н. относит к числу основных регулятивную и охранительную функции, а в отношении неосновных функций отмечает, что их число не является величиной постоянной, они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия и т. п. При этом в качестве неосновных собственно-юридических функций предлагается рассматривать ограничительную, компенсационную и восстановительную функции. В числе неосновных социальных функций называются: экологическая, социальная (в узком смысле этого слова), информационная[11].
Россолов В. В. к числу основных функций права, наряду с регулятивной и охранительной, относит также восстановительную функцию, обеспечивающую восстановление общественного порядка, прежнего правового положения субъектов правоотношений, чьи права были нарушены, возврат незаконно изъятого имущества и т.д., поскольку данная функция имеет свои самостоятельные цели, задачи, формы и средства реализации[12]. Именно обозначенные три функции, по мнению ученого, в своих единстве и взаимосвязи обеспечивают реализацию одной общей ключевой функции права, характеризующей его как специфический социальный регулятор и как самостоятельный феномен объективной реальности, - упорядочивания общественных отношений.
Поляков А. В. выделяет основные и иные (неосновные) функции, но по другому критерию. Используя двуединый критерий сочетания характера и цели воздействия права на общественные отношения, ученый выделяет три общих основных, собственно-юридических, функции права (регулятивностатическую, регулятивно-динамическую и регулятивно-охранительную) и одну общую не основную, не собственно-юридическую, воспитательную функции. Указанная точка зрения отличается от преобладающей в юридической литературе позиции рассмотрения регулятивной и охранительной функций как самостоятельных[13].
И наш взгляд, подход Поляков А. В. не лишен в данном случае оснований, поскольку в реальной жизни все функции взаимосвязаны, будучи обусловлены единой сущностью права: регулирование общественных отношений осуществляется в том числе и с целью их охраны, а охранительные нормы права, закрепляя те или иные варианты поведения, неизбежно оказывают регулирующее воздействие. Что же касается единственной неосновной функции права, которую выделяет исследователь-воспитательной, то она выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на поведение людей: «Тогда как регулятивно-статическая, регулятивно-динамическая и регулятивно-охранительная функции права заполняют своим содержанием большую, основную часть воздействия права - правовое регулирование, воспитательная функция права охватывает своим содержанием остальную, выходящую за пределы правового регулирования часть воздействия права, осуществляемого не специально юридическими, а обще социальными, присущими всем надстроечным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура». Таким образом, Поляков А. В., используя понятия «основные» и «неосновные» функции, фактически под первыми понимает собственно-юридические, а под вторыми не собственно-юридические функции права, не рассматривая при этом последние как социальные[14].
По нашему мнению, классификация функций на основные и неосновные логически не вполне корректна, поскольку в самом понятии функции, как правило, содержится указание на то, что это основные направления правового воздействия, а основные направления неосновными быть не могут Рассолов М. М. справедливо указывает, что к вопросу о причислении тех или иных функций права к числу основных следует относиться весьма осторожно: во-первых, чтобы не нарушить общую субординацию, а во-вторых, чтобы не исказить сущностные черты права как феномена объективной реальности, не приписать то, что не присуще ему по природе и не соответствует его социальному назначению[15]. И в целом, на наш взгляд, подобное деление носит весьма субъективный характер.
Однако по сути своей данная классификация оправдана, т.к. значение разных функций права неодинаково. Поэтому мы предлагаем, используя в качестве критерия - значение функции, её роль в механизме правового воздействия, делить все функции на первичные (вместо основных) и производные (вместо неосновных). Первичные функции непосредственно отражают сущность и назначение права как социального регулятора и конкретизируются в производных, своего рода дополнительных функциях (что отнюдь не принижает значение последних). При этом производные функции не существуют изолировано, они проявляют в себе соответствующие элементы первичных функций, базируются на них.
О производных функциях, но несколько в ином контексте пишет и Ростовщиков И. В., в зависимости от сферы общественных отношений, избирательно подпадающих под функциональное воздействие права, т. е. под правовое регулирование, он предлагает выделять:
- производные от основных общие функции права;
- производные от основных частные функции права;
- производные от основных функции отраслей права;
- производные от основных и отраслевых функции правовых институтов;
- производные от основных, отраслевых функций и функций правовых институтов функции отдельных правовых норм[16].
Последние три группы, на наш взгляд, по сути дублируют классификацию функций права в зависимости от элементов системы права, но указание на то, что эти функции производны от основных действительно несет важную смысловую нагрузку Что касается производных от основных общих функций права, то под ними ученый понимает «стабильное комплексное приложение основных собственно юридических функций к однородным крупным, широким сферам общественных отношений» и относит экономическую, политическую, социально-культурные функции. Производные от основных частные функции права он трактует как «комплексное приложение основных специально-юридических функций к определенным более или менее широким сферам общественных отношений, правовое регулирование которых в связи с конкретной исторической обстановкой выступает на передний план, требует к себе повышенного внимания», например, экологическая, налоговая.
По продолжительности осуществления функции права дифференцируют на постоянные и временные. При этом к постоянным функциям относят такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время. Временные же функции рассматривают как направления правового воздействия, которые существуют в течение лишь ограниченного временного отрезка. Данная классификация, на наш взгляд, вполне обоснована, но с той оговоркой, что временные функции, как правило, лишь дополняют или конкретизируют постоянные функции применительно к определенной ситуации (например, при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации).
В конце первой главы, можно сказать, что практически любая функция в рамках единой системы отвлекает от других определенные ресурсы и притом не всегда в достаточной мере компенсирует их своим продуктом. В результате один и тот же вид деятельности выступает в одной связи как функция, а в другой - как дисфункция.
Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, которые оно преследует.
Заключение
Практически любая функция в рамках единой системы отвлекает от других определенные ресурсы и притом не всегда в достаточной мере компенсирует их своим продуктом. В результате один и тот же вид деятельности выступает в одной связи как функция, а в другой - как дисфункция. Это является закономерным внутренне противоречивым взаимоотношением функций в процессе их реализации и выражается понятием функционирования государства. Источниками определённой дисфункциональность различных видов государственной деятельности могут быть как обще социальные, так и социально-политические факторы. Первые заключаются в уровне развития производительных сил, науки и техники, общей культуры в каждый данный момент. Факторы второго рода с особой силой проявляются в изжившей себя общественно-политической формации.
К внутренним функциям государства относятся:
- экономическая;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка;
- экологическая;
- стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий;
- информационная и социальная.
К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.
Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, которые оно преследует.
Формы реализации функций государства представляют собой деятельность основных структурных элементов механизма государства, то есть определенные специфичные виды государственной деятельности. С другой стороны, это однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции. Функции выполняются всеми субъектами государственной власти. В связи с этим особенности организации и структуры определенного органа власти, его место в системе всех органов определяют специфику форм его деятельности.
Согласно приведенному пониманию формы реализации зависят от специфики деятельности отдельных звеньев механизма государства, выполняющих его функции. Прослеживается тесная взаимосвязь между принципом разделения властей и классификацией основных форм осуществления функций государства.
Методы осуществления функций государства представляют собой принуждение и убеждение, стимулирование и ограничение, которые в свою очередь выражаются в наборе соответствующих способов воздействия – наказании, поощрении, запретах, обзывании, дозволении и т.д. Набор этих способов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.
В целом, можно сказать, что понимание функций государства во многом зависит от того, каково понимание самого государства, какие моменты в его характеристике - как организма, как механизма или как социального института. Вполне очевидным является то, что теория государства и права рассматривает государство, прежде всего, как социальный институт. В тех случаях, когда ставится вопрос о государстве как об особом организме или механизме, речь идет лишь о применении специфического методологического приема в исследовании государства с целью дать ему более полную и всестороннюю характеристику. При этом тот факт, что государство является особой социальной организацией (социальным институтом, частью социальной системы и т. п.), сомнениям не подвергается.
Так как государство является, прежде всего, социальным институтом, в изучении вопроса о функциях государства нам способна помочь методология социологической теории. Ее применение предполагает, что вопрос о функциях может ставиться либо как вопрос об особой роли социального института или социального процесса, либо как вопрос о значимой в социологическом плане зависимости. Говоря о функциях государства как социального института, мы, конечно, имеем в виду не какую-либо зависимость, а некий эффект, производимый деятельностью государства, причем именно эффект, обнаруживаемый вовне, в социальной среде, в обществе - именно в этом смысле говорят об экономической, идеологической, социальной и иных функциях государства.
Принимая во внимание, изложенное, функцию государства можно определить, как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих общество классов, социальных групп, отдельных индивидов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Сущность и понятие функций государства.. 5
1.1 Подходы к понятию государства. 5
1.2 Теории возникновения государства. 7
1.3 Функции государства. 11
2 Анализ правового регулирования и проблем функций государства.. 20
2.1 Правовые и организационные формы осуществления государством своих функций 20
2.2 Проблемы реализаций функций государства. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.. 41
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права, исследуя проблемы взаимоотношений государства и общества, делает вывод о том, что современное государство должно выступать, прежде всего, организацией политической власти, призванной представлять общие интересы населения, а деятельность государства должна быть направлена на решение общесоциальных проблем. Современное государство, управляя делами общества, обязано стремится к стабильному и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка, обеспечению гражданского мира и согласия в обществе.
С одной стороны, государство, являясь основным институтом политической системы общества, независимо от особенностей эпохи и типа своего устройства, призвано координировать и балансировать взаимоотношения между индивидами, классами, социальными, этническими группами населения и регионами, обеспечивать целостность, жизнеспособность и безопасность всего общества.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.
Функции государства традиционно определяют, как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением функций государства.
Объектом исследования являются функции государства.
Целью исследования является исследовать понятие и содержание функций государства.
Для решения поставленной цели рассмотрим ряд задач:
- рассмотреть подходы к понятию государства;
- исследовать теорию возникновения государства;
- определить содержание функций государства;
- проанализировать проблемы реализации функций государства.
Методологической основой исследования являются сравнительно-правовой и системный метод.
Сущность и понятие функций государства