Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии
Либеральная | Коллективистская | Плюралистическая | |
Основоположники | Некоторые из основополагающих принципов были заложены в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. | Представителям являются Ж.-Ж.Руссо, К.Маркс, Б.И. Ленин, немецкий философ права К.Шмитт — автор учения о «гомогенном обществе» и «тотальном государстве». Коллективистские взгляды на демократию достаточно ярко выражены в коммунистических утопиях Т. Мора, Э. Кабе и др. | Представителями плюралистической теории являются Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль. |
Отличительные черты | 1. Отождествление народа как источника власти с собственниками-мужчинами и работающими женщинами при наличии имущественного ценза. 2. Соблюдение прав личности и предпочтение индивидуальности, что гарантировано конституцией и судом. 3. Узкополитический характер демократии, ибо свобода понимается как отсутствие принуждения. 4. Парламентаризм (представительство). 5. Государство стоит на охране общественного порядка и безопасности, не вмешивается в дела гражданского общества. 6. Разделение властей, действие системы сдержек и противовесов. а) 7. Ограничение власти большинства над меньшинством, так как меньшинство вправе иметь свое мнение. | 1. Отсутствие противоречий внутри народа; 2. Коллективистское понимание свободы; 3. Тоталитарный характер власти, беззащитность личности и меньшинств; 4. Устранение самой проблемы прав человека; 5. Всеобщая политическая мобилизация, прямое участие в управлении; 6. Декларирование социалистической демократии. | 1. Центральный элемент системы – заинтересованная группа; 2. Общая воля осуществляется через конфликтное взаимодействие групп; 3. Динамикой демократической власти является соперничество и баланс групповых интересов; 4. Наличие сдержек и противовесов в социальной сфере; 5. государство поддерживает социальную справедливость; 6. распыление или диффузия власти; 7. ценностный консенсус. |
Сильные стороны | Прежде всего, либеральная демократия опирается на главенство закона и всеобщее равенство перед ним. Поэтому именно при демократии обеспечивается наибольший уровень законности и порядка. Либеральная демократия обеспечивает подотчётность органов власти перед нацией, облагораживает стремление к власти и вынуждает правительство работать на благо нации. Это обеспечивает относительно низкий уровень коррупции, который при авторитарном режиме, возможно, достичь только ценой предельно жёсткой диктатуры. Поскольку политически важные решения принимают избранные представители — профессионалы, состоящие в политических элитах, — это освобождает народ от необходимости тратить время на изучение и обсуждение множества государственных вопросов. Конституционная защита от диктатуры большинства является существенным достоинством этого режима и отличает его от других разновидностей демократии. Благодаря тому, что меньшинство способно оказывать влияние на процесс принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности для обеспеченных, социальную защиту для бедных, а также сглаживание культурных, этнических и религиозных конфликтов. Следствием либеральной демократии является накопление человеческого капитала, низкая инфляция, меньшая политическая и экономическая нестабильность и относительно невысокое вмешательство государства в деятельность предпринимателей. Ряд исследователей полагает, что эти обстоятельства (в особенности, экономическая свобода) способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения, выраженном в ВВП на душу населения. | Несмотря на неудачность своих практических попыток, идейное и политическое движение за коллективистскую демократию критикой классовой ограниченности либерального государства, постановкой целого ряда важнейших политических проблем (например, вопроса о социальном равенстве как условии демократии, о социальных правах личности) и практическим опытом грандиозного по своим масштабам и замыслам социального эксперимента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада. | В плюралистических концепциях демократия рассматривается как форма правления, позволяющая различным социальным группам свободно выражать свои интересы и обеспечивающая баланс сил между этими группами, исключающая монополию на власть одной из групп. |
Слабые стороны | - социально-классовая ограниченность, так как она не распространяется на все население; - формальность и декларативность ее для бедных, так как царит имущественная поляризация, что создает практические трудности; - ограниченность сферы политического участия личности и появление представительной политической элиты, отчуждение граждан от общества и появление политической апатии; - принижение роли государства в управлении обществом, ведь демократическое государство – не «ночной сторож», оно должно регулировать конфликты, экономику, социальные процессы; - придание излишнего значения индивидуализму ведет к росту эгоизма, подрывает основы общества, игнорирует коллективную природу человека. | Уроки коллективистских экспериментов показали несостоятельность и несовместимость с подлинной демократией коллективной демократии. На деле общая воля народа оказалась вымыслом и мифом, правила такими странами лишь группа людей (в СССР – партийная и советская номенклатура). | Слабости плюралистической демократии состоят в том, что сама модель ее консервативна, так как трудно достичь согласия всех групп, кроме того, это не власть большинства, и она игнорирует неравенство в имущественном положении людей. Так же не принимает во внимание того факта, что в современных странах Запада к заинтересованным группам (которые она считает субъектом политики) относится не более 1/3населения, а степень влияния различных групп на власть и жизнь общества неодинакова: среди них есть более сильные и более слабые. |
Формы демократии.
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.
1) Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений (Аним. 2)
В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.
Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.
2) Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией (Аним. 2).
Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.