Исторические концепции происхождения государства и права (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, насилия и др.).
Теологическая – государство результат божественной воли. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу Г невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально Г возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства.
Патриархальная – государство это большая семья. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое Г, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государство и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Авторы: Аристотель, Конфуций.
Договорная – эта теория предполагает социальное предназначение государства. Получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г. Гроция, Дж.Локка, Г. Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государства возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государства. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа (если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это – договор подчинения; если между населением, то – договор объединения). В противном случае народ имеет право на восстание.
Марксистская – появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт государства для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение государства (с марксисткой точки зрения государства есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государства. Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство).
Теория насилия – государства возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие(Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). Но многие учёные придерживаются мнения, что навязать государственность никакой силой невозможно, если само население ещё "не созрело". Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л. Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.
Психологическая – государства итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий. объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государства для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как, прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.
Расовая – существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает Г. Автор: Жозеф Артур де Гобино.
Органическая – эта теория переносит законы природы на человеческое общество. Крупнейшим представителем теории был Г.Спенсер, считает Г результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.
Патримониальная – государства произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет. Автор: Галлер.
Ирригационная – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Г выступает как организатор масштабных работ.
На процесс возникновения государства оказывает воздействие множество факторов. Каждая из теорий абсолютизирует роль одного из факторов. Лишь их объединение может дать ответ.
Основные теории происхождения права
1) Примирительная теория – её придерживаются западные научные круги, Берман, Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.
2) Регулятивная – этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.
3) Теологическая – право есть результат божественной воли, и оно устанавливается на земле через божественного пророка (фараон, монарх).
4) Теория естественного права – у каждого человека с рождения есть определённый набор естественных прав (свобода, равенство). С развитием общества естественные права начинают гарантироваться законами государства, эти законы и образуют право, которое, таким образом, изначально должно быть направленно на защиту интересов и прав личности.
5) Историческая теория – право возникает на основе эволюции общества, возникает оно спонтанно, выделяется из народного духа, народного сознания. Законодатель должен облекать в юридическую форму то, что уже существует. Из этой теории следует, что право не универсально, право каждого народа уникально, и "работает" лишь для данного народа. Право это объективное явление.
6) Марксистская – право это возведённая в закон воля господствующего класса, один (господствующий) класс видоизменяет обычаи для подчинения другого класса. Все эти процессы обусловлены экономическим фактором.
7) Теория специализации – право обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобретает личностный характер