Тема 4. Государство и право Японии в Новейшее время

1. Особенности общественного строя Японии в период между двумя мировыми войнами. Военно-монархическая диктатура.

2. Союз монархической Японии с нацистской Германией. Агрессия Японии в Китае. Новые структуры: политическая и экономическая, характер и цели.

3. Участие и разгром Японии во Второй мировой войне. Потсдамская декларация. Разработка и принятие новой конституции.

4. Япония — конституционно-монархическое государство. Ликвидация феодальных отношений в деревне. Научно-техническая революция в Японии и ее влияние на общественно-политический строй, утвердившийся в стране.

Лекции

I семестр

1.Установочная лекция по всему курсу Истории государства и права зарубежных стран.

Тема. Введение в предмет и методология его изучения. Характеристика основных эпох развития мировой цивилизации. ( 2 часа)

1. Предмет, значение, цели и задачи Истории государства и права зарубежных стран.

2. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

3. Основные черты государства и права древневосточных государств.

4. Государственно правовые институты стран Западной Европы в Средние века.

5. Становление буржуазного государства и права в странах Западной Европы и США.

При подготовке к данной лекции студент должен посмотреть программу курса и учебник по истории государства и права зарубежных стран, уяснив основные этапы общества и особенности его развития на различных стадиях.

Обобщающая лекция по всему курсу Истории государства и права зарубежных стран.

Тема. Основные тенденции развития государства и права стран Западной Европы и США в период Нового и Новейшего времени (2 часа).

1. Становление парламентской монархии в Англии.

2. Образование и развитие федеративного государства в США.

3. Возникновение и развитие государства и права нового исторического типа во Франции.

4. Объединение Германии, крах второго Рейха, установление Веймарской республики.

При подготовке к данной лекции студент должен уяснить суть революционных преобразований и причины изменений в государственном строе Англии, Франции и Германии в Новое и Новейшее время, а также причины возникновения США. Следует обратить особое внимание на развитие парламентаризма и двухпалатной системы. Необходимо рассмотреть и изучить конституционные акты этих государств и их особенности, а также акты, регулирующие имущественные отношения во Франции и Германии ( Кодекс Наполеона и Германское Гражданское Уложение).

Практические занятия

Тема 1. Государственный строй Афин периода их расцвета (первый опыт демократии эпохи Древнего мира) (2 часа)

1. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Их значе­ние для демократизации государственного строя Афин.

2. Органы власти и управления Афин в классический период.

3. Основные принципы афинской демократии.

4. Значение афинской демократии.

Особое внимание студенты должны обратить на указанные реформы и определить значение каждой из них для развития демократии в Афинах.

Тема 2. Законы XII таблиц в Древнем Риме (2 часа)

1. Происхождение Законов XII таблиц

2. Вещные права по Законам XII таблиц: право квиритской собственности и сервитута.

3. Обязательства из договоров и из деликтов в древнейшем римском праве.

4. Основные черты семейного и наследственного права по Законам XII таблиц.

Студентам важно уяснить особенности основных институтов цивильного права, как базовых для дальнейшего развития римского права.

Тема 3. Образование США (2 часа)

1. Война английских колоний за независимость. Декларация независимости. Статьи конфедерации.

2. Переход к федерации. Конституция 1787 г.

3. Билль о правах 1791 г.

Важно уяснить суть принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, федерализма.

Тема 4. Гражданский кодекс Франции 1804 г. и Германское гражданское уложение 1896 г. (2 часа)

1. Общая характеристика кодексов (история создания, источ­ники, принципы, система).

2. Право собственности.

3. Обязательственное право.

Студентам следует выявить общие принципы создания кодексов, а также отметить особенности каждого из них.

3.4 Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы:

· Предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

· Изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

· Ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

· Работа с дополнительной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

· Решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

· Подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;

· Подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференциях.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса.

Раздел 1.

Наши рекомендации