Государство и право древнего мира

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цели освоения дисциплины………………………………………………………...3

2.Место дисциплины в структуре ООП……………………………………………...6

3.Структура и содержание дисциплины……………………………………………...6

3.1. Содержание дисциплины (программа курса) …………………………………...7

3.2 Лекции для студентов заочной формы обучения по сокращенной программе обучения на базе высшего образования (ВО) …………….………………………...16

3.3.Планы практических занятий………………………………………………… .17

3.4. Самостоятельная работа студента……………………………………………....17

4. Образовательные технологии…………………………………………………… 21

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости…………………. .21

6. Планируемые результаты освоения дисциплины…………………………… …31

7.Учебно-методическое обеспечение……………………………………………….34

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………..46

1. Цели освоения учебной дисциплины

Основная цельдисциплины «История государства и права зарубежных стран» - формирование у студентов научного юридического мировоззрения, основанного на высокой общей и профессиональной культуре, глубоких знаниях и приверженности принципам законности, ценностям законности и справедливости.

Задачамидисциплины являются:

- раскрытие места и значения данной учебной дисциплины в системе изучения отраслей права;

- усвоение студентами исторических тенденций развития государства и права;

- обучение комплексному восприятию учебного материала, методике сравнительного анализа, проблемному подходу к использованию источников;

- формирование у студентов представления о закономерностях развития государства и права зарубежных стран в конкретных исторических условиях;

- приобретение студентами навыков толкования различных источников права.

Изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» к следующим видам профессиональной деятельности (п.4.3. ФГОС ВПО):

· нормотворческая;

· правоприменительная;

· экспертно-консультационная;

· педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п.4.4. ФГОС ВПО):

· нормотворческая деятельность;

· участие в подготовке нормативно-правовых актов;

· правоприменительная деятельность;

· обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

· составление юридических документов;

· правоохранительная деятельность;

· обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

· охрана общественного порядка;

· предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений;

· защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

· консультирование по вопросам права;

· осуществление правовой экспертизы документов;

· педагогическая деятельность;

· преподавание правовых дисциплин;

· осуществление правового воспитания.

Изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает формирование у выпускников в правоприменительной деятельности:

· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для подготовки высококвалифицированных юристов. Данная дисциплина является одной из базовых в системе юридических наук. Ее изучение позволяет понять наиболее общие закономерности государственно-правовых систем в их исторической эволюции. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию обще правовой культуры, но и создает условия, дающие студенту возможность увидеть всю сложность и противоречивость развития государства и права, а на основе этого глубже понять современную государственность и прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем. Важно отметить, что современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая важная веха в истории.

Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывает предпосылки будущего. Таким образом, чтобы понять историю современного государства и права, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Соответственно, история государства и права зарубежных стран как учебная дисциплина исследует процесс возникновения, становления, развития, расцвета и упадка государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности.

Данная дисциплина анализирует содержание доминирующих государственно-правовых процессов в тех или иных цивилизациях, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает главенствующие направления государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные особенности этой истории.

Таким образом, история государства и права зарубежных стран в числе важнейших конкретных исторических проблем изучает возникновение и развитие прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на его ошибках, чтобы их не повторять.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» относится к базовой части профессионального цикла ООП.

Индекс дисциплины по ФГОС – Б1.Б.3

Дисциплины, с которыми соотносится данный курс: «История», «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Римское право», «Конституционное право зарубежных стран», «История политических и правовых учений», «Международное право».

Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» занимает одно из ведущих мест в системе отраслевых юридических дисциплин, изучаемых в учебных заведениях высшего профессионального образования, принадлежит к числу фундаментальных юридических дисциплин. История государства и права зарубежных стран тесно соприкасается, взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права наиболее активное: история государства и права зарубежных стран использует сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное, гражданское, уголовное право, связь выражается в том, что история государства и права зарубежных стран прослеживает исторические судьбы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов. Знание истории государства и права зарубежных стран открывает возможности для сравнительного правоведения.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

В соответствии с учебным планом общая трудоемкость при изучении истории государства и права зарубежных стран составляет 252 часа, 7 зачетных единиц.Виды работ по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции практические занятия СРС
1. «Методология изучения предмета».    
2. «Государство и право в Древнее время и в Средние века».
3. Государство и право Нового времени.
4. «Государство и право Новейшего времени».    

3.1. Содержание дисциплины

Введение

1.Предмет и значение истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

2.Цели и задачи курса «История государства и права зарубежных стран»

3. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук.

4.Методология и методика истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

5.Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Лекции

I семестр

1.Установочная лекция по всему курсу Истории государства и права зарубежных стран.

Тема. Введение в предмет и методология его изучения. Характеристика основных эпох развития мировой цивилизации. ( 2 часа)

1. Предмет, значение, цели и задачи Истории государства и права зарубежных стран.

2. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

3. Основные черты государства и права древневосточных государств.

4. Государственно правовые институты стран Западной Европы в Средние века.

5. Становление буржуазного государства и права в странах Западной Европы и США.

При подготовке к данной лекции студент должен посмотреть программу курса и учебник по истории государства и права зарубежных стран, уяснив основные этапы общества и особенности его развития на различных стадиях.

Практические занятия

Тема 1. Государственный строй Афин периода их расцвета (первый опыт демократии эпохи Древнего мира) (2 часа)

1. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Их значе­ние для демократизации государственного строя Афин.

2. Органы власти и управления Афин в классический период.

3. Основные принципы афинской демократии.

4. Значение афинской демократии.

Особое внимание студенты должны обратить на указанные реформы и определить значение каждой из них для развития демократии в Афинах.

Тема 2. Законы XII таблиц в Древнем Риме (2 часа)

1. Происхождение Законов XII таблиц

2. Вещные права по Законам XII таблиц: право квиритской собственности и сервитута.

3. Обязательства из договоров и из деликтов в древнейшем римском праве.

4. Основные черты семейного и наследственного права по Законам XII таблиц.

Студентам важно уяснить особенности основных институтов цивильного права, как базовых для дальнейшего развития римского права.

Тема 3. Образование США (2 часа)

1. Война английских колоний за независимость. Декларация независимости. Статьи конфедерации.

2. Переход к федерации. Конституция 1787 г.

3. Билль о правах 1791 г.

Важно уяснить суть принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, федерализма.

Тема 4. Гражданский кодекс Франции 1804 г. и Германское гражданское уложение 1896 г. (2 часа)

1. Общая характеристика кодексов (история создания, источ­ники, принципы, система).

2. Право собственности.

3. Обязательственное право.

Студентам следует выявить общие принципы создания кодексов, а также отметить особенности каждого из них.

3.4 Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы:

· Предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

· Изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

· Ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

· Работа с дополнительной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

· Решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

· Подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;

· Подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференциях.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса.

Раздел 1.

Раздел 2.

Раздел 3.

Раздел 4.

Раздел 5.

Образовательные технологии

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  I   Лекция Лекция-презентация «Введение в предмет и методология его изучения. Характеристика основных эпох развития мировой цивилизации».   Лекция-презентация «Основные тенденции развития государства и права стран Западной Европы и США в период Нового и Новейшего времени»      
      Практическое занятие Дискуссия «Государственный строй Афин периода их расцвета (первый опыт демократии эпохи Древнего мира)»   Работа с нормативными актами «Образование США (2 часа)»   Ролевая игра «Законы XII таблиц в Древнем Риме»   Работа в малых группах по проблемным вопросам «Гражданский кодекс Франции 1804 г. и Германское гражданское уложение 1896 г.»        

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

Контроль за самостоятельной работой студентов и оценка ее результатов может быть осуществлена различными методами. Среди них первое место принадлежит экспертному методу с его классическим подходом, который осуществляется:

· в устном опросе преподавателем студентов в ходе практического занятия;

· проверке предложенных студентам контрольных работ;

· оценке докладов, сообщений, с которыми студенты выступают на практических занятиях.

Вопросы для самопроверки

Экзамен сдается по всему курсу, поэтому в билеты включаются вопросы как по первой, так и по второй части курса.

Учебно-методическое обеспечение

Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины

Изучение курса «Истории государства и права зарубежных стран» предполагает, прежде всего, самостоятельную работу с нормативно-правовыми ак­тами. Именно знание закона, умение правильно уяснить его содержание и значение - главная задача при изучении курса. В курсе Истории государства и права зарубежных стран рассматривается весьма большое количество нормативно-правовых актов, поэтому важно научиться работать с ними. При этом дополнительно используется Хрестоматия по Истории государства и права зарубежных стран, которая содержит все необходимые в процессе изучения первоисточники. В данном пособии приведен полный перечень нормативно-правовых актов, необходимых для освоения курса. Нормативные акты в этом списке сгруппированы по изучаемым странам и основным периодам развития государства и права.

Помимо нормативно-правовых актов и учебных пособий для успешного освоения курса «Истории государства и права зарубежных стран» необходимо изучать дополнительную литературу – в первую очередь – научные статьи в журналах «Вопросы истории», «Государство и право», «Законность», «Правоведение» и др., а также монографии. Это поможет сформировать творческий подход в изучении правовых явлений, увидеть и сопоставить различные точки зрения ученых и практических работников, и, в конечном счете, научиться вырабатывать собственную позицию по актуальным проблемам всеобщей истории государства и права. Для закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, студенты должны подготовиться к се­минарским занятиям по указанным темам. Подготовка к семинару включает, во-первых, изучение рекомен­дованного нормативного материала и литературы, указанных к те­мам занятий в данном пособии, а также тех материалов, которые указаны преподавателем на лекциях. Во-вторых, студенту рекомендуется со­ставить конспект изученных нормативных актов и литературы, под­готовить необходимые записи для выступления на семинаре. Во время выступления на занятии допускается использование только конспек­тов и таких записей, но не учебников. В-третьих, к семинарским заня­тиям в методических указаниях сформулированы задания, необходимые для закрепления изученного материала. Выполнение этих заданий будет успешным при условии самостоятельного, твор­ческого изучения соответствующих нормативных актов и дополнительной литературы, их анализа, а не простого изложения материала учебников. К темам семинарских занятий указаны также задачи, моделирующие конкретные ситуации. Решение этих задач и ответы на задания должны быть выполнены в письменной форме. Необходимо да­вать мотивированные ответы на вопросы, поставленные в задаче или задании, ссы­лаясь на конкретные нормы соответствующих правовых актов изучаемых государств.

По результатам проведенных семинарских занятий студенты, которые по­казали высокий уровень знаний, активно выступали на занятиях и имели конспекты, письменные ответы на задания и решения задач по всем темам допускаются к сдаче экзаменационного зачета.

Студенты, пропустившие занятия, независимо от причин неявки, или получившие неудовлетворительные оценки, должны в установленное время прой­ти собеседование с преподавателем по пропущенной теме, предста­вить конспекты, ответы на задания и решение задач в письменной форме.

Консультации при изучении курса студенты могут получить на протяжении всего семестра у преподавателя, ведущего занятие в группе, а также у любого преподавателя кафедры на еженедельных консультациях.

Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий

Лекции. Методика чтения лекций.

Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», которые должны решать следующие задачи:

- изложить важнейший материал программы курса, освещающий основные этапы развития государства и права;

- исследовать процесс возникновения, становления, развития и упадка государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

- осветить проблемы науки и практики в изучаемой области;

- развить у студентов потребность к самостоятельной работе над учебником, дополнительной литературой и нормативными актами;

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела, его суть и задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций

Содержание лекций определяется настоящей рабочей программой курса.

Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта. Это особенно важно с учетом того, что объем часов, отведенных учебной программой дисциплины «Истории государства и права» на лекции в два раза меньше объема часов, отведенных на семинарские занятия.

Лекции не должны представлять собой записывание студентами под диктовку содержания нормативных актов и, тем более, материала учебников. С учетом обозначенных выше целей лекционных занятий, преподаватель на лекции должен осветить наиболее важные, сущностные проблемы рассматриваемой темы, остановиться на сложных для самостоятельного изучения вопросах. Под запись студентам необходимо давать, прежде всего, признаки и определения понятий, их классификации, краткие выводы из изложенного материала.

Методика проведения семинарских занятий -осмысление материала, полученного студентами на лекции и в процессе самостоятельной работы; - проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;- обучение навыкам изучения литературы и работы с нормативно-правовыми актами, приемами и методами правильного их толкования; - восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.

На семинаре студенты должны не только освещать теоретические положения, но и самостоятельно решать задачи и выполнять творческие задания. Важно сформировать у студентов интерес к изучаемой дисциплине, в т.ч. с помощью проведения «круглых столов», выступлений с докладами по тем или иным проблемам. По крайней мере, на каждом семинаре должна состояться дискуссия, обмен мнениями, что позволит научить студентов первого курса самостоятельно, творчески мыслить.

ДРЕВНЕГО МИРА

Этот раздел включает обширный историко-правовой материал, характеризующий процесс возникновения государства и права и их становление. В учебных целях он делится на: а) государство и право Древнего Востока и б) государство и право Античного мира.

При изучении древневосточных государственных и правовых образований нужно усвоить специфические черты процесса возникновения и развития государств Древнего Востока, в частности, доминирующую форму государства и политических режимов так называемую восточную деспотию.

При изучении права древневосточных стран особое внимание следует уделить крупнейшему юридическому документу той эпохи - законам древневавилонского царя Хаммурапи. Этот памятник права XVIII в., до н. э., сохранившийся до наших дней, - один из древнейших на Земле, ярко и своеобразно показывает характерные черты раннеклассового общества и права.

Наибольшее внимание в учебном курсе уделяется государству и праву Античного мира, т.е. Древней Греции и Древнего Рима. Их государство и право (особенно римское право) представляют поучительные историко-правовые «модели», помогают уяснить важные закономерности развития государства и права, характерные черты отдельных государственных и правовых институтов.

При изучении государственности Древней Греции особый интерес представляет процесс создания государственного механизма в древних Афинах. В Афинах - государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для его полноправных граждан, впервые в истории наметились очертания некоторых демократических государственно- правовых институтов. При всей их конкретно- исторической ограниченности они послужили важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох. Нужно знать содержание реформ Солона и Клисфена, заложивших основу этой демократии, а также рассмотреть важнейшие органы афинской рабовладельческой республики. Необходимо рассмотреть причины падения афинской демократии.

В истории рабовладельческого государства, просуществовавшего почти тысячелетие, нужно обратить особое внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме. Для этого нужно уяснить содержание реформ и усвоить характерные черты развития государственного механизма Рима.

Наибольшую сложность традиционно представляет усвоение основных черт римского частного права в рассматриваемый период, наиболее совершенной формы права, покоящейся на частной собственности. Его тысячелетняя история предоставляет уникальную возможность проследить на конкретном материале (Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты) возникновение и развитие основных институтов римского частного права.

СРЕДНИХ ВЕКОВ

Изучение истории феодальной государственности нужно, прежде всего, потому, что в процессе ее развития в ряде стран были заложены некоторые первоначальные предпосылки представительных органов власти, новых систем права, получивших свое оформление в последующую эпоху. Изучение истории феодального государства и права следует начать с рассмотрения социально-экономического и политического развития феодального общества. Это необходимо для должного понимания общего и особенного в развитии феодального государства и права отдельных стран.

В ряде европейских стран этот процесс в основном прошел 4 этапа: раннефеодальная монархия, ленно-вассальная монархия (феодальная раздробленность), сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. К числу стран, где имели место все названные этапы, относится Франция. В связи с этим нужно изучить причины возникновения раннефеодального государства салических франков в Галлии.

Необходимо проследить основные изменения в его государственном строе. Следует обратить внимание на роль, которую сыграли в феодализации франкского общества такие институты, как бенефиций, прекарий, иммунитет и коммендация.

Характерные черты раннефеодального права наиболее полно раскрываются на примере основного памятника права франков – Салической правды V – VI вв.

Этап ленно-вассальной монархии – время расцвета феодализма (X – XII вв.) в Западной Европе характеризуется для государств Франции, Англии и Германии как общими, так и особенными чертами. Взяв за основу характерные черты государства Франции – страны классического феодализма, - нужно выделить общие и особенные черты феодальных государств Англии и Германии.

На следующем этапе развития феодального государства – этапе сословно-представительной монархии – появляются новые важные черты в социальной структуре феодального общества, которые получают свое отражение и в структуре государственной (создание сословно-представительных учреждений). Нужно уяснить процесс возникновения и развития наиболее известных средневековых государственных органов этого периода – английского парламента, французских Генеральных штатов, немецких ландтагов – и уметь дать им социальную и юридическую характеристику. Из документов той эпохи, имеющих государственно-правовой характер, наибольшее значение имели Великая хартия вольностей в Англии, Великий мартовский ордонанс во Франции и Золотая булла в Германии. Они должны быть изучены особенно внимательно.

Последним этапом в истории феодального государства стал абсолютизм. При его изучении следует изучить социально-экономические предпосылки оформления абсолютной монархии в странах Западной Европы и особенно во Франции. После этого необходимо выявить особенности абсолютизма в Англии и Германии.

Изучение феодального права надо начинать с его источников. Надо рассмотреть феодальное обычное право (на примере французского и германского) и общее право Англии. Важным явлением в истории феодального права Западной Европы была рецепция (восприятие) римского права. Следует усвоить не только ее причины, но и объем, характер этой рецепции. Наконец, два особых вида источников права привели к формированию права городского и канонического (церковного). Их наиболее важные черты также следует рассмотреть.

Изучение феодального права предполагает усвоение его наиболее важных институтов (они названы в учебной литературе).

Из числа отдельных памятников права, способствующих наглядному и углубленному его пониманию, следует назвать данные в учебной литературе германское «Саксонское зерцало», французские «Кутюмы Бовезии», германский кодекс «Каролина». Изучение феодального государства и стран Азии предполагает обстоятельное рассмотрение наиболее значительных особенностей, характерных для государственных и правовых структур данного региона.

ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Приступая к изучению этого раздела, следует рассмотреть социально-экономические причины и предпосылки буржуазных революций.

Государство и право Англии-Великобритании в период Нового времени.Это первая крупная страна, создавшая буржуазную государственность в ходе революции XII в. при ее изучении нужно кроме уяснения общих вопросов (предпосылки, причины, характер революции) преимущественное внимание уделить вопросу об особенностях этой ранней буржуазной революции (ее компромиссном характере и т.д.). отмеченные исторические и социальные вопросы следует увязать с изучением конституционных документов этого времени, включая «Петицию о праве», «Великую ремонстрацию», «Орудие управления». Для понимания политической и конституционной истории Англии XVII – XIX вв. особое значение имеет изучение характера классовых компромиссов, заключаемых господствующими группировками Англии. Очень важно проследить процесс формирования компромисса 1688 г. Нужно уяснить характерные черты правового положения английского парламента и короля в XVIII в., выяснить процесс создания партийной системы и кабинета, содержание и значение избирательных реформ XIX в., т.е. нужно рассмотреть историю формирования парламентарной монархии.

ПЕРИОД НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

В данном разделе начинается непосредственное изучение проблем развития государства и права современности. Конечно, этот период истории государства и права политически важнейший, и поэтому ему следует уделить особое внимание.

Государство и прав Соединенных Штатов Америки в Новейшее время.Ведущее место среди государств современности принадлежит США. При изучении основных тенденций развития государства в США XX в. нужно особое внимание уделить теме: «Новый курс» Ф.Рузвельта. Следует понять значение нового направления деятельности американского государства и, конечно, уметь охарактеризовать наиболее важные меры правительства Ф. Рузвельта в области промышленности, сельского хозяйства и трудовых отношений.

Государство и право Великобритании в Новейшее время.История этого государства в XX в. ярко показывает две важные тенденции развития государственности этого периода, а именно, установление режима так называемой «системы кабинета» и демократизацию избирательной системы. На конкретном материале студенту нужно проследить, как изменяются взаимоотношения английского парламента с английским кабинетом. При этом для оценки роли высшего органа власти Англии – парламента – следует выяснить тенденцию развития избирательного права по реформам 1918, 1928, 1948 и 1969 гг.

Государство и право Франции в Новейшее время. Ее политическая история в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Следует обратить особое внимание на успешную борьбу объединенных демократических сил Франции (Народный фронт) в середине 30-х годов XX в. Нужно уяснить характер и важнейшие меры (политические, социальные) правительства Народного фронта. Студенту следует рассмотреть конституции 1946 и 1958 гг. Нужно изучить политический режим IV и V республик.

Государство и право фашистских государств.Изучая историю этих государств, следует понять предпосылки фашизма и выяснить государственный механизм его диктатуры. Важно изучить основные направления государственного развития этих стран после поражения и ликвидации фашистских режимов.

Основные изменения в праве в Новейшее время.Главное внимание в данном разделе следует уделить основным тенденциям в развитии права. Нужно уяснить: а) какие конкретно перемены коснулись основных институтов гражданского права – права собственности и обязательственного права; б) какие новые тенденции характерны для уголовного права и процесса; в) какие уступки в области законодательного регулирования отношений между трудом и капиталом характеризуют трудовое и социальное право.

Крушение колониальных империй и образование новых независимых государств.История возникновения и становления новых независимых государств Азии и Африки, образованных на развалинах колониальных империй, представляет одну из наиболее ярких черт, характеризующих современную эпоху.

Нужно рассмотреть характер, основные тенденции и особенности национально-освободительных революций. Следует изучить основные пути развития вновь возникших государств Азии, Арабского Востока и Африки и уяснить особенности их политических структур и государственных механизмов.

Основная литература

Учебники, учебные пособия.

1. История государства и права зарубежных стран[Текст] учебник/ К.И.Батыр [и др.]; ред. К.И.Батыр. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015, -576с. и другие издания.

2. Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права [Текст] : учебник / З. М. Черниловский. - М. : ООО "ТК Велби", 2013, - 592 с. и другие издания.

3. Черниловский З.М.История рабовладельческого государства и права [Текст] : учеб.пособие / З. М. Черниловский ; Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. - 2-е изд. - М. : ВЮЗИ, 1960. - 291 с. Приложение: документы по истории рабовладельческого государства и права.

4. Графский, В. Г. Всеобщая история государства и права [Текст] учебник для вузов / В.Г.Графский; Ин-т гос-ва и права Рос. Акад. Наук. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007, 2008 - 752 с.

5. История государства и права зарубежных стран [Текст] : в 2 т. / ред. Н. А. Крашенинникова, О.А.Жидков. - М. : Норма. Т. 1 : Древний мир и Средние века / О.А.Жидков, Н. А. Крашенинникова, [и др.]; -3-е изд., испр. и доп. - 2010. - 720 с. и другие издания.

6. История государства и права зарубежных стран [Текст] : в 2 т. / ред. Н. А. Крашенинникова. - М. : Норма.Т. 2 : Современная эпоха. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2009. - 2007. - 2010. - 816 с. и другие издания.

7.Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Текст] : учебник / М. Н. Прудников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с. и другие издания.

8.Саломатин, А. Ю. История государства и права зарубежных стран [Текст] : Учеб.-метод. комплекс / А.Ю. Саломатин. – М. : Норма, 2009. -496 с.

9.Рубаник, В. Е. История государства и права зарубежных стран [Текст] : учеб. пособие / В. Е. Рубаник. - М. : Юрлитинформ, 2009. - 504 с.

10.Федоров, К. Г. История государства и права зарубежных стран [Текст] : учеб. пособие / Федоров К.Г. ; Мин. ин-т высш. и среднего спец. образования СССР. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1977. - 456 с.

11. Борисевич М. М. История государства и права зарубежных стран [Текст] : учеб. пособие / М. М. Борисевич, О. А. Бельчук, С. Г. Евтушенко ; ред. М. М. Борисевич. - М. : Юриспруденция, 2007. - 352 с.

12.История государства и права зарубежных стран [Текст] учеб.-метод. пособие / М. А. Гринько, Л.Л. Кофанов [и др.] отв. Ред. Н.А.Крашенинникова – Норма: Инфра-М, 2010.- 320с.

13.Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран [Текст] : курс лекций / Н. И. Ильинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2006. - 624 с.

14.Прудников, М. Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран [Текст] учеб. пособие: М.: Юнита-Дана, 2007.-415с.

15.Новицкий И.Б. Римское право [Текст] : учеб. / И. Б. Новицкий. - 6-е изд., стереотип. - М. : ТЕИС, 1998 ; М. : Гуманитарное знание, 1993, 1994. - 245 с.

Источники

1.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст] : в 2-х т. : учебное пособие / ред.: К. И. Батыр, Е. В. Поликарпова. - М. : Проспект, 2011. т. 1 / Сост.. К. И. Батыр [и др]- 392 с. и другие издания .

2.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст] : учебное пособие / ред.: К. И. Батыр, Е. В. Поликарпова. - М. : Проспект, 2011. т. 2 / сост. К. И. Батыр [и др]- 520 с. и другие издания.

3.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права [Текст] / под ред. З. М. Черниловского, сост. В. Н. Садиков. - М. : [б. и.], 1994. - 413 с. и другие издания.

4.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стра

Наши рекомендации