Конституционно-правовое развитие США
В течение XX в. В Конституции США были внесены некоторые поправки, которые вводили радикальные изменения в избирательную сферу:
XIX — предоставление женщинам пассивного и активного избирательного права (1920);
XXII — запрещение первому лицу замещать пост президента в течении более чем двух сроков, а также лишение права вице-президентам избираться на президентский пост более одного раза (1951);
XXIII — предоставление права голоса на президентских выборах жителям столичного округа Колумбия;
XXIV — отмена ограничений избирательных прав на выборах в органы управления штатов в связи с неуплатой налогов (1964);
XXV — установление порядка преемственности в замещении постов президента и вице-президента США;
XXVI — снижение возрастного ценза на федеральных выборах с 21 до 18 лет (1971);
XXVII — о начале действии закона, повышающего денежное вознаграждение конгрессменам — только для депутатов «следующего созыва» (принята в 1988 г., действует с 1992 г.).
Кроме того, следует отметить законы 1957 и 1964 гг., окончательно отменившие дискриминацию темнокожего населения (деятельность священника Мартина Лютера Кинга против расовой сегрегации). Что касается проблемы правового равенства женщин, то оно в рассматриваемый период было провозглашено только в 17 штатах.
Политика активного государственного вмешательства в экономику, проводимая с начала 1930-х гг., стала сворачиваться с приходом к власти республиканцев во главе с Р. Рейганом (срок его президентства охватывал 1981—1989). Усилия были сосредоточены на реализации монетаристского курса, антиинфляционных мерах, сокращении государственных расходов и т.п.
Новый курс “ Ф.Д.Рузвельта.
В 30-е годы кризис. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Президент Г. Гувера в надежде фактически ничего существенного не предпринимало. Обстановка обострялась- голодные походы, демонстрации. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса- “Новый курс”. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп. В целях уменьшения безработицы принимаются экстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д. Проведение “Нового курса” потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Дела, связанные с отношениями между работником и работодателем, рассматривались судами, не учитывая фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре. Законом Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера, впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию (пенсии гражданам). В 1938 г. закон, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени. В итоге “Новый курс”, являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.