Государство и право франции 1814-1870
В апреле 1814 г., после вступления в Париж войск европейской коалиции, Сенат принял решение возвести на престол брата казненного в 1793 г. короля Людовика XVI – графа Прованского, принявшего имя Людовика XVIII.
Реставрация Бурбонов во Франции в 1814 г. не могла совершаться на почве дореволюционных общественных отношений. Нельзя было игнорировать завоевания революции и те жертвы, которые понес за них французский народ. Именно по этим причинам страны-победительницы, в которых, за исключением лишь Англии, господствовали феодальные отношения в абсолютных монархиях, не пошли на реставрацию феодализма во Франции.
Законодательным закреплением нового государственного строя стала Конституционная Хартия, которая была принята 4 июня 1814 г.
По этой Хартии Франция становилась конституционной монархией, внешне похожей на английскую. Принцип разделения властей оставался незыблемым, хотя и не совсем последовательным. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – пэров и депутатов.
Исполнительная власть, которая принадлежала королю и министрам, была значительно шире, чем законодательная. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Он назначал и смещал министров, префектов, прокуроров, судей и вообще всех должностных лиц, осуществлял командование вооруженными силами страны, руководил ее внешней политикой, созывал палаты на ежегодную законодательную сессию. Очень серьезные права принадлежали королю и в законодательной сфере.
Рассмотренная выше Конституционная Хартия просуществовала сравнительно недолго. 14 августа 1830 г. принимается новая Хартия, более либеральная, чем Хартия 1814 г. Она содержала «Декларацию гражданских прав» и провозглашала «народную монархию». Существенные изменения произошли в палате пэров, численность которых была уменьшена в два раза, и они были лишены права передавать свое звание по наследству. Уменьшался возрастной и имущественный ценз для избирателей. Вследствие этого число избирателей во Франции увеличилось почти в два с половиной раза (с 100 тыс. до 240 тыс.). В несколько раз были расширены права палаты депутатов, которая получила право формировать правительство и требовать от него отчета. Король по этой Хартии потерял исключительное право законодательной инициативы и издания ордонансов, имеющих силу закона. Однако право назначать пэров пожизненно у него осталось.
С 1846 по 1848 гг. страна переживает ряд кризисов – торгово-промышленный, финансовый, политический. Во Франции вновь складывается революционная ситуация. В оппозиции к правящему режиму находились промышленники, торговцы и быстро растущий рабочий класс. В феврале 1848 г. происходит восстание парижских рабочих под лозунгом: «Даешь социальную республику!». К рабочим присоединяется Национальная гвардия. Луи Филипп отрекается от престола и бежит за границу. Режим «Июльской монархии» пал.
За несколько лет представители промышленной и финансовой буржуазии в значительной степени нашли общий язык и консолидировались. Ближе к окончанию срока президентства (в 1851 г.) Луи Наполеон, которого не устраивал четырехлетний срок правления без возможности переизбрания, устроил военный переворот (роспуск парламента, арест депутатов и иных политических деятелей, расстрел баррикад), в результате которого Вторая республика была упразднена. Через несколько месяцев он провозгласил себя императором Франции и вошел в историю под именем Наполеона III. В стране установился режим Второй империи.
Подготовленная сразу же после переворота Конституция очень сильно напоминала Основной закон 1799 г. и отдавала всю полноту государственной власти в руки президента. Он избирался на 10-летний срок и, будучи главой правительства, мог:
назначать и смещать всех ответственных только перед ним министров;
пожизненно назначать всех членов сената (конституционный надзор) и напрямую контролировать выборы в нижнюю палату (местным властям вменялась в обязанность поддержка «официальных кандидатов»);
исполнять функции высшего судьи и командующего вооруженными силами, руководить полицией и жандармерией.
Таким образом, по Конституции президенту предоставлялись фактически королевские полномочия.
К законодательным органам формально были отнесены назначаемый президентом и обсуждавший его законопроекты Государственный совет, а также Законодательный корпус, кандидаты в который выдвигались при непосредственном участии президента.
В первых же сражениях начавшейся летом 1870 г. франко-прусской войны стала очевидной неспособность правительства противостоять интервенции (Германии нужны были Эльзас и Лотарингия). Поражение и капитуляция по приказу императора 100-тысячной французской армии под Седаном переполнили чашу народного терпения и ворвавшаяся 4 сентября 1870 г. в Законодательное собрание толпа потребовала упразднить империю.
Так пала Вторая империя, в результате чего были восстановлены некоторые элементы республиканского правления.
Эти события способствовали всплеску патриотизма и массовой записи в ряды ополчения — батальонов Национальной гвардии с выборным офицерским составом, которые включались в состав армии. В столице силами самих горожан организовываются так называемые «комитеты бдительности», координируемые Центральным комитетом. «Правительство национальной обороны», которое получило власть на переходный период, пыталось организовать военные действия, однако уже осенью Париж оказался в плотной осаде противника. Между тем деградация государственной машины уже упраздненной империи продолжалась, как и предательство интересов страны высшими государственными чиновниками (в октябре 1870 г. одним из маршалов без боя была сдана крепость Мец со 180-тысячной армией). Презрение к Франции со стороны захватчиков дошло до того, что церемония провозглашения королем объединенной Германской империи Вильгельма I была проведена в Версале 18 января 1871 г.