Государство и право англии 2-й пол. хvii-хviii вв
1660 г. выборы в новый парламент, приглаш. престол Карла Стюарта младшего.Карл II издал Бредскую декларацию - обещания править в согласии с парламентом, сохранить за дворянами и буржуазией революц.завоевания и не преследовать участников революции. В целом новый монарх своих обещаний придерживался, хотя и шел по пути восстановления монархических порядков, но не явно.Правление Карла II связано с началом деятельности полит. партий - тори (земельная аристократия) и вигов (буржуазия и новое дворянство). Виги находились в оппозиции и выступали за преобразования. В 1679 г. Им удалось провести закон о неприкос. личности "Хабеас корпус акт" ("Акт для лучшего обеспеч. свободы подданных и для предупреждения заточений за морем). Содержание закона состояло в обеспечении прав личности и в предоставл. возм-ти отстаивать свою свободу перед властями в судебном порядке. Хабеас корпус был утвержден Карлом II при условии, что парламент передаст престол его сыну - конституционный компромисс. 1685 г. Яков II проводил антибуржуазную политику и курс на сотрудн. с церковью. В результате тори и виги вступили в союз и совершили в 1688 г. гос. переворот "Славная революция". Яков II был лишен трона и изгнан, престол Вильгельм Оранский, который принял "Билль о правах". Содержание: верховенства парламента в области закон-ва. Король без согласия парламента приост. действие законов. Не мог взимать сборы в свою пользу без согласия. Набор и содержание войска только по согласию. Выборы в парламент свободными, провозгл. свобода слова и прений, имелось право петиций. Билль запрещал треб. чрезмерных налогов, штрафов, прим. наказаний, не предусмотр. законом. Парламент ежегодно утверждает цивильный лист на содерж. короля. Билль вручает парламенту широкие полномочия в области закон-ва, граница между законодат и исполнит властью. Король участвует в законодат. деят. и право вето + значит. исполнит. и суд. власть.
ИТОГ революц: формир основ констит. монархии. Закрепила в полит. области успехи буржуазной революции.
Утверждение конституционной монархии в конце XVII-XVIII в. Издание Закон о престолонаследиив 1701 г. решал о порядке наследия престола после бездетного Вильгельма Оранского: старшая линия Стюартов лишалась права на престол, подтверждалось ограничение короля парламентом. Акт вводил принцип контрассигнатуры и принцип несменяемости судей (до этого "пока угодно королю", теперь - пока "ведут себя хорошо"). Отстранение гос. служащих по реш. парламента. Акт об создавал основы для разделен.властей.
К началу XVIII в. три конст. акта (Хабеас корпус, Билль о правах и Акт об устроении), состав. писаную часть конституции. +прецендеты. XVIII век - время устан. правил: непосещ. королем засед. кааб. министров; формир. правит. из партии, победившей на выборах; коллег. отв-ть кааб.министров; отказ короля от права вето. В конст. развитии два направления: возвыш парламента и стан. кааб. министров. ПАРЛАМЕНТ
2партии: тори (отстаивали земельный ценз) и виги (за имущественный ценз). В 1710 г.выборы ценз кандидаты доходы от 500 в сельск. и 300 фунтов в городах. Старая избир сист с "карманных округов" и "гнилых местечек". Полит. господство аристократии. Акт об устроении запретил совмещ. члена нижней палаты с занятием гос. должности, актом 1706 г. мог переизбраться. Соц. состав - господство аристократии в обеих палатах, вся полнота власти. С 1707 г. нет вето у короля, полноту законод. власти - парламент. В 1716 г. нижней палата с 3-х до 7 лет – независ. от избират. Заседания парламента тайные, и разглашение – гос. измене. КАБ.МИНИСТРОВ: король без законодат власти, знач огранич полномоч в исполнит власти, след министры под властью парламента. Конституц прециндент. заседали без короля: с 1720-х гг. король не посещ засед(не знал языка). Нет короля-появл премьер-министра. Внедрен принцип неответственности монарха ("Король не может быть не прав"): по акту 1711 г. за подписанный королем документ ответств. нес министр. Перенос ответств. треб. контроля парламента, выработан механизм отставки правительства. В первой половине XVIII в. индивид ответственность, а к концу солидарная ответ-ть.
Вводится огранич. права короля назнач и увольн высших гос. лиц. Причина: инцидент в 1727 г. когда король уволил лидера парламентского большинства, парламент не утвердил цивильный лист. Утверд правило: правило: король назначает в кабинет лиц имеющ больш в парламенте. С другой стороны, кабинет пребывает у власти до тех пор, пока есть поддержка большинства палаты общин. К концу XVIII в. становится понятно- нельзя управлять, имея против себя парламент, от которого зависит бюджет. Сотрудничество с кабинетом состоящ из лидеров парламентского большинства-создание ответств. правительства. Отличит признаком парламентской системы Англии к концу XVIII в.
В Англии сложилась конституционная монархия. Формально король - гл. государства( междунар отнош, война и мир, назнач и отзыв послов, главнокоман. армией, министров, имел право досрочного роспуска палаты общин, назнач. новых лордов), реально осуществить не мог. Непис. констит. лишила монархию ее реального содержания. Деят. кабинета и премьера не регулир.ь никаким законом, а определялась непис. правилами. В середине XVIII в. протест премьер - незакон и опасность для гос-ва. Парламент-самый знач элемент. До сер XVIII в. доминировали виги, с 1783 г. до 1830 г. - тори. Феодальное представит. привело к борьбе за избират реформы.