Царский период Древнего Рима
1.В истории государства Древнего Рима выделяюттри периода:
· царский период -753 - 510 гг. до н. э.;
· период республики -509 - 27 гг. до н. э.;
· период империи -27 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Во время начального, так называемогоцарского,периода Римом последовательно правили семь царей:
· Ромул;
· Нума Помпилий;
· Тулл Гостилий;
· Анк Марций;
· Тарквиний Приск;
· Сервий Туллий;
· Тарквиний Гордый.
2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, 15 сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.
Все полноправное население Рима -римский народ,populus romanus - делилось на триплемени,племена делились народы(по сто в каждом племени, всего триста),курии(объединение из десяти родов, всего их было тридцать) итрибы(объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.
Старейшины родов входили в сенат -совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс -царь. Он избирался накомициях(народных собраниях,проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли толькопатриции,члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом,- участником общей земельной собственности);
· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
· правом на получение от рода помощи и защиты;
· правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.
Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями.Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.
С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.)реформу общественного устройства,в результате которой плебеи были введены в составpopulusromanus(римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе
первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы -деление всего свободного населения Римана шестьимущественных разрядови на сотни -центурии.
В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники,а безземельные -пролетарии -объединялись в шестой разряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы -деление свободного населенияпотерриториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных
округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным
трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
9) Римская Республика. Государство и право.
Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.
2. Полную правоспособностьв Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:
- свободы;
- гражданства;
- семьи.
По статусу свободывсе население Рима делилось насвободныхирабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
- имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
- мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс.
По статусу гражданствасвободное население Рима делилось награжданииностранцев (перегринов).Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
Статус семьиозначал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей -домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.
Полноправныммог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшими государственными органамив Римской республике являлисьнародные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три виданародных собраний:
- центуриатные;
- трибутные;
- куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания,обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания
Трибутные собранияв зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и Др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.
Куриатные собранияпотеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.
. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:
- законодательные -он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
- финансовые -в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
- по общественной безопасности, благоустройствуирелигиозному культу;
- внешнеполитические -если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз решал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.
Государственные должности именовалисьмагистратурами.Магистратуры делились на:
- ординарные(обычные), к которым относилисьдолжностиконсулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
- экстраординарные(чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Диктаторназначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:
- выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
- срочность - один год (за исключением диктатора);
- коллегиальность;
- безвозмездность;
- ответственность.
10) Законы 12 таблиц
Законы XII таблиц – основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрициев и плебеев. До нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия). В сер. V в. до н. э. за два года специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 человек) создала текст Законов XII таблиц. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным а, следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.
Надо сказать, что некоторые исследователи, опираясь на ряд разночтений в Законах XII таблиц, оспаривают датировку этого важнейшего древнеримского законодательного акта и даже ставят под сомнение само его существование. Однако эти разночтения (например, штрафы исчисляются в монете, которая еще не использовалась в Древнем Риме в V в. до н. э.) вполне можно объяснить тем, что в текст Законов XII таблиц были внесены более поздние вставки.
Отраслевое деление в Законах XII таблиц уже присутствует, но не развито. I–II таблицы посвящены процессуальному праву. Ill таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV–VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VIII–IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI–XII таблицы содержат элементы государственного публичного права.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало право южноиталийских греческих полисов. Но были включены также и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Правовые нормы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, Законы XII таблиц достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».
12) кодификация Юстиниана
Кодификация – от латинского «codex», т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528–534 гг. по указанию этого знаменитого византийского императора. В 529 г. была составлена первая редакция Кодекса Юстиниана, представлявшая собой систематизированное собрание императорских указов от II в. до самого Юстиниана.
В 534 г. была выпущена вторая редакция Кодекса Юстиниана, дополненная новымиуказами (конституциями) Юстиниана. Составители этого Кодекса не только систематизировали акты римских императоров (конституции), но и значительно корректировали их.
Кроме законов при Юстиниане систематизации подверглась также римская юридическая доктрина (т. е. суждения виднейших римских юристов). В 553 г. были выпущены Дигесты(по-гречески Пандекты т. е. «всеобъемлющие»), самая значительная часть кодификации Юстиниана. В Дигесты вошло более 9000 фрагментов из трудов знаменитых римских юристов. Юстиниан запретил толкование Дигестов.
Также в 533 г. были опубликованы Институции («элементы») Юстиниана – популярный учебник по римскому праву, состоящий из четырех частей, посвященных соответственно лицам, вещам, обязательствам, искам. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для «образования юношества».
Кодекс, Дигесты и Институции Юстиниана обобщили знания, накопленные к VI в. по римскому праву. Помимо этого были также составлены Новеллы – сборник конституций Юстиниана, изданных после кодификации. Однако Новеллы Юстиниана отобразили преимущественно византийское (а не римское) право. Все вышеуказанные акты были в XII в. объединены в Corpus juris civilis.