Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата– основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.
Требования к принципам:
1) нормативность,т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;
2) непротиворечивость,т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;
3) полнота,т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;
4) относительная самостоятельность,т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.
Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:1) общие– принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально–политические:
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;
– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;
– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;
– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;
– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;
– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;
– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;
б) организационные:
– иерархичность;
– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;
– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;
– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;
– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;
2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.
23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Политическая система общества– это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера.
Структура политической системы:
1) политические организации– субъектыы политической системы;
2) политическое сознание– идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность;
3) политические отношения– отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти;
4) политическая деятельность– деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы;
5) политические и правовые нормы– правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти;
6) политическая культура– система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы.
Субъекты политической системы:
1) государство;
2) политические партии;
3) политические движения;
4) общественные организации и объединения;
5) органы местного самоуправления;
6) церковь и т. п.
Функции политической системы:
1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества;
2) определение стратегии развития общества;
3) властно–политическая интеграция общества;
4) упорядочение политических процессов;
5) представительство интересов различных социальных групп общества;
6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения.
Виды политических систем:
1) распределительные,характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;
2) рыночные,основанные на свободном предпринимательстве и товарно–денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;
3) смешанные.
Государство в политической системе занимает центральное место, так как ему присущи:
1) единственное официальное представительство всего населения в пределах территориальных границ;
2) суверенитет;
3) специальный государственный управленческий аппарат;
4) специально созданный карательный (правоохранительный) аппарат;
5) монополия на правотворчество;
6) специфический набор материальных ценностей.