К курсу «История. история европейского Севера и Арктики»
Приложение
К курсу «История. история европейского Севера и Арктики»
Пояснительная записка по методике работы с опорными конспектами
Опорные конспекты представляют собой краткую схему шести периодов исторического процесса зарождения, становления и развития Российской православной цивилизации. Геометрия графической модели показывает пространственно-временной континуум, образуемый деятельностью человека, который отражает две стадии одного периода исторической динамики: интеграционную и дезинтеграционную, а также моменты кризисов, определяющих направленность общественных процессов. Это позволяет выявить место каждого правителя и объяснить смысл его государственной деятельности в контексте целого периода, как политического, так и цивилизационного. Текстовое содержание конспекта раскрывает основные структуры государственной монархической системы, важнейшие государственные акты и события внешней и внутренней политики, а также достижения в области культуры. Тем самым раскрывается единая историческая линия развития политической системы Российской цивилизации и сопряжённых с ней ведущих сфер общественной жизни. Отдельно выделена тема «Общественно-политические течения XIX –XX вв», в которой показаны их мировоззренческие истоки.
Методика работы с конспектами: перед началом изучения курса студентам даётся объяснение теоретической схемы исторического процесса в контексте системного подхода с элементами синергетических закономерностей. Затем системная картина интерпретируется на социально-историческом материале, то есть раскрываются закономерности зарождения, формирования и последующей перестройки всех сфер жизни общества, необходимой для полноценного завершения одного политического периода. В результате, преподаватель имеет возможность, объясняя исторический материал, постоянно анализировать его с точки зрения фундаментальных системных преобразований, в контексте которых имеет место как детерминизм линейных, так и вероятность нелинейных процессов. Сконцентрированный таким образом учебный материал приобретает смысловое содержание, что позволяет объяснить исторические параллели, выявляя общее и особенное, обусловленное, прежде всего -- , --духовной природой человека.
Конспекты могут применяться как при самостоятельном изучении нового материала индивидуально или группой студентов, так и при повторении в качестве своеобразных раздаточных контурных карт.
Киевская Русь IX –XIII вв. (раннефеодальная монархия)
(первый период политического развития 750/400 лет)
☼ любовь к родине
Хан /
Александр Невский / ●/ III – VII вв. «сидение» в Карпатах
западные славяне
Ярослав Всеволодович южные славяне
Юрий Всеволодович восточные славяне
(Старая Ладога)
Константин Всеволодовичи (Новгород) Рюрик
Олег
Всеволод Большое ГнездоИгорь
Святослав )
Юрий Долгорукий Владимир
Владимир Мономах ◙
Ярослав Мудрый)
Иван Данилович Калита
) Сергий
Радонежский
Симеон и Иван Даниловичи
Иван IV Дмитрий Донской
Василий I \ м. Киприан
Василий III + Е. Глинская
Василий II Юрий Дмитриевич
Василий Косой
Дмитрий Шемяка
◙
Иван III
Иван Грозный
Фёдор+И.Годунова
Б. Годунов
Лжедмитрий I
Пётр IВ.Шуйский
Лжедмитрий II
Семибоярщина Пётр I- Иван VМ. Романов
(Софья )
Фёдор
Алексей ◙ Михайлович 1645-1676
Александр I -
Елизавета I
Павел I
◙ Пётр III
Екатерина II
Лениин
Временное правительство
Революция
Революция
Николай II
Александр III
Ленин
Троцкий-
Зиновьев – Каменев
Путин В.В.
Ельцин Б.Н. Бухарин Н.И.
Советское гос / РФ
Распад СССР 1991 /СНГ Сталин
Горбачёв
Черненко К.У.
Андропов Ю.В.
Брежнев Л.И.
Хрущёв Н.С
Сталин
Приложение
к курсу «История. история европейского Севера и Арктики»