Правление Иосии (4 Цар. XXII – XXIII;
Пар. XXXIV – XXXV).
Последний благочестивый царь Иудеи, правивший с 640 по 609 гг., наряду с Езекией удостоился от священного автора наивысшей похвалы. Про Иосию сказано, что он «делал угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4 Цар. XXII, 2). Это выражение («ни направо, ни налево») встречается в книге Второзаконие (Втор. V, 32), а в исторических книгах прилагается только к Иисусу Навину (Нав. I, 7). Таким образом, Иосия из всех иудейских царей в наибольшей степени приблизился к тому идеалу царя, который был начертан Второзаконием. Также обратим внимание на похвальное слово в честь Иосии в Сир. XLIX, 1-4.
Когда был убит царь Аммон, Иосии было лишь 8 лет. В 4 Цар. XXI, 24 говорится, что активное участие в возведении Иосии на престол принял «народ земли». Видимо, это были простые иудеи, сохранившие верность дому Давида, тогда как знать хотела, возможно, основать другую династию.
Не исключено, что первые 10 лет правления Иосии, когда он был еще отроком, иудеи продолжали поклоняться языческим богам и творить те мерзости, которые процветали при Манассии и Аммоне. Но в 632 г. Иосия начал обращаться к Господу, а к 628 г., когда царю было 20 лет, он уже утвердился в вере и начал религиозную реформу. Иудея вступила в фазу своего последнего духовного обновления.
В центре всей религиозной политики Иосии стоит обретение в 622 г. книги Закона. Во время проведения ремонтных работ в храме была найдена некоторая книга, которая, возможно, находилась в фундаменте храма или в храмовом архиве. Возможно, что во времена гонений на истинную религию при Манассии некий благочестивый иудей спрятал эту книгу. Однако известен также факт, что на Ближнем Востоке в фундаменте храмов закладывали важные рукописи.
Что это была за книга? Так как суть последующих действий Иосии лучше всего отражает книга Второзаконие, которая говорит о единстве места для поклонения Господу и призывает к борьбе с языческими культами, то многие полагают, что найденной книгой было Второзаконие. Однако есть основания считать, что это было все Пятикнижие. В пользу же Пятикнижия говорит то обстоятельство, что самаряне восприняли у иудеев Пятикнижие в полном его объеме. Но это не могло произойти в атмосфере возникшего сразу после возвращения в Иудею первой группы переселенцев конфликта между иудеями и самарянами, который разрастался и обострялся в течение всего послепленного периода. В то же время трудно допустить, что самаряне могли принять Пятикнижие вскоре после падения Северного Царства, т.е. на раннем этапе своей истории, так как в религиозной жизни самарян конца VIII-VII вв. до Р.Х. почитание Яхве мирно уживалось с их традиционными языческими культами, о чем свидетельствует 4 Цар. XVII, 25-41. После исключения двух указанных периодов остается только один хронологический отрезок, когда могло произойти данное историческое событие. Это – период религиозной реформы иудейского царя Иосии (640 – 609). Последний, пользуясь ослаблением Ассирии, захватил после 622 г. до Р.Х. области, населенные самарянами, и распространил на них свою реформу, которая сопровождалась проповедью Книги Закона. Эти события – единственный исторический фон, когда самаряне реально могли воспринять у иудеев Пятикнижие. Из этого следует, что именно Пятикнижие было той самой книгой, которую первосвященник Хелкия передал царю Иосии в 622 г. до Р.Х.
Из содержания 4 Цар. XXII создается впечатление, что реформы начались только после обретения книги Закона. Однако считать, что Иосия стал реформатором только после 622 г. и только благодаря нахождению книги Закона, было бы ошибкой. Уже сами работы по обновлению храма говорят о том, что какие-то шаги в борьбе с идолопоклонством были сделаны. Потому повествование книги Паралипоменон лучше отражает реальную последовательность событий. Нахождение книги Закона лишь придало новые силы и уверенность Иосии и дало толчок к еще более решительным действиям. Действительно, при чтении книги Иосия был потрясен несоответствием реальной жизни Иудеи и требованиям Моисеева закона. Он даже обратился к пророчице Олдаме за тем, чтобы узнать, что Господь уготовил Израилю.
Суть реформ Иосии. Иосия и его сторонники не только уничтожили все изображения языческих богов, но и разрушили жертвенники по всей территории Иудеи, вырубили священные деревья, а также уничтожили все предметы, использовавшиеся для идолопоклонства. Вместе с тем были запрещены человеческие жертвоприношения. Однако этим Иосия не ограничился, но решил осквернить все места, связанные с идолопоклонством, а также высоты. Для этого все указанные места были засыпаны костями мертвецов; также Иосия приказал выкопать кости языческих жрецов и сжечь их на этих жертвенниках (впоследствии на этот факт сделали ссылку отцы V Вселенского Собора). Такие меры означали осквернение бывших священных мест, так что возобновление богослужения в этих местах было невозможно.
Так как в это время Ассирия не могла влиять на ход дел в Палестине, то Иосия контролировал и некоторые области бывшего Северного царства и на них также боролся с идолопоклонством. Особое внимание уделяется деятельности Иосии в Вефиле, подчеркивается исполнение пророчеств, которые изрек человек Божий во дни Иеровоама I. Здесь также жертвенник был сокрушен, а место святилища засыпано костями мертвецов. При этом могиле человека Божия было оказано почтение.
Также были уничтожены и яхвистские высоты, а левиты, служившие при этих высотах, были переведены в Иерусалим и могли питаться при храме (4 Цар. XXIII, 8-9). В самом Иерусалимском храме также произошли перемены. Те помещения, где женщины ткали покрывала для культа Астарты и предавались культовому блуду, были разрушены. Кони, посвященные солнцу, были удалены, а колесницы сожжены огнем. Также жертвенники во дворе храма, воздвигнутые Манассией, были уничтожены. Сам храм был обновлен и перестроен, и в нем совершилось публичное чтение книги Закона (книг было мало и многие были неграмотными). Затем народ дал обещание верности постановлениям Закона, а вскоре в 621 г. была совершена пасха, причем так, как требовал закон. Подобного торжества не было в Иерусалиме со времен судей (4 Цар. XXIII, 22).
Также Иосия запретил деятельность магов, вызывавших духов предков, а самих таких людей приказал истребить (XXIII, 24).
Успехи и неудачи реформы. С одной стороны, Иудея была полностью очищена от идолопоклонства. Об успехе религиозной реформы Иосии говорит следующий факт. До нас дошли письма одного иудейского офицера, датируемые началом VI века (накануне падения Иерусалима). Среди 22 имен нет ни одного имени, которое включало бы в себя наименование какого-либо языческого бога, а язык писем сходен с книгой Иеремии. Также реформы Иосии способствовали консолидации, единению иудейского народа, что помогло ему не потерять своей самобытности в период плена.
С другой стороны, реформы были внешними, они не проникли в сердца простых людей и потому после смерти Иосии люди вновь легко уклонились от Господа.