Последние цари Израиля (4 Цар. XV, 8-31).
После блистательного правления Иеровоама II в Северном царстве разразился кризис власти. Его сын, Захария, правил только полгода и после этого был убит. Библия не сообщает причины этого переворота, и потому сам факт может показаться странным. Духовная причина такого развития событий очевидна: Израиль не выдержал испытания благополучием, так как творилось беззаконие, сильным было языческое влияние. Что же касается политических причин, то здесь можно только догадываться. Часто у выдающихся родителей бывают бездарные дети. Возможно, Захария был неспособным правителем и не смог завоевать популярность, тогда как в Израиле это было необходимо: каждый царь должен был доказать, что он достоин занимать престол. А люди, жаждущие власти и готовые любыми средствами добиться ее, были всегда.
Итак, после убийства Захарии Израиль ввергается в пучину анархии. Появляется сразу несколько претендентов. Селлум убивает Захарию, но сам правит 1 месяц и затем убит Менаимом. В это время Сирия объявляет о своей независимости, а в самом Израиле многие не признают власти Менаима. В частности, жители города Типсах были противниками Менаима, но последний взял этот город, проявив при этом невиданную жестокость.
В это же время появляется еще один претендент – Факей, который воцаряется в Заиорданье. Полагают, что Факей основал здесь отдельное государство, т. е. Израиль был разделен на 2 части. Во всяком случае, только так можно объяснить слова о 20-летнем царствовании Факея.
Что касается религиозной политики последних царей, то все они поддерживали культ тельцов. После 745 года Менаим обращается за поддержкой к ассирийскому царю Тиглатпаласару III. Для этого он облагает данью богатых израильтян. Конечно, эта мера отразилась на его авторитете в Израиле. Тем не менее, Менаим – единственный из 6-ти последних израильских царей, который умер собственной смертью. Сын Менаима, Факия, правил недолго и своей проассирийской политикой вызвал недовольство подданных. Поэтому его легко сверг новый царь Факей.
Факей был противником Ассирии, и при нем создается новая антиассирийская коалиция. Во главе ее становится Израиль и Сирия, к ним присоединяется Эдом, их поддерживает Египет (хотя никакой реальной помощи Египет не оказал). Сирия и Израиль хотят присоединить и Иудею к этому союзу, но новый царь Иудеи Ахаз против этого. В результате начинается сиро-ефремская война. Войска идут на юг и в битве при Елафе иудейские войска терпят поражение (2 Пар. XXVIII). Победители берут в плен большое количество иудеев, но по требованию пророка Одеда отпускают их. Затем начинается осада Иерусалима. Цель Факея и Рецина – свергнуть династию Давида и посадить на престол некоего сына Тавеилова (Ис. VII, 6). В это время к Ахазу является пророк Исаия и требует, чтобы царь полагался только на помощь Божию, но Ахаз проявляет маловерие, «не хочет искушать Господа», а вместо Господа обращается к ассирийскому царю (4 Цар. XVI, 7). Тиглатпаласар III откликается на этот призыв, тем более что он давно уже вынашивал планы покорения Палестины. Он наносит поражение Израилю, Факей укрывается в Самарии, а Тиглатпаласар переселяет большую часть населения Северного царства, а захваченные территории (Галилея, Заиорданье) присоединяет к Ассирии. По сути, под властью израильского царя остается только Самария и ее окрестности. После этого Тиглатпаласар идет в Дамаск, берет этот город после осады, а Рецина убивает.
В это время Факей, лишившийся авторитета после этих поражений, низвергается Осией, который, как вассал ассирийского царя, становится последним правителем Северного царства. О самом Осии сказано, что он не был столь нечестивым, как его предшественники (XVII, 2), тем не менее его правление завершилось уничтожением Израиля. Причины краха израильского царства излагаются в XVII, 7-23, причем среди основных причин автор называет идолопоклонство (10, 12 ст.), сооружение новых мест для поклонения (высот, 9 и 11 ст.), а также презрение заповедей и уставов Господа (15-16 ст.).
Когда в 727 году умер Тиглатпаласар III, царь Осия стал задерживать посылку дани в Ассирию и начал переговоры с Египтом. Но Египет и на этот раз обманул надежды своих союзников. В 725 году Осия как изменник был схвачен и брошен в темницу, а войска Салманасара осадили Самарию. Однако, лишившись своего царя, израильтяне не покорились ассирийцам. Нашлись военачальники, которые возглавили армию, и жителям Самарии три года удавалось сдерживать осаду. Однако все-таки в 722 году Самария пала. Возможно, сдаче города предшествовали переговоры и обещание ассирийского царя пощадить жителей. В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вступления ассирийских войск в Самарию город не был разрушен, как это делали обычно ассирийцы. Двадцать семь тысяч человек были переправлены в Ассирию, где им предоставили удобные места для жительства.
Библия говорит о том, что взятие Самарии совершилось при царе Салманасаре V, однако в ассирийских источниках говорится, что этим городом овладел Саргон II. Это противоречие разрешается различным образом: одни говорят, что Саргон довершил осаду города, начатую при Салманасаре, другие считают, что Саргон просто приписал себе победу своего предшественника. В любом случае переселение израильского народа имело место уже при Саргоне.
Нанесенный Израилю удар был окончательным, и оправиться ему больше не было суждено. Жители Севера не были истреблены физически, но они перестали существовать как Израиль, как богоизбранный народ Божий. Территория же Израиля была заселена людьми с востока, хотя на ней осталась и часть израильского населения. Обилие иноземцев превратило бывший Израиль в безликую провинцию, населенную подданными царя Ассирии. Вскоре в разоренной стране вспыхнул голод, и были случаи, когда стаи голодных львов забегали в саму Самарию и утаскивали людей. Переселенцы решили, что все эти беды – кара местного Божества, и обратились с просьбой прислать им священника религии Яхве. По разрешению Саргона просьба их была удовлетворена: в Вефиль возвратили одного из священников, и он восстановил прежний культ. Однако переселенцы, приняв веру в Яхве, не оставили и отечественных суеверий. «Сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот...Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4 Цар XVII, 29, 33). Такое положение дел сохранялось до времени правления царя Иосии, который уничтожил на территории Северного царства элементы идолопоклонства и утвердил монотеизм.
В заключение необходимо сказать, что Иосиф Флавий считал, будто от этих переселенцев произошла послепленная секта самарян, однако библеисты оспаривают такую точку зрения, так как новозаветные самаряне были монотеистами, тогда как люди, населявшие территорию Израиля после 722 г., были синкретистами.