Израиль во 2-й половине IX века до Р. Х.
При царе Ииуе единственным государственным культом стал культ тельцов, введенный еще Иеровоамом I. Однако сам царь «не старался ходить в законе Господа Бога Израилева, от всего сердца» (X, 31), потому священный автор также дает ему отрицательную оценку, как и другим царям Северного царства.
Во внешней политике приходится констатировать ослабление Израиле. Во-первых, Ииуй своей жестокостью и последующими грехами оттолкнул от себя Елисея, в результате чего лишился помощи Божией в борьбе с внешними врагами. Во-вторых, уничтожив Иезавель и ее потомков, он лишился военной поддержки Финикии, а также, учитывая, что в Иудее воцарилась дочь Ахава Гофолия, Ииуй не мог надеяться и на ту небольшую помощь, которую могла оказать Иудея. Таким образом, Израиль лишился всех прежних союзников и оказался один в борьбе с более мощными врагами.
Сразу после воцарения Ииуя в 841 году в Палестине появляется ассирийский царь Салманасар III (859 – 824), который, будучи поражен в 853 г. войсками Ахава, вновь предпринял попытку наступления. Прежняя антиассирийская коалиция вследствие государственного переворота в Израиле распалась, так что сопротивление Ассирии оказал лишь царь Дамаска. Ииуй, не имея возможности противостоять сильному противнику, признает вассальную зависимость от Салманасара и приносит ассирийцу дань, состоящую из золотых слитков, серебра и дорогих пород дерева. В Библии об этом событии не говорится, однако об этом сообщают ассирийские источники, где есть даже изображение Ииуя.
Однако вскоре влияние Ассирии в этом регионе ослабевает и, более того, после 838 г. ассирийцы, занятые войнами на Востоке, не появляются в течение нескольких десятилетий на Западе. Это создает благоприятную обстановку для усиления Сирии, которая становится ведущей державой региона. В результате успешных войн с Ииуем Азаил, царь Сирии (842 – 800), захватывает все заиорданские территории (X, 32-33).
При сыне Ииуя Иоахазе, правление которого описывается в XIII, 1-9, имеет место дальнейшее ослабление Северного царства. Иоахаз не только ходил в грехах Иеровоама (XIII, 2), но при нем возрождается культ Астарты, так как в 6-м стихе говорится о «дубраве», которая была одним из атрибутов культа этой богини. Как следствие, Господь в качестве наказания для Израиля допускает новое нашествие Азаила, которое поставило уже под угрозу существование Израиля как государства. Стих XIII, 5 позволяет говорить, что на некоторое время Израиль попадает в зависимость от Сирии в правление Азаила и Венадада III. В этой кризисной ситуации Иоахаз обратился к Господу, Который послал «избавителя». Личность этого избавителя, вызывает много споров. Одно из наиболее вероятных толкований говорит о том, что здесь имеется в виду ассирийский царь Адад-нерари III (811 – 781),который в 805 г. до н. э. нанес ряд поражений войску Сирии. В результате неудачных войн с Сирией армия Израиля была почти разбита и ее остатки перечислены в стихе 7. Обратим внимание на наличие всего 10 колесниц, тогда как Ахав в 853 г. мог выставить 2000.
Иудея во 2-й половине IX века до Р. Х.
(4 Цар. XI - XII; 2 Пар. XXII – XXIV).
Переворот Ииуя оказал существенное влияние и на положение дел в Иудее, так как Ииуй убил царя Охозию и других взрослых мужчин царского рода. Когда стало известно об этом, Гофолия, мать Охозии и дочь Ахава, которая изображена как жестокая и хитрая женщина, решила уничтожить всех оставшихся представителей династии Давида, чтобы стать царицей Иудеи. То, что ей почти удалось это, говорит о ее сильном влиянии в Иудее. Интересно, что это единственная женщина в истории обоих царств, которой удалось стать единовластной правительницей.
Если бы ее планы увенчались успехом, то был бы положен конец династии Давида. Однако Божьим промыслом совершилось спасение династии. В этой истории мы видим исполнение обетований Бога о сохранении и утверждении династии Давида.
Иосавеф, сестра покойного Охозии, которая могла быть как дочерью самой Гофолии, так и дочерью другой жены Иорама, решает укрыть ребенка Иоаса. Мы не знаем, почему она решила спасти именно Иоаса (которому тогда было около года, как об этом сообщается в XI, 21), а не других сыновей царя, которых должны были умертвить. Возможно, основным мотивом был возраст Иоаса: он был слишком мал, чтобы научиться чему-нибудь от идолопоклонницы Гофолии.
О шестилетнем царствовании Гофолии (841 – 835) почти не говорится, поскольку автор не признает ее права на престол. Начиная с 4-го стиха, повествуется о событиях, связанных с воцарением Иоаса. На сцену выходит первосвященник Иодай (согласно 2 Пар. XXII, 11 Иосавеф была женой Иодая.), который и организует восстановление династии Давида. Готовность воинов участвовать в заговоре Иодая показывает, что Гофолия их поддержки не получила. Многочисленные подробности говорят о том, как тщательно спланировал эту операцию Иодай и насколько высокой была секретность.
В результате успешного восстания семилетний Иоас был признан царем Иудеи, а Гофолия была убита. Восклицания людей, когда Иоас был помазан (12), свидетельствуют о популярности в Иудее восстановленной линии Давида.
Иоас, царь Иудейский (835 – 796) воспитывался при священнике Иодае, который стал наставником юного царя. В стихе 2 говорится: И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай. Следовательно, верность царя истинной религии в течение 1-й половины правления объясняется влиянием Иодая. Священные авторы не конкретизируют, что же делал Иоас для утверждения истинной религии, но можно полагать, что он боролся с идолопоклонством в духе благочестивых предшественников: уничтожал капища, жертвенники, статуи идолов. Также сообщается о двух женах и детях Иоаса, чем показывается, что царская семья, в правление Гофолии находившаяся под угрозой полного уничтожения, снова начинает восстанавливаться. Кроме того, рождение потомства является Божьей наградой за послушание (2). Автор книги Царств упрекает Иоаса только за то, что он не уничтожил яхвистские высоты (XII, 3).
Важным делом Иоаса стал произведенный в его правление ремонт храма (XII, 4-6).Причина, по которой необходимо было ремонтировать храм, в книге Царств не приводится, однако в 2 Пар. XXIV, 7 говорится о том, что «Гофолия и сыновья разорили дом Божий» и награбленное использовали для поклонения Ваалу. Для ремонта храма нужны были средства, которые приходили из разных источников, указанных в XII, 4-5. Использование денег на восстановление Храма из всех указанных источников говорит о серьезности повреждений. Непонятно значение еврейской фразы, переведенной как от своего знакомого. Более правильный перевод этой фразы – «из своих запасов» – означает, что на осуществление работ по ремонту Храма расходовались также и средства из личных доходов самих священников. Нам не сообщают, в какой год своего правления Иоас начал ремонтные работы в Храме, поэтому мы не знаем, сколько времени прошло с тех пор до двадцать третьего года его царствования (6). Создается впечатление, что ремонт неоправданно затянулся, в результате чего священники лишились права руководить восстановлением храма и была введена новая система финансирования ремонтных работ. В том, как Иоас распоряжался священниками, видна реальная власть над ними, которой к тому времени обладал царь.
На основании 4 Цар. XII, 13-14 можно сделать вывод, что прежние храмовые принадлежности, вероятно, были утеряны, или осквернены, или украдены. Но производство новых предметов для Храма было приостановлено, потому что все золото и серебро шло на оплату ремонтных работ (еще одно свидетельство скудных ресурсов). Означает ли отсутствие этих принадлежностей остановку обычного храмового богослужения, или же службы продолжались с использованием более простых сосудов? Все эти вопросы остаются без ответа.
После смерти Иодая резко меняется религиозная политика царя Иоаса. Это описывается в книге Паралипоменон. На сцене появились князья Иудейские, вероятно, старая партия сторонников Гофолии, под влиянием которых возрождается культ Астарты, о чем говорит выражение «служить деревам» (XXIV, 17-18). Сын Иодая Захария произнес обличительную речь, за что был убит по приказанию Иоаса. Вскоре за идолопоклонство и убийство праведного Захарии последовали наказания.
Сирийский царь Азаил, подчинив Северное царство, вторгся далеко на юг до границ Иудеи, поставив под угрозу существование самого Иерусалима. Похоже, у Иоаса не было достаточно сил, чтобы предотвратить продвижение Азаила. Не имея возможности сопротивляться, он откупился от неприятеля драгоценными предметами, взятыми из Храма и дворцовых сокровищниц (18). Однако вскоре последовало еще одно вторжение сирийцев, которое описывается в книге Паралипоменон. Вследствие этой войны были убиты многие представители иудейской знати и сама Иудея была разграблена.
Тяжелые поражения в войнах с Сирией способствовали падению авторитета Иоаса. Этим, видимо, и объясняется то недовольство, которое привело к убийству царя, и тот факт, что Иоаса похоронили в Иерусалиме, но не в царских гробницах.