Пророк Илия и его борьба с культом Ваала

(3 Цар. XVII – 4 Цар. II).

Пророк Илия в годы голода (3 Цар XVII). Само имя пророка Илия (Элияху) означает «Ягве – мой Бог», и оно полностью отражает его миссию, которая заключалась в утверждении истинной религии, почитания Яхве. Служение пророка Илии начинается с того, что он объявляет о засухе, которая должна стать как наказанием за нечестие, так и средством для вразумления народа. То, что Господь выбирает именно засуху, не случайно. Ваал считался богом плодородия, и хананеи полагали, что именно Ваал является подателем дождя. Через пророка Илию Господь демонстрирует свое могущество именно в той сфере, которая находилась в ведении Ваала. Финикийские летописи упоминают о голоде, который свирепствовал в Сирии в правление Этбаала (И. Флавий. Против Апиона, 8,13,2). Засуха опустошила и Ефрем, и царь вынужден был скитаться по стране в поисках корма для своих лошадей.

В это время Иезавель продолжает преследовать пророков Господних, и потому Илия вынужден скрываться. Вообще, Илия провел большую часть жизни в пустыне и всегда одевался как житель пустыни: на нем милоть из шкуры и кожаный пояс, какие носили пастухи. Он, по повелению Божию, удалился в пустыню к потоку Хорафу (Заиорданье), где Господь чудесно питал его, а когда поток высох, Илия ушел в Финикию. Там он жил в Сарепте у бедной вдовы. Он спас ее от голода и воскресил ее умершего сына. Библия подробно останавливается на этих событиях, поскольку они указывают, что милосердие Божие распространяется и на иноплеменников. Доброта финикийской женщины, приютившей Илию, угодна Богу, хотя она и не принадлежит к избранному народу. На это обратит внимание и Христос Спаситель, обличая маловерие жителей Назарета. (Лк IV, 25-26).

Жертвоприношение на горе Кармил (3 Цар XVIII). Когда срок вразумления истек, Илия появляется перед Ахавом и предлагает созвать народное собрание, чтобы люди окончательно решили: кто истинный Бог – Мелькарт или Яхве.

На горе Кармил происходит "состязание" Илии с пророками Ваала. Пророк бросает народу гневные слова: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Ягве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте". Суть его слов в том, что двоеверие невозможно.

Для разрешения спора Илия предложил совершить жертвоприношение, но без использования огня, который должен был послать бог. Почему Илия сделал акцент на способности божества послать огонь? Здесь нужно отметить три идеи. Во-первых, огонь указывал на присутствие Бога, то есть это был наиболее явный образ явления божества. Во-вторых, Ваал, как бог бури, считался владыкой огня, и даже в религиозных текстах говорилось о том, что Ваал освещает свой путь огнем и молниями. Таким образом, пророк Илия хотел, чтобы превосходство Яхве было явлено в той области, которая находилась в ведении Ваала. В-третьих, огонь означал бы принятие жертвы, а так как обе стороны молились об окончании засухи, то принятие жертвы означало бы гарантию того, что Бог удовлетворит просьбу.

И вот, языческие пророки, призывая огонь на жертвенник, пляшут, кричат, ранят себя до крови, как принято в экстатической религии хананеев. Но все их усилия тщетны. Илия горько насмехается над ними: "Кричите громким голосом, ибо он бог; может, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется". В этих словах изобличаются низменные антропоморфные представления язычников о своих богах.

Когда же доходит черед до Илии, то он воздвигает жертвенник из двенадцати камней как символ всего Израиля и призывает Господа – Бога Авраама, Исаака и Иакова. Он просит, чтобы Господь явился в огне, как некогда на Синае. Чтобы Его явление было особенно явным, пророк возливает на камни жертвенника воду.

И когда небесный огонь пожирает жертву Илии, народ в священном ужасе восклицает: «Ягве есть Бог!» Пользуясь своей победой, Илия чинит расправу над языческими жрецами. Представитель раннего пророчества, он считает допустимым употреблять насилие в делах религии. Но уже пророки-писатели откажутся от этого способа защиты веры.

Желанный дождь наконец оросил выжженные холмы и долины. Охваченный экстазом, Илия бежит перед колесницами Ахава до самого Изрееля. Царь плачет от радости, охваченный раскаянием. Но Иезавель, узнав о гибели Вааловых пророков, начинает беспощадно мстить за них. Илия вынужден бежать из страны на юг, в Вирсавию, подвластную иудейскому царю.

Пророк Илия на Синае (3 Цар XIX, 1-18). В глубоком унынии пророк предпринимает паломничество к Синаю (Хориву). Он как бы возвращается к истокам израильской веры, к святой горе, где прозвучали слова Господни. Пророку кажется, что вся его борьба оказалась напрасной, и он желает себе смерти. «…сыны Израилевы оставили Завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». И Господь является пророку. Сначала над Синаем проносится буря, потом скалы колеблются землетрясением, затем вспыхивает пламя. Но ни в одном из этих привычных знаков Богоявления нет Господа. Он приходит в веянии тихого ветра, умиротворяющего полдневный жар. Это неожиданно, ибо Бог всегда являлся среди грозы и бури, и сам дух пророка был подобен этим грозным стихиям. Богоявление в «веянии тихого ветра» предваряет новое понимание Бога – милующего и утешающего. Господь, по словам бл. Феодорита, "за лучшее признал управлять родом человеческим кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы" (На Кн. Царств, вопр. 59). Таким образом, в синайской Теофании Илии содержится прообраз Нового Завета.

Илия внимает воле Божией. Поскольку он пал духом и поколебался, то, «вместо себя» он должен помазать на служение пророка Елисея. Также Господь дает повеление относительно помазания на израильский престол Ииуя и Азаила – царем над Сирией. Илия выполняет только первое повеление Господа, а остальные уже исполняет Елисей. Здесь мы видим, как Господь через пророков творит историю, так как смена царских династий в Сирии и Израиле означала переворот в ближневосточной политике.

Виноградник Навуфея (3 Цар. XXI). Для Илии нарушение закона и справедливости были оскорблением Бога, что отчетливо проявилось в эпизоде с виноградником Навуфея. Этот мотив будет углублен и развит великими пророками-писателями. Царь желал приобрести виноградник, который примыкал к его дворцу. Но владелец его, крестьянин Навуфей, отказался продать «наследие отцов своих», и действительно, законом продажа наследственного удела запрещалась (Чис. XXXVI, 7). Царь огорчился, однако у него не хватило смелости идти против закона. Иезавель была удивлена такой нерешительностью мужа. Она привыкла к мысли, что царь есть самодержавный властелин подданных. Она собрала фальшивые обвинения против Навуфея, и тот был побит камнями как преступник, «хуливший Бога и царя». Сразу же после его казни Ахав завладел желанным участком земли. Но у ворот виноградника его поджидал Илия, который гневно обличил царя и предрек гибель его дома.

Взятие Илии на небо (4 Цар. II, 1-12). Все места, которын названы в этой главе и через которые прошли Илия и Елисей, связаны с историей Израиля (Галгал, Вефиль, Иерихон, река Иордан). Этим подчеркивается особая роль Илии в истории Израиля. По сути, Илия стал для Израиля новым Моисеем, что особенно подтверждает факт богоявления Илии на горе Синай. Можно сказать, что без Моисея ветхозаветная религия не родилась бы, а без Илии она бы погибла. Не случайно, что вознесение Илии на небо происходит на том месте, где был похоронен Моисей. И хотя в тексте не упоминается название горы Нево, на которой умер Моисей, есть все основания считать, что Илия и Елисей оказались именно в этом месте.

Перед своим взятием на небо Илия предлагает Елисею просить, что он пожелает, и Елисей просит даровать ему вдвое больше пророческого духа и получает просимое. Однако здесь не означает, что Елисей буквально получил вдвое больше духа, чем было у Илии, но здесь он просит о наследовании служения Илии, т. е. хочет получить вдвое больше духа, чем получил бы другой. По сути, Елисей получает долю, которая принадлежала первенцу.

Наши рекомендации