Правление Асы в Иудее (3 Цар. XV, 8-24; 2 Пар. XIV – XVI).
Аса – первый царь периода разделенной монархии, о котором автор отзывается одобрительно и даже сравнивает его с Давидом (11). Этот царь, в отличие от двух своих предшественников, начал решительную борьбу с идолопоклонством. Как сообщается в 2 Пар. XIV, 3, Аса уничтожил все языческие жертвенники (многие из которых были сооружены еще Соломоном) и высоты, разбил статуи (священные камни, которые были частью культа Ваала и Астарты) и вырубил священные деревья (или посвященные Астарте рощи, или деревянные изваяния этой богини). Также он изгнал блудников, т. е. принял решительные меры против культовой проституции. Автор книги Царств критикует его только лишь за то, что он не уничтожил яхвистские высоты. Кроме того, во внутренней политике Аса отметился укреплением иудейских городов и крепостей.
В начале правления Асы в Иудею вторгается огромное войско под предводительством Зарая Эфиоплянина. Полагают, что это была египетская армия во главе с полководцем нубийского происхождения. Аса, понимая, что своими силами он не сможет отразить нападение врага, обращается к Господу, и Яхве поражает вражеское войско. Сразу после чудесной победы навстречу Асе выходит пророк Азария, который обращается к царю и народу, увещевая их быть верными Господу и не отступать от Него. Вдохновленный этими словами, Аса с удвоенной энергией продолжает борьбу с нечестием и даже отстраняет от власти свою мать-царицу из-за того, что она сделала истукан Астарты.
Однако во 2-й половине правления Асв пришлось уже вести войну с израильским царем Ваасой, нападение которого явилось испытанием для Асы, и он его не выдержал. Любой историк сказал бы, что Аса, обратившийся за помощью к сирийскому царю Венададу I, поступил правильно. Однако пророк Ананий, посланный Господом, напомнил царю о победе над войском Зарая и укорил царя за то, что в войне против Северного царства Аса «не уповал на Господа». В качестве наказания Ананий возвещает, что остальное время правления Аса проведет в войнах. Аса в ответ на это заключил Анания в темницу. За этот и другие грехи Аса был наказан в старости болезнью ног.
Войны между Израилем и Иудеей в начале периода
Разделенной монархии.
До воцарения династии Амврия оба царства постоянно враждовали, и это еще более ослабляло их и подрывало их шансы когда-либо возвратить свою прежнюю территорию. Они воевали примерно пятьдесят лет, споря за пограничные земли к северу от Иерусалима. Давид избрал Иерусалим столицей как раз потому, что он находился в центре Палестины. Но теперь прежнее тактическое преимущество обернулось серьезной угрозой для Иудеи, столица которой оказалась чересчур близко к рубежам северного царства и стала крайне уязвимой для нападения.
Как сообщает 3 Цар. XV, 6, между Ровоамом и Иеровоамом I была война на протяжении всего периода их правления. Возможно, это была вражда, сопровождавшаяся небольшими стычками. Первое же серьезное сражение, о котором повествует Библия, относится ко времени Авии, сына и преемника Ровоама. Эта война описана в 2 Пар. XIII. Согласно сообщению священного автора, израильские войска по численности в 2 раза превосходили иудейскую армию, однако Господь даровал победу иудеям. После этого Авия захватил ряд пограничных городов, в том числе и Вефиль, отодвинув на север границу от Иерусалима.
Это поражение способствовало падения авторитета Иеровоама I, и его династия вскоре была уничтожена. Новый царь Вааса, заключив мирный договор с царем Сирии Венададом I и, обезопасив тем самым северные границы Израиля, начал активные военные действия против Иудеи. В результате Вааса не только вернул все те города, которые были утрачены при Иеровоаме, но и продвинулся максимально близко к Иерусалиму. Об этой войне священные авторы не пишут, однако можно догадаться потому, что Вааса захватил и начал укреплять Раму, которая находилась всего в 8 км от Иерусалима. Очевидно, что Вааса планировал, используя Раму в качестве плацдарма, начать наступление на Иерусалим.
Аса, не имея сил противостоять Ваасе, пошел на переговоры с Венададом, надеясь на его помощь, хотя такой поворот событий потребовал нового опустошения храмовых и дворцовых сокровищниц. Когда Венадад направил свои войска в северный Израиль, Вааса был вынужден отвести своих воинов, чтобы отразить нападение сирийцев. Тогда Аса вернул себе город Раму и другие утраченные в начале своего правления территории. Он использовал строительные материалы, заготовленные Ваасой, для строительства Гивы и Мицпы, укрепив таким образом северную границу и обезопасив себя от возможной агрессии со стороны израильтян. Этим эпизодом заканчиваются междоусобные войны двух царств, так как царь Амврий, воцарившийся в 885 г., заключил мир с Иудеей.