Империя как сакральный идеал
Имперская идея формируется в недрах древневосточного и античного общества и легко усваивается языческим сознанием. Во многих древневосточных государствах, как известно, было распространено поклонение монарху. Представления о божественном происхождении властителей как нельзя лучше соотносились с мыслью о непревзойденности своего государства, своей культуры, своей системы ценностей.
Насколько мы можем судить, древние египтяне, вавилоняне, персы полагали, что именно их держава — единственная правильно устроенная, единственная богоугодная и богохранимая. (Мысли эти формулировались, разумеется, несколько иначе.) Подобные воззрения становились предпосылкой имперских устремлений, присущих подданным древних деспотий.
Своеобразие древневосточному империализму придавала относительная изолированность первоначальных очагов государственности: в замкнутом обществе легче воспринималась мысль о принципиальном превосходстве своего над чужим. Однако реализация имперской идеи (которая и на Древнем Востоке, и в любых иных регионах, в любые иные эпохи предполагала применение силы) неизбежно разрушала былую замкнутость средиземноморских и переднеазиатских цивилизаций. В новых условиях (начиная с I тысячелетия до Р. X.) размывались рациональные обоснования имперских претензий, а сами эти претензии все более явно приобретали характер религиозной задачи.
Решая ее, персы, воины Александра Македонского, карфагеняне, парфяне, римляне создавали свои обширные империи. Разумеется, организация каждой из притязавших на универсальность держав отличалась изрядным своеобразием, но, осваивая одно и то же геополитическое пространство — тогдашний цивилизованный мир, строители империй неизменно создавали культ государства или культ монарха, призванный сплотить завоеванные области вокруг единого центра.
И древневосточная, и античная религиозность становились питательной средой для державной идеологии, обретшей достаточно законченный вид в Риме эпохи принципата.
Начавшаяся в IV столетии христианизация Римского государства сделала необходимым переосмысление языческих представлений об империи. Результатом такого переосмысления, отнюдь не сводимого к механическому совмещению традиционных институтов с требованиями новой веры, стала, например, сложившаяся в Византии концепция симфонии священства и царства (об этой концепции и ее восприятии в Московском государстве см. в главе 8 пособия).
Сакральное (языческое по своим истокам) отношение к государству, к власти, к империи — как высшему проявлению государственной идеи — претерпело серьезные изменения, однако сохранилось и в христианской Западной Европе, и в Византии. Средневековое сознание довольно медленно усваивало неизвестную ни античному, ни варварскому миру иерархию ценностей, в которой светской власти отведена отнюдь не первенствующая роль. Постепенная десакрализация имперского идеала то и дело прерывалась попытками реанимировать, его, вписав в христианскую картину мира.
В XI в. папство сумело одержать верх в борьбе с императорами, однако торжество Григория VII не стало победой христианских ценностей над имперской идеей. Империя по-прежнему воспринималась как высший (из доступных на земле) способ упорядочения отношений между людьми. Римское наследие казалось западным христианам настолько значимым, что с XII в. империю стали называть Священной.
Ренессанс и Реформация отодвинули на второй план проблему христианского обоснования имперской идеи. Однако секуляризация политической жизни и политического мышления, которая часто вела к восстановлению языческих представлений об обществе и государстве, создала нехристианскую основу для культа империи. В новое время имперская идея уже не нуждалась в согласовании с ценностями христианства, эта идея сама стала квазирелигией, неким вариантом идолопоклонства.
В XIX и XX столетиях державным идолам было, пожалуй, принесено жертв больше, чем в предшествующие века; однако прагматичный дух эпохи, воспринявшей идеи Просвещения и попытавшейся найти им практическое применение, не мог удовлетвориться чисто иррациональным восприятием имперской идеи.
Языческий фанатизм приверженцев имперского мироустройства на протяжении двух последних столетий уживался с рациональными аргументами, призванными убедить и массы, и элиту общества в целесообразности того или иного варианта всемирной монархии. Геополитические концепции, оперировавшие понятиями естественных рубежей и жизненного пространства, становились теоретическим, оправданием всякого рода региональных империй. Построения экономистов, отстаивавших .гипотезу о хозяйственных преимуществах больших государств, активно использовались в рамках самых разных идеологических систем (и германские шовинисты, и панслависты, и русские большевики воспринимали эту гипотезу как нечто непреложное и доказанное).
Эклектическое смешение сакральных заклинаний и претендующих на научность теорий стало приметой времени. На подобном фундаменте в XIX—XX вв. возводились различные конструкции, создатели которых пытались реализовать тот или иной социальный идеал. Такие конструкции принято именовать утопиями.
Империя как утопия
Сходство имперской идеи и идеи социалистической, отчетливо выявившееся в XX веке, нельзя объяснить случайным совпадением. Эти идеи изначально близки друг другу — по происхождению, по отношению к реально существующему обществу, по функциям,
Имперская власть всегда, в любых общественных условиях считала своей важнейшей задачей обеспечение блага подданных, устроение социальной, действительности. При этом безусловное право определять, что следует считать благом и каковы должны быть принципы устроения, принадлежало самой власти.
Обычно притязания имперской идеи не заходят столь далеко, как претензии уравнительных утопий. Приверженцы имперского идеала, как правило, смотрят на жизнь реалистичнее, чем сторонники социалистических теорий. Империя не надеется в корне изменить природу людей и считаетсягс их нуждами, их недостатками .и достоинствами, пытается по-хозяйски распорядиться тем, что оказалось под рукой.
Имперская идея не предполагает резкого и бесповоротного разрыва с традицией; империя пытается соединить традицию с утопией, отыскать черты идеала в реальной жизни. Империя — это во многом искусственное сооружение, но возводится оно, в отличие от фурьеристских фаланстеров, из естественных, непридуманных материалов.
Иногда империя весьма органично вписывается в традицию. Утопические устремления к идеалу остывают, отступают, и на первый план выдвигаются реальные задачи общества. Империя становится частью традиции; наиболее яркий пример — многовековая история Китайской империи, чьи институты сохранялись или воспроизводились на протяжении столетий, в самых различных условиях.
И все же имперская идея — даже в ее наиболее традиционных версиях — никогда полностью не порывает со своими утопическими корнями. Псевдорелигиозное, утопическое начало особенно остро ощущается в имперской идее тогда, когда она вступает в противоречие с реальным историческим фоном, с конкретными политическими обстоятельствами и потребностями общества. В этом случае имперская утопия — подобно любой другой утопии — может стать разрушительной силой, в конечном счете уничтожающей то общество, в котором она возникла и воплотилась, те традиции, которыми питалась.
Связь утопии с традицией вообще представляется весьма непростой, неоднозначной, не сводимой к взаимному отторжению и отталкиванию. Как заметил польский мыслитель Лешек Колаковски, если бы люди безоговорочно следовали традиции, они и сейчас обитали бы в пещерах, но если бы человечество совсем порвало с древними обычаями, то нам пришлось бы в эти пещеры вернуться.
Сколько-нибудь жизнеспособные исторические явления и перспективные процессы существуют в пространстве, достаточно удаленном и от порочного коловращения вокруг застарелых, архаичных образцов, и от опасной зоны безудержного новаторства. Именно в этом пространстве разворачивалась история большинства империй, становившихся результатом осторожной реализации умеренной утопии.
Впрочем, имперская идея, воплощенная в реальном пространстве и в реальном времени, не перестает быть утопической. Всякая имперская идеология обязательно содержит в себе некое утопическое ядро — представления об особой миссии той державы, в которой обитают приверженцы такой идеологии.
Империя как миссия
Державная, имперская миссия не сводится к выполнению конкретных политических функции, присущих любому государству. Разумеется, имперская власть решает какие-то повседневные, будничные задачи, реагирует на потребности общества, пытается смягчать социальные конфликты, но при этом не забывает и о высшем своем предназначении.
Содержание имперской миссии может пониматься и трактоваться по-разному. Весьма распространенным уже в античные времена было восприятие империи как миротворческой силы. А. Тойнби даже писал об особой имперской «психологии мира»:
«Универсальное государство (т. е. империя— А. Г.) устанавливается основоположниками и воспринимается подданными как панацея от бед смутного времени. Изначальное предназначение этого учреждения — установить и затем поддерживать всеобщее согласие» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 503).
Трудно сказать, насколько подобные представления определяются практическими потребностями общества, в котором вырастает имперская власть, а в какой мере они диктуются нематериальными, идеологическими соображениями. Вероятно, в каждом конкретном случае соотношение вполне функционального миротворчества (внешнеполитического и внутреннего) и идеализированного образа империи как силы, гарантирующей всеобщее спокойствие и благоденствие, бывает различным. При этом большинство империй действительно в той или иной степени обеспечивают гражданский мир (какой ценой — это уже другой вопрос), но не отличаются миролюбивой внешней политикой. Стремление облагодетельствовать все новые и новые народы или конкуренция с чужеземными державами обычно превращает империю в источник постоянной агрессин.
Тем не менее с античных времен, когда идея Рах Romana, т. е. гарантированного всем римским подданным мира и спокойствия, стала одним из. основных аргументов в пользу универсальной державы, чуть ли не все империи декларировали в качестве своей цели всеобщее умиротворение и процветание. (Правда, очень часто в качестве предварительного условия обещанного спокойствия рассматривалось покорение соседних племен, государств, народов, что отодвигало исполнение миротворческих обязательств на неопределенный срок. Впрочем, в некоторых случаях империи, опираясь на свою военную мощь, т. е. угрожая силой, действительно предотвращали военные конфликты.)
Миссия империи может толковаться и несколько иначе — например, как охрана и сбережение каких-либо высших ценностей, традиций. Особенно большую роль подобные представления о задачах империи играли в христианском и мусульманском мире, а также в Китае (в Риме сохранение наследия предков — гражданских добродетелей н прав — возлагалось скорее на архаичные республиканские институты, а не на всесильные структуры принципата и домината).
Византийские василевсы видели одну из важнейших задач империи в сбережении православия. Русские цари, во многом продолжавшие византийские традиции, также рассматривали свою-власть как средство сохранения христианских ценностей. Взгляд на империю как на православное царство был весьма распространен в Россия даже после петровских преобразований — несмотря на попытку реформатора поменять местами цель и средство, превратить православие в орудие упрочения светской власти.
С миссией сохранения ценностей имперское сознание часто связывает задачу их пропаганды, распространения, идею приобщения к ним людей, сформировавшихся в совсем ивой культурной среде. Подобные цивилизаторские устремления империй хорошо^известны по истории европейской колонизации.
Миссия приобщения профанов, дикарей, неверных, инородцев, варваров к тем истинам, которые защищала своей мощью империя,— это нередко декларируемая и иногда осуществляемая цель империй. Подобная миссия может сопрягаться с религиозным прозелитизмом, с насильственным насаждением государственного вероисповедания, с мирной пропагандой, с преобразованиями в социальной и бытовой сферах, может служить оправданием для военной экспансии.
Перечисленные выше имперские притязания государственной власти неодинаково реализуются в различных исторических условиях. Даже в рамках одной национально-культурной и политической традиции могут сложиться очень несходные варианты воплощения имперского идеала, имперской утопии, имперской миссии. Об этом напоминают исторические судьбы Московского царства, Российской империи и империи советской, которая оказалась — вопреки намерениям ее основателей — невольной и самозваной наследницей отечественного универсального государства.