Формирование централизованного государства и православная Церковь
Политическая централизация и объединение отдельных феодальных владений в национальное государство — это два взаимосвязанных, но полностью не совпадающих процесса. Подчинение большой территории одному монарху или объединение нескольких ранее самостоятельных государств нельзя считать достаточными признаками централизации. Централизованным можно назвать только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. Все звенья такого аппарата действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством или монархом и могут осуществлять свои полномочия только в пределах, очерченных вышестоящей властью.
Разумеется, во всяком централизованном государстве правители должны считаться с местными особенностями, традициями. Централизация не обязательно. предполагает унификацию, которая достижима только в условиях полного подавления инициативы и всякой общественной активности, независимой от власти (такая унификация, всегда сопряженная с произволом, достигается лишь в тоталитарных государствах, возникающих на более поздних стадиях общественного развития при наличии ряда социальных, политических и идеологических условий; подробнее об этом см. в главе 14).
Стремление центральной власти к контролю над обществом, к подчинению местных интересов единой воле обычно сталкивается с противодействием как политических структур, сохраняющихся по инерции или по традиции, так и различных социальных групп, чаяния которых лишь частично совпадают с задачами центра. В этом столкновении разных интересов постепенно определяется разумная степень централизации, с которой готовы мириться наиболее влиятельные слои общества.
Централизованное государство в принципе стремится к тому, чтобы распространить свою власть по возможности дальше, чтобы подчинить себе обширные территории. Но процесс территориальной экспансии ограничен рядом. факторов.
Во-первых, чрезмерно большие территории, даже если их удастся завоевать или присоединить как-либо иначе, трудно контролировать из одного центра; для этого необходим многочисленный штат хорошо обученных государственных служащих, которые умеют и желают действовать в соответствии с задачами центральной власти. Разветвленный государственный аппарат предполагает формирование особой социальной группы — чиновничества, отождествляющего свои интересы с интересами государства. Таким образом, темпы и географические границы централизации определяются объективными социальными процессами (формированием групп, сословий, тесно связанных с центральной властью) и наличием людских ресурсов.
Во-вторых, на путь централизации обычно становятся одновременно (или почти одновременно) несколько соседних регионов, потенциально способных превратиться в объединенные государства; их соперничество не позволяет чрезмерно усилиться какому-либо из них. Даже в тех случаях, когда рядом с переживающей централизацию территорией располагаются раздробленные феодальные владения, они вовсе не обречены на подчинение более сильному соседу. Геополитические факторы (прежде всего наличие естественных рубежей: гор, рек, морей) и факторы исторические (например, тяготение феодальных владений к каким-либо центрам, с которыми они связаны вассальной зависимостью или прошлым государственным единством) также определяют границы формирующихся новых политических общностей.
В-третьих, механическое объединение неоднородных территорий (население которых говорит на разных языках, исповедует разную веру, следует разным традициям) редко бывает прочным и длительным. Для устойчивого государственного единства необходимо также совпадение (хотя бы частичное) хозяйственных интересов населения различных областей и — что не менее важно — позитивное, одобрительное отношение к факту объединения наиболее влиятельных социальных и политических сил. В основе расширения владений в феодальную эпоху не было никакой интегрирующей, сплачивающей идеи — удельный князь просто получал (по завещанию, благодаря военным успехам, иногда за деньги) в свое подчинение города и села. В жизни населения новообретенных территорий обычно почти ничего не менялось, местные порядки сохранялись в прежнем виде, и увеличение или уменьшение уделов происходило достаточно безболезненно. Правитель централизованного (или находящегося в процессе централизации) государства не просто берет под свою руку новые земли, но включает их в систему правовых
отношений, сложившихся (или складывающихся) в более давних его владениях. Следовательно, централизация приносит с собой серьезные изменения, невозможные при активном противодействии жителей.
Централизация не сводится к механическому прибавлению новых областей к прежним или к формальному соединению двух государств под властью одного монарха (такое соединение без слияния, называемое личной унией, было характерно, например, для политических отношений Литвы и Польши в XV и в первой половине XVI в.; см. главу 5). Централизация требует качественных преобразований, затрагивающих духовные и материальные интересы людей, и поэтому нуждается в общепонятной и общепризнанной объединительной идее. В большинстве случаев обоснованием централизации становится идея национальной общности. Поэтому на смену феодальной (удельной) раздробленности обычно приходит именно национальное государство.
Национальный характер централизованного государства предполагает не полную этническую однородность подданных (которой в средние века не было нигде ни в Западной, ни в Восточной Европе), а объективно существующую и субъективно признаваемую общность языка, культуры, религии населения. В состав национального централизованного государства могут включаться и земли, жители которых отнюдь не признают это государство «своим»; в таком случае речь идет не об объединении, а о насильственной колонизации территорий (их дальнейшие взаимоотношения с центральной властью могут складываться и на основе взаимной терпимости, однако это всё же отношения метрополии и колонии).
Как правило, национальное объединение и централизация предшествуют подчинению земель, принадлежащих другим народам; однако централизация может осуществляться и одновременно с колониальными захватами. В этом случае структура централизованного государства усложняется, приобретает имперские черты40.
Как уже упоминалось, объединение земель, осознающих свою культурно-этническую и религиозную общность, связанных совпадающими хозяйственными и политическими интересами,— это только предпосылка процесса централизации, которая может реализоваться отчасти или не реализоваться вовсе. Так, на территории, некогда входившей в Киевскую Русь (государство единое, но децентрализованное, состоявшее из почти самостоятельных областей), в XV в. существовали два больших политических образования: Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское.
Русско-Литовское государство, где одновременно развивались разные политические уклады, где феодальные (удельные) и племенные формы власти уживались с практикой управления, напоминавшей о киевских временах,— это государство не слишком далеко продвинулось по пути централизации. Московским же князьям, к середине XV в. объединившим под своей властью почти всю Северо-Восточную Русь, а после окончательного присоединения Новгородской земли (1478) удвоившим государственную территорию, удалось впоследствии установить во всех подчиненных областях систему централизованного управления.
Присоединение Новгорода к Москве можно считать первым серьезным шагом к централизации, так как Иван III (1462—1505) не ограничился утверждением своего суверенитета над покоренным городом, а приступил к перестройке новгородской политической жизни по московскому образцу. Формально Новгород и раньше признавал власть великого князя Московского, но до 1478 г. речь шла о чисто феодальной связи вассального города с сеньором, о распределении полномочий между разными властителями. Со времени Василия II новгородцы допустили московских бояр к участию в своем судопроизводстве, обязались платить подати в Москву и не вступать в сношения с врагами великого князя; однако такое (вполне в духе феодальных отношений) ограничение суверенитета не слишком влияло на внутреннюю политическую жизнь северной боярско- купеческой республики. Иван III стремился управлять Новгородом так, как он это привык делать на старых московских землях41. Опираясь на военную силу, московский князь сумел осуществить это стремление.
В Новгороде были упразднены вечевые собрания; те полномочия, которые ранее, принадлежали посадникам, передавались великому князю и его наместникам. В грамоте, отправленной Иваном III в Москву 20 января 1478 г., великий князь весьма точно сформулировал смысл произошедших перемен, заявив, что стал в Новгородской земле таким же государем, как и в своей столице.
Покорение Новгорода, независимое положение которого было своеобразным противовесом усиливавшемуся влиянию Москвы, кардинально изменило политическую ситуацию в русских землях. Иван III и его сын Василий III (1505—1533) смогли завершить начавшийся в XIV в. процесс «собирания Руси». В конце XV — начале XVI в. к Москве были присоединены Тверское и Рязанское княжества, Псковская республика, отменены особые права Ярославля и Ростова, сохранивших известную автономию при подчинении великим князьям. Великое княжество Литовское, о присоединении к которому в XV в. подумывали многие влиятельные новгородцы, упустило свой шанс в соревновании с Москвой.
Достигнутое территориальное единство Северо-Восточной и Северо-Западной Руси дополнялось первыми шагами по унификации управления. В 1497 г. был введен в действие общерусский судебник. В подвластные Москве города назначались княжеские наместники. При Василии III появились приказы — административные органы, ведавшие какими-либо отраслями управления. Процесс централизации начался, но. до его завершения было еще далеко42.
Становление единого Московского государства проходило в острой политической борьбе. Сепаратистские устремления перестали угрожать государственному единству Московской Руси уже в первой трети XVI в., однако вопрос о формах, в какие должно было облечься это единство, о месте различных социальных групп в создаваемой системе централизован-. ного управления долгое время оставался открытым. На его решение оказывали влияние разные общественные силы; одной из таких сил, обладавшей несомненным духовным авторитетом и политическим весом, была Церковь.
Традиционная схема, в соответствии с которой великокняжеская власть создает централизованное государство в союзе с Церковью и служилыми людьми, поместными землевладельцами (иногда по аналогии с Западной Европой в союзники монархов зачисляют также горожан), а удельные князья и бояре противодействуют объединению земель и сосредоточению полномочий в центре,— эта схема очень упрощает и даже несколько искажает реальный ход событий в XV — XVI вв. В действительности многие удельные князья охотно покидали свои захолустные владения, переезжали в Москву и поступали на великокняжескую службу; еще чаще связывали свою судьбу с единым государством бояре (другое дело, что землевладельческая знать настаивала на своем активном участии в управлении и стремилась ограничить произвол монарха; но такая позиция русской аристократии отнюдь не противоречила идее централизации, которую не следует отождествлять с единоличной властью).
Горожане не выступали как какая-то единая сила; псковичи в 1470-е гг. поддерживали великого князя в борьбе против Новгорода; среди новгородцев были и сторонники централизации (под властью Москвы или Литвы), и приверженцы старинных вольностей. Жители большинства городов Северо-Восточной Руси в XV—XVI вв. не проводили самостоятельной политики (в отличие от горожан Западной Европы или Великого княжества Литовского, где города обладали реальным самоуправлением).
Достаточно сложным, противоречивым было и отношение к централизации православного духовенства. Русская Церковь как целостность, как организация всегда выступала поборницей государственного единства. Долгое время (в период удельной раздробленности) Церковь оставалась единственной хранительницей идеи общности. Константинопольский патриархат поощрял создание митрополий по национально-государственному признаку; неудивительно поэтому, что многие русские митрополиты, даже выходцы из Византии, заботились не только о собственно церковных нуждах, но и о проблемах государственных.
Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите (в 1299 г., после разорения Киева монголо-татарами, митрополит Максим перебрался во Владимир; с 1328 г. глава русской Церкви постоянно жил в столице московских князей). Пребывание митрополитов в Москве, постепенно ставшее традицией, немало способствовало росту влияния потомков Калиты. Поддерживая, как правило, московских князей, предстоятели отечественной Церкви не забывали о своей общерусской миссии и неоднократно выступали посредниками между князьями или гарантами их соглашений.
Итак, собирание земель вокруг Москвы соответствовало политическим идеалам русской Церкви; однако среди иерархов и священнослужителей не было единодушия во взглядах на способы управления Московским княжеством, границы которого постепенно почти совпали с границами Московской митрополии (после 1458 г. литовско-русские земли управлялись киевскими митрополитами, независимыми от Москвы). Спорным представлялся и вопрос о роли Церкви в складывавшемся государстве.
В середине XV в., после Флорентийской унии и падения Константинополя (см. в главе 5), Московская митрополия обрела фактическую самостоятельность. Следствием этого стала большая зависимость русской Церкви от московских княчей — зависимость, с которой отнюдь не все иерархи хотели мириться. Поэтому отношение к великокняжеской власти и конкретным ее действиям в церковной среде далеко не всегда было однозначным.
Некоторые иерархи Церкви стремились перенести на русскую почву сложившиеся в Византии представления о единстве царства и священства; монарх признавался при этом не только возглавителем светской власти, но и вершителем воли Бога на земле. В соответствии с распространенными в Византии взглядами, император обладал особыми полномочиями в защите православной веры и вследствие этого должен был вмешиваться в вопросы церковной организации, регулировать взаимоотношения государственной и церковной власти, контролировать замещение высших духовных должностей; слово монарха имело определенный вес при решении догматических или связанных с обрядностью проблем.
Для восприятия подобной концепции на Руси существовали серьезные предпосылки. Еще в XIV в. московские князья активно влияли на назначение митрополитов, посылали в Константинополь своих кандидатов с рекомендательными письмами и богатыми подношениями (патриарх не всегда утверждал в должности этих кандидатов, иногда их соперники, поддержанные литовскими князьями или влиятельными группировками греческого духовенства, одерживали верх). После фактического обособления русской митрополии московские князья распоряжались митрополичьей кафедрой по своему усмотрению; архиерейские соборы (собрания высших церковных иерархов) редко отваживались оспаривать мнение светских правителей.
После падения Константинополя (1453) в Московской Руси постепенно складывались представления о том, что великие князья должны играть в православном мире ту роль, которая ранее принадлежала .императорам Византии. При московском дворе стали практиковать пышные ритуалы, заимствованные из империи (женитьба Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог в 1472 г. способствовала укоренению византийских обычаев). Некоторые деятели Церкви охотно восприняли константинопольскую традицию прославления монарха как основного оплота веры. Так, митрополит Зосима (1490—1494) называл Ивана III «в православии просиявшим, благоверным и христолюбивым», сравнивал его с Константином Великим (при котором, в IV в. по Р. X., христианство было признано легальной религией в Римской империи), а Москву называл «новым градом Константина» (т. е. новым Константинополем).
Идеи византийско-русской преемственности и наследования царских (т. е. императорских) прав московскими государями обосновывались и позднее. В княжение Василия III псковский монах Филофей развивал мысль о Москве как о «третьем Риме», сменившем отпавшие от истинной веры собственно Рим и Рим второй — Константинополь. Антигреческая направленность посланий Филофея не могла найти поддержки у Василия III, сына гречанки, внучатого племянника последнего византийского императора. Однако некоторые патриотически настроенные церковные деятели с сочувствием восприняли концепцию превосходства «русской веры» над греческой, «испорченной латинством». (Постоянные ссылки на якобы погубившую Византийскую империю Флорентийскую унию были характерны для русской церковной литературы XV—XVII вв.; это был полемический прием, игнорировавший факт отказа константинопольского патриархата от унии вскоре после ее заключения.)
При Иване IV мысли, высказанные Филофеем, получили официальное признание и в государственных, и в церковных кругах. Совершенный в 1547 г. обряд помазания на царство(во многом скопированный с соответствующего византийского ритуала), а также частые упоминания о римско-греческих корнях русской государственности в официальных посланиях и личных письмах Ивана Грозного не могли произвести сильного впечатления на католических или протестантских государей Европы (никогда не признававших первенства константинопольских императоров) и на турецких султанов, распоряжавшихся в бывших владениях Византии. Но провозглашение московского великого князя царем имело большое значение для взаимоотношений светской власти и Церкви, монарха-самодержца и общества. Готовность подчиниться царю, признать его верховным вершителем не только в мирских, но и в духовных вопросах была, однако, далеко не всеобщей.
Русское духовенство XV—XVI вв. выдвинуло из своей среды и деятелей, способных по-иному поставить и решить вопрос о взаимоотношениях Церкви с государством. Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, 1439—1515), долгое время возглавлявший основанный им близ Волоколамска монастырь, прославился не только личным благочестием и умением рачительно вести монастырское хозяйство, использовать накопленные в нем богатства для щедрой благотворительности, но и активным участием в полемике о социальном и политическом значении Церкви. Преподобный Иосиф исходил из традиционной концепции православного царства (он вообще был сторонником традиции, «московской старины»), но отказывался признать подчинение Церкви светской власти. Государь заслуживает почитания в меру своего попечения о делах веры; данной от Бога власти необходимо повиноваться, но подданные освобождаются от долга повиновения, если государь проявляет лукавство, корыстолюбие, если он несправедлив и злобен или не придерживается истинной веры. Такой правитель, по словам Иосифа, «не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель»44.
Отвергая как противопоставление духовной и светской власти, так и вмешательство последней в дела Церкви, Иосиф отнюдь не был сторонником теократии, т. е. наделения церковных иерархов государственными полномочиями. В то же время настоятель одного из самых богатых и влиятельных русских монастырей не считал допустимым и самоустранение Церкви от общегосударственных забот.
Одной из важнейших задач приходских храмов и монастырей Иосиф считал материальную и духовную помощь страждущим, нищим, униженным, т. е. благотворительность. Теоретическое обоснование социальной активности Церкви сочеталось с конкретной практической деятельностью. В голодное время волоцкие монахи кормили окрестных крестьян (когда иссякли хлебные запасы и казна, Иосиф даже покупал еду на взятые в долг деньги); при обители были устроеныстранноприимный дом и детский приют. Иосиф щедро оделял крестьян, когда те испытывали нужду.
Подобная благотворительность и сложившиеся на землях Полоцкого монастыря отношения взаимопомощи оправдывали в глазах Иосифа и многих его современников сохранение монастырского землевладения. Действительно, в XV— XVI вв. трудно было найти иной надежный источник средств для попечения о нуждах социальных низов. Однако установившиеся Иосифовыми стараниями добрые отношения монахов с подвластными им крестьянами были отнюдь не повсеместным явлением. Многие богатые монастыри в XV— XVI вв. больше заботились об увеличении доходов, чем об их использовании в духе христианской любви к людям. В монашеской среде не редкостью были различные пороки, широко распространилось корыстолюбие.
В конце XIV в. преподобный Сергий Радонежский (около 1321—1392), основатель Троицкого монастыря (в нескольких десятках верст от Москвы), немало сделал для распространения общежитийного устройства монашеского быта (при таком устройстве монахи не могут единолично владеть каким-либо имуществом, питаться из отдельного котла; они должны отказаться от любых внешних различий, связанных с социальным происхождением или материальным достатком). Однако даже в тех монастырях, где не допускалось индивидуальное владение имуществом, монахи становились коллективными собственниками земель и иных богатств. Мирские соблазны легко проникали за монастырские стены, что не могло не беспокоить искренних ревнителей православия.
Иосиф Волоцкий надеялся преодолеть эти соблазны строгим соблюдением устава; сторонники более глубоких перемен в монашеском быту призывали вообще отказаться от владения селами и земельными угодьями. Среди приверженцев подобных мер (нестяжателей) в XV в. особую известность приобрели Паисий Ярославский и Нил Сорский. (Нестяжателей часто называли заволжскими старцами, так как многие из них, связанные с северным Кирилло-Белозерским монастырем, поселялись по двое или по трое в лесах за Волгой, в уединенных скитах.)
И Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский искали средства для внутреннего очищения Церкви; однако затронутый ими вопрос о монастырском землевладении имел не только внутри-церковное, но и общегосударственное значение; от его решения существенным образом зависели судьбы русской государственности.
Распространившийся на Руси обычай завещать села монастырям, чтобы их обитатели постоянно поминали имя дарителя в своих молитвах, привел к бурному росту церковных вотчин. Тем временем великие князья, нуждавшиеся в воинах и в послушных исполнителях различных государственных дел, использовали наиболее удобный способ создать сословие таких зависимых от центральной власти людей. Этим способом стала раздача земель в условное держание.
На Руси складывалось поместное дворянство — слой землевладельцев (чаще всего мелких), получавших имения от государя- и обязанных нести службу, беспрекословно повинуясь воле монарха. (Дворянами таких людей называли из-за их принадлежности к великокняжескому двору, который в XV в. превращался в своеобразный центральный государственный аппарат; поскольку государь помещал дворян на своей земле, возникли термины «помещик», «поместья». Поместья, остававшиеся в собственности великого князя, а затем царя, отличались от наследственных земельных владений — вотчин; эти различия постепенно сглаживались в XVII в. и окончательно стерлись после ряда правовых актов Петра I и Анны Иоанаовны.)
Понятно, что великим Князьям в XV—XVI вв. были нужны земли для раздачи дворянам, причем годились только земли, населенные крестьянами (последние должны были содержать помещика) и расположенные не слишком далеко от Москвы или в приграничных районах — там, где услуги дворянина могли понадобиться с наибольшей вероятностью. Недостаток подобных имений можно было восполнить за счет церковных земель.
Эта идея показалась заманчивой Ивану III, однако приступить к ее осуществлению без санкции самой Церкви он не решался; сколь бы сильна ; ни была великокняжеская власть, она не могла себе позволить серьезной ссоры с высшими русскими иерархами и : влиятельными монастырями. Ивану III пришлось удовлетвориться частичной секуляризацией (т. е. обмирщением, в данном случае — передачей в руки светских владельцев) церковных земель в новоприсоединенной Новгородской земле (1478 и 1499).
Эти акции, давшие в руки великого князя дополнительные ресурсы и одновременно ослабившие потенциальных оппозиционеров — новгородских священнослужителей (среди которых были и противники подчинения Москве), не вызвали протеста, однако насторожили многих приверженцев сохранения церковного землевладения. На архиерейском соборе 1503 г., где по инициативе Ивана III (и, вероятно, его сына Василия, ставшего к этому времени официально признанным наследником престола) был затронут вопрос о монастырских селах, не удалось найти взаимоприемлемого решения.
Несмотря на постоянное вмешательство государей в дела московской митрополии, Церковь оставалась вполне самостоятельной духовной и политической силой. Она поддерживала великокняжескую власть в деле собирания земель, помогала обуздать своеволие удельных правителей, но не была готова поступиться собственными традиционными привилегиями ради упрочения материальной основы централизации. Несколько спорный характер упомянутых привилегий позволял светской власти надеяться на какой-либо компромисс, но в 1503 г. этим надеждам не суждено было осуществиться.
Расчеты великого князя на поддержку заволжцев- нестяжателей оправдались лишь отчасти. Паисий Ярославский и Нил Сорский не смогли убедить собор в благотворности отказа от церковного землевладения. При этом было ясно, что заволжцы не согласятся с насильственным отчуждением монастырских сел: такая мера решала проблемы светской власти, но никак не способствовала очищению Церкви, более того, могла нарушить и без того зыбкое единство иерархов45.
При Иване III светская власть не ограничивалась притязаниями на церковное имущество и решающим участием в выборе митрополитов, в назначении епископов. Великий князь пытался (возможно, в подражание византийским императорам) вмешиваться и в чисто церковные дела. Так, Иван III порой решал вопросы о подчиненности монастырей, а однажды вступил с митрополитом Терентием (1473—1489) в спор о каноничности (т. е. соответствии церковным правилам) освящения столичного Успенского собора.
Показательно, что частный вопрос: как должен двигаться крестный ход вокруг освящаемого храма — по солнцу или против солнца — стал причиной серьезного конфликта. Это свидетельствует о том, что светская власть заботилась не только о своих политических интересах, но и о правильном соблюдении обрядов. И князья, и иные участники политической борьбы в XV—XVI вв. были искренне верующими людьми, что всегда придавало особое значение позиции Церкви.
Еще одна область пересечения государственных и церковных интересов была связана с появлением на Руси ересей — религиозных движений, отвергающих какие-либо элементы учения официальной Церкви. Центром еретических настроений был Новгород, где в XIV и начале XV в. действовали стригольники, отрицавшие законность церковной иерархии, обличавшие пороки духовенства и делавшие из этого вывод о греховности всей Церкви. В конце XV в. новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов) утверждал, что ему удалось обнаружить целую организацию еретиков, отвергающих догматы христианства и подменяющих Христову веру иудаизмом (ересь «жидовствующих»). По мнению русского богослова Георгия Флоровского, «еретического сообщества... не было. Были известные настроения, "шатание умов", вольнодумство»46.
Распространение критического отношения к догматам православия в среде духовенства, образованных горожан и знатных людей было связано с различными причинами, среди которых следует в первую очередь упомянуть естественную пытливость человеческого ума, не склонного удовлетворяться готовыми истинами; неустройство в церковной среде, явное несоответствие практики провозглашаемым высоким идеалам; наконец, западные влияния, особенно ощутимые в Новгороде. Вряд ли уместно видеть в русских ересях (как и в еретических движениях средневековой Западной Европы) выражение социального протеста. Социальные проблемы волновали некоторых вольнодумцев, как, впрочем, и вполне ортодоксальных христиан (например, Иосифа Волоцкого); однако сомнения в истинности традиционных представлений о Святой Троице или в справедливости иерархического устроения Церкви нельзя объяснить чисто социальными или политическими причинами.
Еретики были искренни в своих сомнениях, столь же искренни были и некоторые их гонители, усматривавшие в вольнодумстве серьезную опасность для веры47. Архиепископ Геннадий и волоцкий игумен Иосиф, наиболее ревностные и последовательные из этих гонителей, сумели организовать в 1504 г. суд над «жидовствующими» еретиками н добились . сурового приговора. Однако нетерпимость к инакомыслию и инаковерию не приобрела в Московском государстве такого размаха, как в католических странах Европы. Опыт западной инквизиции, создавшей целую систему борьбы с действительными и мнимыми еретиками, пришелся по душе архиепископу Геннадию, но не оказал серьезного влияния на практику православной Церкви48.
И процесс 1504 г., и другие антиеретические судебные разбирательства XVI в. в большинстве случаев затевались не столько для защиты чистоты веры, сколько для расправы с политическими противниками. Так, соборный суд 1504 г. стал возможным только после того, как в 1502 г. был арестован официальный наследник престола, внук Ивана III Дмитрий Иванович; его мать Елена Волошанка была обвинена в пособничестве еретикам, и обличение ереси стало политически выгодно сторонникам князя Василия, будущего московского государя.
Обвинение в ереси при Василии III и Иване IV стало удобным средством в разгоравшейся борьбе осифлян и нестяжателей. Как уже говорилось, великокняжеская власть была в принципе заинтересована в том, чтобы поддержать последователей Нила Сорского, среди которых в первые годы правления Василия III выделялся Вассиан Патрикеев, постриженный » монахи родственник государя49. До 1521 г. нестяжатели явно одерживали верх над своими противниками, однако основанный на общности интересов союз великого князя и тех деятелей Церкви, кто был готов поступиться накопленным имуществом, разрушился, как это часто бывает, под воздействием достаточно случайных факторов.
Неуступчивость митрополита Варлаама, благоволившего нестяжателям, стала причиной его смещения. Более удобным для великого князя возглавителем Церкви оказался осифлянин митрополит Даниил, одобривший расторжение первого брака Василия III и вероломное поведение московского государя в некрасивой истории с новгород-северским князем Василием Ивановичем Шемячичем (Василий III гарантировал своему тезке безопасность, но, когда:тот приехал в Москву по приглашению великого князя, последний нарушил обещание, арестовал удельного правителя и прибрал к рукам его владения, до той поры лишь формально зависевшие от Москвы).
С 1521 г. митрополичью кафедру удерживали последователи Иосифа Волоцкого, а нестяжатели были отстранены от дел. В 1525 г. был осужден сочувствовавший нестяжательству ученый монах Максим Грек, в 1531 г. та же участь постигла и Вассиана Патрикеева. В период политической нестабильности после смерти Василия III, в годы малолетства Ивана IV, когда за власть боролись соперничавшие боярские группировки (1533—1547), многие монастыри сумели расширить свои земельные владения, принимая в дар или в уплату по долговым обязательствам даже поместья (т. е. земли, находившиеся в собственности государя, а не использовавших их дворян).
Во время неурядиц 1533—1547 гг. многим церковным иерархам стала очевидна необходимость упрочения центральной власти. Митрополит Макарий (1542—1563), отвергавший притязания князей на монастырские земли, был в то же время сторонником усиления московской монархии. Возвеличивая молодого государя (выше уже упоминалось об осуществленном в 1547 г. помазании Ивана IV на царство; эта ставшая затем традиционной процедура была введена в практику именно благодаря Макарию), митрополит не забывал и об упрочении собственной власти, причем отнюдь не только церковной. В 1547 и 1552 гг., когда Иван IV возглавлял военные походы против Казанского ханства, управление московскими делами по существу было передано Макарию; он вел дипломатические переговоры с Литвой и выполнял ряд иных государственных функций.
Макарий сочувственно относился к реформам, проводившимся в первые годы правления Ивана Грозного, хотя вряд ли был инициатором преобразований. При этом реформаторы (члены Избранной рады) далеко не всегда и не во всем находили общий язык с влиятельным митрополитом, однако в большинстве случаев достигали соглашения на основе компромисса. Так было, например, на Стоглавом соборе 1551 г. (этот церковный собор оформил свои решения, записав их в ста пунктах, или главах).
Собор был созван по инициативе царя, уделявшего большое внимание взаимоотношениям с духовенством. В 1550 г. Иван IV сумел добиться одобрения некоторых нововведений на Земском соборе (в котором участвовали представители основных сословий); теперь он обратился к представителям Церкви с рядом заранее подготовленных вопросов. Собор должен был дать ответы и, по замыслу реформаторов, дополнить земское устроение устроением церковным. Стоглав подтвердил, что замещение церковных должностей должно осуществляться «не по мзде», осудил сохранявшиеся еще языческие развлечения («бесовские игрища»), дал оценку нововведениям в иконописи50. Большое значение имели решения собора об основании «книжных училищ», в которых священники должны были обучать детей грамоте, и об организации городских богаделен (приюты для больных и немощных еще ранее существовали в Новгороде и Пскове; теперь этот опыт предстояло использовать в Москве и других городах). Самым спорным стал на Стоглаве давнишний вопрос о монастырских селах. После бурной дискуссии собор принял решение об ограничении церковного землевладения. В казну возвращались земли, полученные в период боярского правления, поместья и «черные» (принадлежавшие московским государям) села, в том числе и переданные в погашение долга. Это решение не распространялось, правда, на земли, доходы с которых шли митрополиту. В соответствии с требованием, зафиксированным в Судебнике 1550 г., монастыри должны были вернуть в казну тарханные грамоты, т. е. документы, освобождавшие землевладельцев от выплат в казну. Некоторые из таких грамот затем снова отдали монастырям, но с большинства церковных земель стали взимать государственные налоги.
Компромиссное решение Стоглава позволило Церкви сохранить достаточно большие земельные владения, но их дальнейшее увеличение было поставлено под контроль светской власти. Отношения между государством и Церковью в последующие десятилетия характеризовались и сотрудничеством, и соперничеством.
После покорения Казанского ханства (1552) церковные и светские власти совместно организовывали колонизацию этих земель. Христианизация завоеванных областей не считалась государственной задачей; как подчеркивалось в документах Посольского приказа (ведавшего сношениями с чужеземными правителями), московский царь не настаивал на крещении мусульман («их ничем от их веры не нудит и мольбищ их не рушит»)51. Однако, отказываясь от массовой и насильственной христианизации (для которой не было сил и средств), царь поощрял добровольный переход <