Татаро-монгольское владычество и обособление юго-западных земель
Ученые, склонные к негативной оценке феодального периода (периода государственной раздробленности), в числе губительных следствий политического разобщения Руси обычно упоминают монголо-татарское завоевание. Мнение, будто Русь смогла бы противостоять Батыю, если бы не раздоры князей, представляется не слишком убедительным. Как известно, завоевателям, двинувшимся в начале XIII в. из степей Монголии на запад, удалось покорить многие племена и государства, стоявшие на самых разных ступенях общественного развития. Объективное военное превосходство «кочевой империи» Чингисхана и орд его преемников над оседлыми земледельческими цивилизациями Китая, Средней Азии, Кавказа, Восточной Европы привело к временному (порой довольно длительному) подчинению обширных областей иноземным правителям.
Формы этого подчинения были различными и не оставались неизменными. После Батыева разорения в 1237—1242 гг. в течение нескольких десятилетий в русских городах распоряжались баскаки — ханские наместники, основными задачами которых были сбор дани и надзор над князьями. После образования в 1242 г. Золотой Орды — многоплеменного государства Батыя — завоеванные русские земли вошли в состав этого государства, однако Батый и его преемники частично сохранили систему управления, сложившуюся до Нашествия.
Русские князья были вынуждены признать верховную ханскую власть. Особенно .прочной; была зависимость от Орды князей Северо-Восточной Руси. Претенденты на великое княжение Владимирское, обладание которым означало первенство среди всех князей Северо-Востока, должны были получить ханский ярлык (грамоту); торжественное возведение на престол (посажение) осуществляли представители хана. Правителя Золотой Орды на Руси часто именовали царем, как до этого византийских императоров.
С начала XIV в. ханские баскаки все реже появляются в русских землях. После подавления антиордынского восстания в Твери (1327) силами Ивана Калиты (1325—1340) и ханскими отрядами московские князья, потомки Калиты, стали рассматриваться в Орде как представители хана. (Поддержка Золотой Орды стала одной из причин успехов Москвы в многолетней борьбе за верховенство; хотя иногда тверским, рязанским или суздальским князьям удавалось добиться благосклонности ордынских правителей, права на великое княжение Владимирское постепенно закрепились за Москвой.)
Московские властители, правившие с санкции ханов, собирали дань (выход) с других русских князей и отвечали за своевременную доставку этой дани в Орду. Размеры платежей колебались; ханы неоднократно пользовались соперничеством русских князей из-за ярлыков как для увеличения суммы выхода, так и для получения богатых подношений от претендентов. Со времен Калиты зависимость русских земель от Орды свелась к посажению князей, регулярным платежам и исполнению некоторых повинностей. Так, существовала обязанность предоставлять подводы ордынским должностным лицам, передвигавшимся по Руси (ям). Кроме того, ханские послы, их приближенные и слуги кормились за счет местного населения.
После того как Батый, вернувшись из похода в Венгрию, Чехию и Польшу, вынудил практически всех русских князей признать свою зависимость от Орды (1242), монголо-татары получили возможность вмешиваться в усобные распри, поддерживая тех князей, кто по каким-либо причинам был более удобен ордынским ханам и вельможам. Русские князья нередко и сами обращались в Орду за помощью и даже не видели ничего зазорного в том, чтобы использовать монголо-татарские отряды в борьбе с конкурентами. Так, известный своими победами над шведами и немецкими рыцарями Александр Ярославич Невский при поддержке ордынской конницы изгнал своего брата Андрея из Владимиро-СуздальСкого княжества (1252). Через восемь лет Александр вновь воспользовался помощью татар, оказав им ответную услугу. Авторитетный князь способствовал проведению переписи в Новго-роде (подобные переписи во всех ордынских владениях служили основанием для обложения податями); ордынцы же помогли Александру Невскому сделать сына '(Дмитрия Александровича) новгородским князем.
Когда в 1270 г. новгородцы изгнали одного брата Александра Невского (Ярослава), и пригласили на 'престол другого (Василия), то оба конкурента апеллировали к золото-ордынскому хану, убеждая его в своей лояльности и призывая восстановить справедливость вооруженным путем. Сотрудничество с монголо-татарами казалось князьям Северо-Восточной Руси столь же естественным средством достижения или упрочения власти, как союзные отношения с половцами — южнорусским князьям XII в.
В XIV—XV вв. золотоордынские ханы продолжали регулярно вмешиваться во внутриполитическую борьбу на Руси;
однако возможности непосредственного воздействия монгола-татар на жизнь покоренных территорий значительно уменьшились. Время от времени московские и иные русские князья отказывались от уплаты выхода; обычной реакцией ордынских правителей были разорительные набеги, опустошавшие села и города Северо-Восточной Руси. (За первые полтораста лет ордынского владычества таких набегов было более двадцати; иногда набеги совершали не подчинявшиеся хану Золотой Орды отряды — так усобицы, частые в монголо-татарском государстве, сказывались на «русском улусе».)
Менее прочным и менее продолжительным было монголо-татарское господство в юго-западных русских областях. Галицкое и Волыыское княжества были объединены Даниилом Романовичем в 1238 г., незадолго до появления Батыевой орды в Прикарпатье. Даниил (1201 —1264, князь волынский с 1221 г., галицкий — с 1238 г.) в течение нескольких лет после разорения своих владений монголо-татарами сохранял независимость от Золотой Орды. 1240-е гг. были, однако, весьма неспокойным временем для Галицко-Волынского княжества. Соперничество Даниила с черниговским князем Ростиславом, притязания которого на господство в южнорусских областях периодически поддерживали Венгрия и Польша, завершилось в 1249 г. победой галицко-волынского войска под водительством самого Даниила и его брата Василька. На следующий год посланники Орды потребовали от Романовичей уступить хану город Галич, Даниил отправился к Батыю с изъявлениями покорности; признание зависимости от Орды позволило князю сохранить все свои прежние владения.
Могущественному правителю, пользовавшемуся заслуженной славой в Восточной и Центральной Европе, зависимость от Орды казалась особенно унизительной, и Даниил Романович стал искать союзников для противостояния монголо-татарам. Обратившись к римскому папе Иннокентию IV. Даниил сумел заручиться его поддержкой. Глава католической Церкви, рассчитывавший и на распространение римского влияния в юго-западных русских землях, и на предотвращение нового монгольского нашествия, призвал христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании (1253), а потом и католиков Прибалтики к крестовому походу против Золотой Орды; в 1254 г. Даниил был коронован папскими посланниками и получил титул короля. Сношения с Римом способствовали упрочению давно уже завязавшихся связей юго-западных русских земель с католической Европой, однако объявленный папой крестовый поход не состоялся.
Даниил решил действовать самостоятельно и в 1257— 1259 гг. одержал ряд побед над ханским баскаком Куремсой, управлявшим Приднепровьем. Правда, в 1260 г. некоторые галицкие и волынские города были разорены другим, более сильным татарским войском, но все же король Даниил сумел сохранить большую самостоятельность, чем его современники и сородичи в Северо-Восточной Руси. Тем не менее во второй половине XIII в. и юго-западные русские князья были вынуждены платить дань Орде и. даже, участвовать—в качестве подневольных союзников — в военных экспедициях монголо-татар (например, в венгерском походе 1282 г. или польском 1287 г.).
В XIV в. южные и западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, постепенно освободились от ордынского владычества, чему способствовало объединение этих земель под властью литовского князя Гедимина (1315—1339). Объединение осуществлялось в основном мирным путем (правда, различные источники неодинаково описывают события 1320—1321 гг., в результате которых Гедимину удалось установить свою власть на Волыни и в Киеве)34.
Еще в XIII в. литовские князья подчинили себе Полоцкое княжество; затем в состав Великого княжества Литовского вошли Смоленская, Волынская, Киевская, Северская земли (Галич и округа в 1340 г. попали под власть Польши). Во многих из этих земель продолжали править потомки Ярослава Мудрого, в иных престол перешел к литовским князьям; и те и другие были подвластны великому князю, зависели от него и не пользовались столь широкой автономией, как удельные правители Северо-Восточной Руси.
Литовские князья — потомки Гедимина — стали государями державы, населенной по преимуществу восточными славянами. Жители говорили на наречиях, которые дали начало украинскому и белорусскому языкам. В официальных документах использовался несколько изменившийся с киевских времен древнерусский язык, ставший, следовательно, государственным. Наряду с литовскими обычаями, законами и некоторыми заимствованными с Запада установлениями сохранялись и правовые традиции Древней Руси.
В XIV—XV вв. Литовская Русь: поддерживала достаточно тесные связи с Русью Московской (Владимирской) и Новгородской, Южнорусская культура, испытавшая сильные западные влияния еще до 'образования Великого княжества Литовского, приобрела немало своеобразных черт, не утратив при этом общности с культурой Москвы и Новгорода. Подчинение Литве не было сопряжено с национальными или религиозными притеснениями. Некоторые литовские правители принимали крещение еще в XIII в. и числились католиками; причины обращения могли быть по преимуществу .политическими, а не духовными, определялись сложными взаимоотношениями с Польшей и обосновавшимся на землях пруссов (родственная литовцам народность) Тевтонским орденом. Князья XIV в.— Гедимин, Ольгерд (1341—1377), их ближайшие родственники — были православными, но не порывали, по свидетельствам современников, с древней языческой верой» балтийских племен. Массовая христианизация Литвы началась в XIV в., хотя и до этого среди знатных литовцев было немало христиан.
В 1386 г. литовский князь Ягайло (1577—1392) женился на наследнице польского престола Ядвиге и под именем Владислава И стал править Польшей (до 1434 г.). Это был первый шаг к государственному объединению польских и литовских земель, имевший серьезные последствия для восточных славян, обитавших на территории будущих Украины и Белоруссии. По условиям Ирака Ягайло, воспитанный в православии, должен был стать католиком; католичество становилось государственной религией в Великом княжестве Литовском, сохранявшем, впрочем, свои законы и .властные структуры (войско, суд, княжескую администрацию). Правивший в Литве двоюродный брат Ягайло-Владислава, князь Витовт (1392—1430), был вполне самостоятельным государем.
Ни Ягайло, ни Витовт не стремились обратить своих православных подданных в католичество, однако крещение сохранявшихся еще в Литве языческих племен осуществлялось только по латинскому обряду. С 1413 г. на высшие государственные должности в Литве стали назначать только католиков; тогда же было запрещено строительство новых православных храмов (это распоряжение, впрочем, было вскоре предано забвению, однако впоследствии время от времени запрет на строительство возобновлялся — правда, только в монарших владениях и на землях, принадлежавших католикам). В целом же в XIV—XV вв. сохранилась традиционная для Литовско-Русского государства религиозная и национальная терпимость . Даже в княжеской столице, Вильнюсе, в конце XV в. православные составляли примерно половину населения36.
В 1438—1439 гг. на проходившем в итальянских городах Ферраре и Флоренции Вселенскрм церковном соборе греческие иерархи подписали акт о воссоединении христианской Церкви Запада и Востока. Римский папа признавался главой единой Церкви; православные приняли практически все условия, выдвинутые Римом. Это событие оказало серьезное воздействие на судьбы Московской и Литовской Руси.
Еще раньше, в XIV в., неоднократно предпринимались попытки создать на юго-западных землях независимую от Москвы митрополию (со времен Ивана Калиты митрополиты, по традиции именуемые Киевскими и всея Руси, сделали Москву своей постоянной резиденцией). Борьба между литовскими и московскими правителями (и те и другие хотели иметь «своих» митрополитов, а при удобном случае подчинить им единоверных подданных соседнего государства) — борьба эта была почти исключительно политической. Флорентийская уния (провозглашенное в 1439 г. объединение Церквей) придала соперничеству великих князей религиозный и культурный оттенок.
Московский митрополит Исидор, грек по национальности, широко образованный человек, не чуждый идеям и настроениям западного гуманизма (т. е. умеренного свободомыслия, исходившего из признания самостоятельной ценности человеческой личности, понимаемой порой в античном духе),— этот недюжинный иерарх был горячим сторонником унии. Московский князь Василий II, духовенство и боярство Северо-Восточной Руси не приняли уступок «латинству» (католичеству) и низложили Исидора. В Литве же идея сближения с Римом нашла более благодатную почву для распространения. Фактический разрыв Москвы с Константинополем, согласившимся на подчинение Римскому престолу, давал удобный повод для окончательного обособления митрополии Киевской (Киев находился в литовских владениях).
Флорентийская уния не привела к реальному объединению разделившихся еще в 1054 г. западной и восточной ветвей христианства. Византия пошла на унию, чтобы заручиться поддержкой Рима в противостоянии превосходящим силам турок; однако католическая Европа и не могла, и не слишком стремилась спасать обреченную империю. В 1453 г. Константинополь пал и, переименованный в Стамбул, был превращен в столицу турецкого султана. Уния утратила свое политическое значение; впрочем, традиционное православие было официально восстановлено в Византии еще до османского завоевания, в 1451 г.
Более подготовленная почва для осуществления унии была, как казалось, в Литве. Промежуточное положение на стыке католического и православного мира, политическое подчинение православных подданных католическим государям, разноречивые стремления к отмежеванию от московских князей и (одновременно) к сохранению русского культурного единства — все эти обстоятельства могли привести к торжеству сформулированной во Флоренции идеи . Однако в XV в. не произошло решающего сближения литовских православных с Римом. Дело ограничилось образованием самостоятельной Киевской (Литовской, Юго-Западной) митрополии. Ее первый предстоятель Григорий Болгарин, ученик Исидора и сторонник унии, скоро вернулся к православию, следуя примеру иерархов константинопольской Церкви.
Реальное подчинение православных приходов Украины и Белоруссии папе римскому состоялось намного позже, в 1596 г.; оно осуществлялось на основе предписаний государственной власти — королей Речи Посполитой (политического объединения польских и литовских земель, оформившегося в 1569 г.).
События XIII—XV вв. очень сильно изменили общественный строй русских княжеств, придали немало своеобразных черт политическому и культурному развитию тех земель, которые некогда составляли Киевскую Русь. Монголо-татарское завоевание привело к длительному упадку в культурной и хозяйственной жизни русских областей. Политическая зависимость Северо-Восточной Руси (и в меньшей степени Новгорода) от Золотой Орды искусственно изолировала эти земли от западного мира и Византии. Византия была завоевана крестоносцами-католиками в 1204 г. и восстановлена династией Палеологов в 1261 г.; но и после этого она, теснимая турками, не сумела достичь прежнего могущества. Возможности культурного влияния греческой православной цивилизации на Русь резко уменьшились, однако воспринятые ранее традиции уже укоренились в восточнославянском церковном быту и могли полноценно развиваться на новой почве. Сохранившаяся в долгие десятилетия и века ордынского владычества Церковь, несмотря на организационное обособление юго-западных епархий, оставалась важнейшей культурной и политической силой, причем силой общерусской.
Ограничение связей с Западом и насильственное, неорганичное включение русских княжеств в мир политических отношений, сложившихся в кочевой империи монголов, повлияли на внутреннее развитие русских земель. Это влияние, однако, не было определяющим. Протекавшие в XIII в. процессы дробления княжеств на большие и малые уделы продолжились и под властью ордынских ханов. Ханы порой поощряли усобицы, реже пресекали их, но вражда феодальных правителей возникла еще до монголов.
Из внутренних причин политического, культурного, экономического характера произрастали и объединительные тенденции, становившиеся все более заметными в XIV—XV вв. Подчинение чужеземной власти порождало дополнительные мотивы для этого объединения; особенности ордынского управления «русским улусом» (использование местных властных структур) создавали дополнительные возможности объединения, способствуя сосредоточению власти в руках одной княжеской семьи. Стремление московских князей опереться на чужеземную военную силу при решении естественно вызревших внутренних задач придавало объединительному процессу (вполне закономерному преодолению раздробленности, превращавшейся в анахронизм) грубую форму насильственного подчинения слабейших.
Владычество ордынцев на Руси часто называют игом; этот термин, подчеркивающий тяготы зависимого существования, не совсем точен. Утрата политической самостоятельности той или иной территории довольно редко влечет за собой необратимые процессы разрушения- или замирание всей общественной жизни. Власть Орды создавала серьезные. проблемы для русского общества и уродливо деформировала многие государственные установления, структуры. Однако последствия даже враждебного контакта разных культур, разных цивилизаций всегда многозначны; взаимоотношения же Руси и Орды не были только враждебными, не сводились к военному противоборству или господству-подчинению. Поэтому негативное в целом воздействие «ига» на социальное развитие Северо-Восточной Руси не должно заслонять частных обретений, дорогой ценой купленных в годы чужеземного владычества (усиление самобытности русской культуры было, например, позитивным побочным результатом столь негативного явления, как изоляция от христианского Запада; опыт сосуществования, пускай вынужденного, с иноверцами и иноплеменниками также нельзя назвать бесполезным)38.
Юго-западные русские земли, разделив в середине XIII в. горькую участь северных княжеств, постепенно смогли — благодаря объединению под властью литовских князей — преодолеть распад и изоляцию первых десятилетий после Батыева разорения. Литовско-Русское государство было довольно редкой формой политического сотрудничества нескольких формирующихся народностей. Литва помогла русским землям избавиться от навязывавшейся им ордынцами изоляции; литовские племена получили помощь в борьбе с немецкими рыцарями. Взаимодействие разных этносов и политических традиций привело к их органичному соединению в довольно устойчивом государственном образовании39.
Политическое (и отчасти «культурное) обособление двух частей некогда единой государственной и этнической общности создало предпосылки для развития нескольких родственных народностей. Предки великороссов, украинцев (малороссов, как их называли греки) и белорусов реализовали эти предпосылки в разных вариантах становления восточнославянской православной культуры, восходящей к общим древнерусским и византийским истокам.