Феодализм и феодальная раздробленность на Руси
Во многих научных работах и учебных пособиях, изданных в советское время, термин «феодализм» использовался для обозначения весьма длительного периода отечественной истории с момента возникновения Древнерусского государства до XIX в. Подобное объединение нескольких очень разных этапов общественного, государственного и культурного развития народов Восточно-Европейской равнины было результатом механического приложения к отечественной истории Марксовой схемы, в соответствии с которой одна общественно-экономическая формация сменяет другую, причем «капитализму» обязательно предшествует «феодализм».
Маркс произвольно изменил смысл термина «феодализм», придал ему расширительное значение; последователи Маркса попытались доказать универсальность формационной схемы, использовать ее для толкования истории всех стран и континентов. В результате искали (и якобы находили) феодальные отношения там, где их не было и в помине, например в Киевском государстве времен Игоря и Святослава или в Российской империи. Чисто экономическая трактовка понятия продемонстрировала свою несостоятельность. Чтобы избежать явно нелепого сближения общественного строя, существовавшего при Ярославе Мудром, с порядками, установившимися в послепетровском абсолютистском государстве, историки-марксисты стали употреблять поясняющие эпитеты: «раннефеодальное государство», «период феодальной раздробленности», «зрелый феодализм», «поздний феодализм». Подобные ухищрения помогли сгладить наиболее очевидные противоречия, порожденные расширительным и искусственным словоупотреблением, однако значение термина «феодализм» и специфика русского феодализма оставались не вполне ясными.
Дать точное определение исторического понятия (как и любого понятия, используемого гуманитарной наукой) всегда непросто. Тем не менее можно достичь известной четкости, если не пытаться подгонять сложные процессы под упрощенные схемы, а, отталкиваясь от схемы, фиксировать отклонения от нее, подмечать такие черты, которые придают развитию каждого народа своеобразие, а истории — неповторимость.
Французский историк Франсуа Гизо (1787—1874) на основе анализа средневековой истории Западной Европы выделил три основных признака феодального общественного устройства:
1. Владение землей является привилегией людей, несущих военную (иногда иную государственную) службу, причем права на землю обусловлены выполнением определенных обязанностей (в соответствии с обучаем, приобретающим значение закона, или по договору вассала с сеньором).
2. Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью; наделяя своего вассала землей, сеньор уступает ему и часть своих властных полномочий.
3. Землевладельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие (т. е. соблюдают порядок многоступенчатого подчинения менее сильных более могущественным: рыцари зависят от баронов, бароны от графов или герцогов и т. д.).
Дополняя и развивая предложенное Гизо толкование феодализма (с теми или иными поправками это толкование признавали достаточно верным почти все историки XIX— XX вв.), мы можем отметить, что право феодала на землю сопряжено с правом пользоваться плодами труда крестьян. Далее, нераздельность власти и землевладельческих прав создает своеобразный тип внеэкономического принуждения к труду, сущность которого — в хозяйственных претензиях носителей власти. (Внеэкономическое принуждение при этом нельзя считать отличительной особенностью феодализма; и античное рабовладельческое общество, и древневосточная деспотия, и тоталитарное государство XX в. в тех или иных формах используют политическую власть как средство извлечения экономической выгоды.)
Земля при господстве феодальных порядков, как правило, не является объектом свободной купли-продажи и, следовательно, не находится в чьей-то полной частной собственности. Это понятно: владение землей неразрывно связано с осуществлением государственных функций (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом. Даже самый могущественный и своенравный феодальный правитель всегда вынужден считаться с общественным характером своей власти и действовать в рамках традиций; он отнюдь не свободен в принимаемых решениях.
Вассал владеет землей на определенных условиях и лишен возможности бесконтрольно распоряжаться своим имением (без ведома и разрешения сеньора или вопреки традиции, закрепленной в законах). Но и сеньоры самого высокого ранга также ограничены в своих земельных правах. Сходная ситуация складывается и в политической сфере: феодальный правитель не обладает полным суверенитетом, вынужден делиться с другими феодалами своими властными полномочиями. (Например, в некоторых странах средневековой Европы сеньор мог принимать решения, обязательные для его непосредственных вассалов, но не для вассалов этих вассалов.)
Причудливое сочетание относительной независимости каждого феодала и всеобщей взаимозависимости (которая была следствием распределения государственных полномочий по нескольким ступеням властной иерархии) породило своеобразную систему Политической организации — феодальную раздробленность. Политическая раздробленность — это наиболее естественная, наиболее адекватная состоянию феодального общества система распределения государственной власти24.
Наконец, нужно сказать о том, что феодализм формировался как внеэтническая система, в рамках которой принципиальное значение имели сословные различия, а не различия культурно-языковые. Феодальное общество придирчиво относилось к социальному происхождению человека, но не проводило резких границ между народностями, еще далеко не сложившимися и не обладавшими специфическим самосознанием25.
Идеей, объединявшей в феодальную эпоху разные сословия, была идея общности веры, а не языка, идея религиозная. (В Западной Европе интегрирующая роль этой идеи особенно отчетливо проявилась в период крестовых походов XI—XIII вв. На Руси именно принадлежность к православию и церковное единство периодически сплачивали разные земли в противостоянии языческой или иноверной Степи.)
Феодальная общественная организация возникает лишь там, где обладание землей сулит существенные экономические преимущества и становится важным политическим фактором. В условиях раздробленности относительная стабильность развития каждого феодального владения определяется возможностью хозяйственного самообеспечения (натуральное хозяйство). Дестабилизирующим фактором становятся почти постоянные военные столкновения феодалов (усобицы на Руси, «частные войны» в Западной Европе).
Феодальная система возникает только там, где право сильного признается обществом и лишь отчасти смягчается традицией, законом. Иными словами, феодализм как господство военного сословия оформляется в регулярно воюющем обществе; как только на достаточно обширных территориях основным способом разрешения конфликтов становится применение закона, а не вооруженной силы, феодализм постепенно уступает место новому укладу — национальным государствам, обычно возглавляемым сильной монархической властью, которая способна смирить буйных землевладельцев-воинов.
Упомянутые выше признаки феодализма наиболее полно и ярко проявились в средневековой Западной Европе. Русский же феодализм отличался значительным своеобразием.
Так, на Руси не приобрела законченных форм система. вассальных отношений. В дохристианский период развития Древнерусского государству земли, слабо, связанные . друг с другом и порой лишь номинально подчиненные Киеву, управлялись местными племенными князьями, которых постепенно заменяли наместниками. Владимир Креститель старался использовать в качестве своих представителей в разных областях собственных сыновей; иногда такие стремления великого князя наталкивались на довольно упорное сопротивление местных жителей (выше упоминался отказ муромчан впустить в город князя Глеба Владимировича). Управлявшие от имени киевского государя наместники были скорее слугами, чем вассалами.
В XI в., насколько можно судить, появляются первые признаки феодализации русского общества. До этого владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча. Предание сохранило высказывание Владимира I, утверждавшего, что богатство, которое «лежит мертво», ничто по сравнению. С храброй и сильной. Дружиной: «с нею можно доискаться и больше этого»26. В XI в. русские князья и их знатные дружинники уже не уповают исключительно на военно-торговую деятельность и начинают прибирать к рукам земельные угодья. .
По-видимому, в то время параллельно происходили два процесса. Во-первых, князья и старшие дружинники размещали на контролировавшихся ими землях своих рабов (обращение пленных в рабство было обычной практикой у восточных славян, однако рабов чаще всего продавали в Византии или на Востоке; условий для массового применения рабского труда в сельском хозяйстве лесной и лесостепной зон или в городском ремесле на Руси не было). Во-вторых, происходило закабаление некогда свободных крестьян, вынужденных в неурожайные годы залезать в долги (брать ссуду, кулу), заключать договор (ряд) об исполнении каких-либо работ, отдаваться под покровительство князя, способного защитить общины земледельцев от набегов кочевников, или попросту подчиняться грубой вооруженной силе27.
В XI в., по-видимому, возникают первые вотчины (крупные хозяйства феодального типа), но достоверные данные об их распространении отсутствуют, как и сведения о вассальных отношениях, обусловленных поземельной зависимостью. Можно предположить, что на просторах Восточно-Европейской равнины с малочисленным пашенным населением земля еще не воспринималась как основная ценность.
Система политической взаимозависимости и соподчинен-ности князей в XI в. также мало напоминала западноевропейскую иерархию королей, герцогов, графов, баронов и рыцарей. В XI и в первой трети XII в. сохранялось государственное единство всех или почти всех земель, некогда подчиненных Олегу и Игорю. (Вероятно, уже в начале XI в. обособилось Полоцкое княжество, лишь на время вошедшее в державу Владимира, а затем ставшее практически самостоятельным владением потомков этого правителя и полоцкой княжны Рогнеды.)
Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как распределялись эти земли между князьями. Описанный еще историками XIX в. принцип постепенного (поочередного) перемещения князей с одного престола на другой был скорее идеальной схемой, чем практически функционировавшим механизмом.
С. М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после Ярослава Мудрого (1019—1054), пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Ярославичей, Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения — тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство, по замыслу Ярослава, должно было определяться следующим образом: за властвующим киевским великим князем шли все его братья; после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым. При этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и вокняживались где-нибудь в более захолустном городе.
Такая система «лествичного восхождения» (по выражению В. О. Ключевского, «очередной порядок» наследования) была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси (уже Московской) и в более поздний период, пока в XV в. там не установился порядок передачи власти от отца к сыну.
Русские князья в принципе признавали - «лествичное восхождение» и часто ссылались на это установление Ярослава (правда, в основном тогда, когда подобные ссылки были им выгодны). Однако при каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность — разумеется, с пользой для себя или своих наиболее близких родственников, союзников. Схема оказалась нежизнеспособной; запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью (князья-изгои),— постоянным источником смут.
Поиск более простых решений привел русских князей к мысли о наследовании конкретных земельных владений. Такая идея была высказана на съезде князей еще в 1097 г., где было предложено каждому «держать отчину», однако до реализации этого замысла было еще далеко28.
Лишь после долгих и разорительных усобиц, после успешного, но кратковременного восстановления реального единства русских земель при Владимире Мономахе (1113—1125) и его сыне Мстиславе (1125—1132) на Руси сложились формы государственной власти, близкие к тогдашним западноевропейским. Страна вступила в период феодальной раздробленности.
Выше уже упоминалось, что политическая раздробленность, предполагающая распределение власти по нескольким «этажам» или «ступеням»,— это наиболее уместная в условиях феодализма организация общества. Преимущества относительно небольших, компактных государственных образований достаточно явно сказались и на Руси29.
Прекратились постоянные перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола. Правители перестали воспринимать подвластные им города и земли как временные источники людских и материальных ресурсов в политической борьбе. Власть приблизилась к человеку, стала более внимательна к его нуждам. Князья, передававшие теперь свои владения по наследству (порядок наследования мог быть различным), больше пеклись о благополучии городов и вотчин.
Усобицы, столь частые в формально едином государстве в конце XI и в начале XII в., хотя и не прекратились вовсе, но приобрели иной характер. Теперь князья соперничали не как претенденты на один и тот же престол, а как правители, пытавшиеся военным путем решить какие-либо проблемы своих государств.
Сама государственная власть стала обретать более отчетливые очертания, получила возможность своевременно реагировать на кризисные ситуации (вражеские набеги, мятежи, недород и т. п.). Власть стала более эффективной, чем в те времена, когда управление некоторыми землями сводилось к периодическому «кормлению» князей и дружинников или к полюдью.
Вполне естественно, что феодализация государственных структур происходила одновременно со становлением феодального, вотчинного землевладения. Сельскохозяйственное производство постепенно приобрело большее значение для благополучия государства, чем военно-торговые экспедиции в Византию или в Поволжье. Однако городская жизнь не замерла; превращение многих старых и относительно новых городов в самостоятельные политические центры способствовало развитию ремесел и региональной (местной) торговли.
Роль Киева как общерусского центра в XII в. заметно уменьшилась. После появления в причерноморских степях воинственных половцев (середина XI в.) путь вниз по Днепру стал более опасным. Земледелие также не могло спокойно развиваться в непосредственной близости к половецким кочевьям. Усилился отток населения из Киева и окрестностей (на северо-восток и на запад). Миграции способствовали росту населения некогда малолюдной Ростово-Суздальской земли, Галичины и Волыни.
В то время как в Суздальском (с середины ХИ в.— Влади миро-Суздальском) княжестве основой хозяйственной жизни было земледелие, экономика Новгородской земли сохранила свой по преимуществу торговый характер. Балтийская торговля в XII в. процветала; викинги почти прекратили нападения на прибрежные области Европы; новгородские купцы завязали тесные сношения с немецкими городами. Из Новгорода по-прежнему отправлялись экспедиции на север и восток, в формально подчиненные земли. Земледелие на скудных почвах вокруг Ильменя и Волхова было не слишком эффективным, однако безопасным. Относительно слабая феодализация новгородской жизни привела к созданию государства, в котором купцы и ремесленники играли не менее заметную роль, чем владельцы вотчин — бояре. Новгород стал средневековой республикой (такого типа государства возникали и в крупных торговых городах Западной Европы)30.
Обилие свободных земель в тех районах, которые начали быстро развиваться в период феодализации общественной жизни (особенно на Северо-Востоке), повлияло, как представляется, на относительно мягкие формы крестьянской зависимости и неразвитость феодальных отношений на Руси (по сравнению с Западной Европой).
На Северо-Востоке (как и в окраинных новгородских владениях) параллельно с появлением феодального держания земли и вотчинного хозяйства шла крестьянская и монастырская колонизация (освоение пустынных, малолюдных районов часто начиналось с основания монастыря, становившегося местным центром, где окрестные крестьяне искали защиты и помощи).
Земледельческое население многочисленных удельных владений в Северо-Восточной Руси («черные люди») в XII— XIV вв. могло, как полагают некоторые историки, беспрепятственно перемещаться из вотчины в вотчину, из города в город, из одного удела-государства к другой. В таких условиях князь был, по замечанию В. О. Ключевского, не столько правителем-государем, сколько владельцем, хозяином земли, а его права были близки к правам частных землевладельцев-бояр31. Эти факторы — наряду с другими — обусловили гибкость феодальных структур, отсутствие строгой иерархической организации феодалов и жесткого сословного обособления аристократии .
Сохранение следов патриархального (общинного и рабовладельческого) быта, сложный этнический и социальный состав населения (например, подчинение Новгородскому или Владимиро-Суздальскому государствам финноязычных племен Севера) также наложили отпечаток на развитие феодализма, ограничили его.
И еще одно замечание. Политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной разобщенности. Общее религиозное сознание и единство церковной организации замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств33.