Основания международно-правовой ответственности

различаются юридические и фактичес­кие основания ответственности..

Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе кото­рых определенное поведение квалифицируется как междуна­родное правонарушение.

Юридические основания ответственности могут содержать­ся в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения: ими являются договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств меж­дународно-правового характера.

.

Фактические основания ответственности.Фактическое основание есть то, за что наступает от­ветственность. Решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно не­сет ответственность.

Государство не­сет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

можно* отметить следу­ющий'наиболее характерные случаи, когда гос-во несет ответ-ть:

1) государство, принявшей определенное международное обязательство, непременно дол жно внести в законодательство поправки;

2) В равной мере государство несет ответственность за действия своих исполнительных органов, прежде всего правительства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственности либо гражданам;

3) если суды выносят решения а) (неправильно прим-т Д-р) или б)не могут сделать это в "силу непринятия необходимых законодательных изменений, г) либо не прим-т Д –р

. 4) федеративные государства за действия властей субъектов фе­дерации все зависит от стату­са субъектов

5) по некоторым договорам на государство воз­лагается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридичес­ких лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6-7 Договора о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государствен­ными, так и частными космическими объектами.

6) Гос-во отвечает за действия своих вооруженных сил, воинских формирований, военных кораблей и летательных аппаратов;

7 )если "установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или если эти лица находятся на соответствующей госслужбе ( полицейские, пожарные);

8)если гос. помогает или содействует другому гос-у .в совершении международно- противоправного деяния;

9) гос-во, принуждающее другое гос-о к совершению между-но-противоправного деяния, несет МПО.( по резолюции ГА ООН от 12 12 2001 года.

Ответственность гос-ва не возникает за:

1) деятельность хозяйствен­ных, политических, общественных и других организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени;

2) Действия, не связанные с осуществлением прерогатив го­сударственной власти либо не имеющие отношения к полити­ке государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут посягать на защищаемые международным правом интересы другого государства (покушение на его честь, достоинство и имущество, преступления против его представителей и граж­дан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятель­ность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международнр-правовая ответственность государства, за бездействие своих органов.

Вывод таков: государство не­сет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия официальных лиц, осуществляющих функции государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений, совершенных находящимися под его юрисдикцией лицами.

Наши рекомендации