Сравнение языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной
Подробное рассмотрение языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной позволяет нам сопоставить их по общим для них критериям.
Таблица «Сравнительная характеристика языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной»
Критерий | Семен Лязгин | Пелагея Тяпрингина |
Образ «Я» | Хороший христианин | Богатая вдова бывшего боярского сына |
Семья | Мать, жена, приемные крестьянские дети | Сестра мужа, старая дева - работница по дому |
Мать | Уважение, принимает материнское благословение, стремится оградить от обязанности выплачивать долги | Назначает мать выплачивать долги, у них с матерью долговые отношения, мать-помощница |
Неродственные отношения | Стремится быть честным с компаньонами, его должники чаще всего «с товарыщы» | Негативное отношение к должникам, подозрительное отношение к наследникам |
Вещи | Назначает жене отдать по долгам в общей массе | Подробно описывает, приказывает продать, заботится о судьбе конкретной вещи |
Земля | Широкие географические познания, знает соседние губернии, завел долги в Москве | Описывает близлежащие местности, окраины современного Архангельска, ограничивается Холмогорами |
Ключевое слово – «пустоши» | Важно, что и сколько земля родит | |
Продаёт или сдаёт в найм | Дарит, завещает монастырям | |
Приобрёл пустошь при женитьбе в качестве приданого | Ключевое слово – «имеется», не испытывают затруднений, земля изначально дана | |
Животные | Корова и вороная кобыла, персонифицирует животных через описание | Кони, рогатый скот (разделяет на коров и быков), овцы, двор со скотом. Безличное отношение, как материя, вещество. |
Душа после смерти | Перечисляет священников и святых, кому заказать помяновение | Заказывает помяновение в тех монастырях, кому отписала земли |
Направленность | Духовная. Стремится избавиться от вещей и жить в мире с людьми | Материальная. Вела богатую жизнь, любит вещи (особенно красивые), недоверие к людям |
Таким образом, из таблицы мы видим две различных картины мира людей, которых разделяет временной промежуток протяжённостью в один век.
Заключение
Исследование субъекта текста духовных грамот XVII-XVIII вв. позволило нам восстановить отдельные фрагменты языковой картины мира, с характерными для неё ценностными ориентациями людей, живших в северных губерниях, а именно – Архангельской и Вологодской.
Объектом изучения нашей курсовой работы являлись духовные грамоты Северной Руси XVII- начала XVIII вв. с точки зрения их лингвистической информативности, а именно – в качестве лингвокультурологического источника.
Духовная грамота – это жанр деловой письменности, предназначенный для фиксации последнего волеизъявления человека относительно своего имущества. Этот жанр является свидетельством культурных и языковых реалий определенного временного периода.
Сопоставительная характеристика духовных грамот позволила выявить специфику языковой картины мира писца, а их сравнение выявило варьирование канона ключевых частей духовных грамот на территориях Северной Руси в период с середины XVII до первой трети XVIIIвв.
Нами были выделены следующие этапы исследования языковой личности:
1. Соблюдение канона написания клаузул духовных грамот (стандартные формулы, речевые клише);
2. Особенности языковых единиц разных уровней;
3. Лингвокультурологические особенности (отражение культуры в языке);
4. Рефлексия персонажей и метаязыковые пометы.
Таким образом, по выполнении курсовой работы мы сделали выводы о
- роли языковой личности в синтезе лингвистических знаний о мире и формировании их в конкретном единичном тексте;
- изменениях, произошедших в картине мира на рубеже XVII и XVIII вв.