Сравнение языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной

Подробное рассмотрение языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной позволяет нам сопоставить их по общим для них критериям.

Таблица «Сравнительная характеристика языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной»

Критерий Семен Лязгин Пелагея Тяпрингина
Образ «Я» Хороший христианин Богатая вдова бывшего боярского сына
Семья Мать, жена, приемные крестьянские дети Сестра мужа, старая дева - работница по дому
Мать Уважение, принимает материнское благословение, стремится оградить от обязанности выплачивать долги Назначает мать выплачивать долги, у них с матерью долговые отношения, мать-помощница
Неродственные отношения Стремится быть честным с компаньонами, его должники чаще всего «с товарыщы» Негативное отношение к должникам, подозрительное отношение к наследникам
Вещи Назначает жене отдать по долгам в общей массе Подробно описывает, приказывает продать, заботится о судьбе конкретной вещи
Земля Широкие географические познания, знает соседние губернии, завел долги в Москве Описывает близлежащие местности, окраины современного Архангельска, ограничивается Холмогорами
  Ключевое слово – «пустоши» Важно, что и сколько земля родит
  Продаёт или сдаёт в найм Дарит, завещает монастырям
  Приобрёл пустошь при женитьбе в качестве приданого Ключевое слово – «имеется», не испытывают затруднений, земля изначально дана
Животные Корова и вороная кобыла, персонифицирует животных через описание Кони, рогатый скот (разделяет на коров и быков), овцы, двор со скотом. Безличное отношение, как материя, вещество.
Душа после смерти Перечисляет священников и святых, кому заказать помяновение Заказывает помяновение в тех монастырях, кому отписала земли
Направленность Духовная. Стремится избавиться от вещей и жить в мире с людьми Материальная. Вела богатую жизнь, любит вещи (особенно красивые), недоверие к людям

Таким образом, из таблицы мы видим две различных картины мира людей, которых разделяет временной промежуток протяжённостью в один век.

Заключение

Исследование субъекта текста духовных грамот XVII-XVIII вв. позволило нам восстановить отдельные фрагменты языковой картины мира, с характерными для неё ценностными ориентациями людей, живших в северных губерниях, а именно – Архангельской и Вологодской.

Объектом изучения нашей курсовой работы являлись духовные грамоты Северной Руси XVII- начала XVIII вв. с точки зрения их лингвистической информативности, а именно – в качестве лингвокультурологического источника.

Духовная грамота – это жанр деловой письменности, предназначенный для фиксации последнего волеизъявления человека относительно своего имущества. Этот жанр является свидетельством культурных и языковых реалий определенного временного периода.

Сопоставительная характеристика духовных грамот позволила выявить специфику языковой картины мира писца, а их сравнение выявило варьирование канона ключевых частей духовных грамот на территориях Северной Руси в период с середины XVII до первой трети XVIIIвв.

Нами были выделены следующие этапы исследования языковой личности:

1. Соблюдение канона написания клаузул духовных грамот (стандартные формулы, речевые клише);

2. Особенности языковых единиц разных уровней;

3. Лингвокультурологические особенности (отражение культуры в языке);

4. Рефлексия персонажей и метаязыковые пометы.

Таким образом, по выполнении курсовой работы мы сделали выводы о

- роли языковой личности в синтезе лингвистических знаний о мире и формировании их в конкретном единичном тексте;

- изменениях, произошедших в картине мира на рубеже XVII и XVIII вв.

Наши рекомендации