Деятельность как способ существования
ОБЩЕСТВА
V Деятельность понимается как проявление активности человека
в какой либо сфере его существования.^ процессе деятельности про-
исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи-
вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре-
де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан-
ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей
и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт
предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их
последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана
на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы-
деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.
^Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, явля-
ются человек, группа людей, государственная или общественная
организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект,
в качестве которого могут выступать различные предметы как ес-
тественного, так и искусственного происхождения, растения и
животные, отношения между людьми. 'Так, из руды производят
металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обраба-
тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу-
ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в
брак, регистрируя свои личные отношения.
Во многих сферах деятельности человек не может совершать
действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда,
предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор-
мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие
орудия приспособлены только к определенному виду человече-
ской деятельности.
Субъект, объект и орудие деятельности представляют в сово-
купности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной
без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает
любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев
нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необ-
ходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятель-
ность вообще невозможна.
Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка
цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата.'Цель — это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности.
Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор-
ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека,
но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет
добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста-
вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти
клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа-
дать с реальными условиями окружающего мира и возможностя-
ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо
имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од-
нако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно.
Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства-
ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет-
ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред-
ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы
не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста-
точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава-
тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а
можно за несколько минут доехать на машине.
Если в качестве средств выступают действия человека, то они
не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек
поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы-
брать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его ук-
расть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет дос-
тигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного вла-
дельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться
служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем
устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже
если интриги вам помогут и вы займете высокую должность, в
глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым
не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель
оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и со-
здает проблемы для себя.
Деятельность не представляет собой однородного процесса.
Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник,
отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и
т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий,
которые в конечном итоге приводят его к достижению поставлен-
ной цели — выполнению домашнего задания.
Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по-
разному.^Внешние проявления деятельности называются поведе-
нием. В поведении отражается отношение человека к окружающим
людям^Один человек уважителен с людьми, другой — надменен.
Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то тлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.
Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива-
ция, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают /потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.
Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека
проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия,
что и происходит после удовлетворения потребности.
Классификацию потребностей предложил американский пси-
холог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности
в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или
первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по-
требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто-
ричным, приобретенным) — социальные, престижные и духов-
ные потребности.
Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че-
ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде-
ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод-
стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим,
а точнее, к сексуальным потребностям.
Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются
в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ-
ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить
здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается
не только физической безопасности, но и экономических основ
существования — достойного уровня жизни, социальных гаран-
тий и т.д.
i/Социальные потребности реализуются в процессе общения лю-
дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с
другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в
любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве-
чать им тем же.
V Престижные потребности выражаются в желании человека
выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по-
лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице.
В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра-
ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со-
поставление целей и реальных возможностей их достижения. По-
этому такие потребности называют еще эгоистическими.
Духовные потребности связаны с творческой активностью че-
ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и
зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов-
ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие
ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите-
ратуры и искусства.
Первичные потребности уравнивают человека с животными.
Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей
на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по-
требности человека социальны. Он может отдать последний кусок
хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто-
рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли
на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб-
ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а
можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю-
чить приятную музыку.
Первичные потребности присуши в той или иной степени всем
людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум-
ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и
общается только по необходимости в школе или на работе, пото-
му что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся
вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями
на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе,
останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать
карьеру.
Социологи доказали, что человека к действию побуждают только
неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы будем
искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захо-
тим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хо-
тим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить
новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поруче-
ния начальника.
В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре-
стижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а
социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных
потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поис-
ке пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере прояв-
ляется принцип иерархии потребностей.
Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях
духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, об-
щении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает
книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире
событиями. В истории встречается немало примеров, когда творче-
ские личности, живя в бедности, создавали бессмертные произве-
дения литературы и искусства. С другой стороны, среди материаль-
но обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека. В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз-
ного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этичес-
ких, корпоративных, правовых и т.д.
Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни
общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности.
Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и
духовную. Практическая деятельность направлена на преобразо-
вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия
практическую деятельность делят на материально-производствен-
ную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще-
ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она
состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо-
знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель-
ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления
рассматриваются с положительной или отрицательной стороны,
и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением
возможных вариантов развития и планированием своих действий.
В зависимости от результатов деятельность можно разделить
на созидательную и разрушительную. Большинство достижений че-
ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно-
гие из этих достижений погибли во время войн и революций,
которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то
же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри-
вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч-
но-технического развития это, несомненно, проявление созида-
тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но
военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому
возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея-
тельности.
В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досу-
говую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо-
давательскую и другую деятельность.
Высшей формой деятельности человека выступает творчество,
напрямую связанное с духовными потребностями. В результате
творческой деятельности создаются новые, ранее не существо-
вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаютс почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо-
лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче-
ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение
этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его
воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации.
По достижении результата автор оценивает новизну своего про-
изведения и его практическую значимость. Причем результат твор-
ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи-
ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на
долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и
Бруно.
Не только процесс создания человеком нового, но и принятие
обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и
открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно
раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.
Вопросы и задания
1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от
действий животных?
2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите
их примеры из реальной жизни.
3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?
4. Что такое поведение? Каковы его критерии?
5. Какую роль в деятельности играет мотив?
6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб
ностей?
7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетво
ренные потребности?
8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не
зависят от других видов потребностей?
9. Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе?
В чем состоят ваши ценности и идеалы?
10. Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность
творческой деятельности?
11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о
соотношении целей и средств деятельности? Выскажите свое мнение.
А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек
жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».
Д.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего
великого, если цель ничтожна».
И.Гёте: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе
и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выхо-
дит обратное тому, к чему они стремятся».
Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасно-
стей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крю-
чок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери».
И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает
свой лик».
М.Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достиже-
ние "хороших" целей во множестве случаев связано с необходимостью
смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по мень-
шей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью
скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать,
когда и в каком объеме этически положительная цель "освящает" эти-
чески опасные средства и побочные следствия».
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из
них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю-
бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме-
жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а
какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта
в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д.,
т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все
изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие
данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме-
нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме-
тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ-
ления у них новых свойств, функций и отношений.
Особый тип изменения — развитие. Если изменение характе-
ризует любое явление действительности и является универсаль-
ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением
его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс.
Например, изменение «вода—пар —вода» не считается развити-
ем, так же как им не считаются количественные изменения или
разрушение объекта и прекращение его существования.
Развитие всегда предполагает качественные изменения, про-
исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме-
рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз-
витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.
\1 Развитие общества — это процесс поступательных изменений,
которые происходят в каждый данный момент в каждой точке
человеческого общежития. В социологии для характеристики дви-
жения общества употребляются понятия «социальное развитие»
и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде-
ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в
сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су-
ществует множество других изменений. Например, возникнове-
ние, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе-
риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни
отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва-
тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их
направленности.
Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача-
ются различные перемены, происходящие в течение некоторого
времени в социальных общностях, группах, институтах, органи-
зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди-
видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич-
ностных отношений (например, изменения в структуре и функ-
циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование,
наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа-
ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со-
циальных групп.
Можно выделить четыре вида социальных изменений:
1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ
ности, общества в целом);
2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше
ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и
подчиненности и т.д.);
3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ
ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу
цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель
ной и исполнительной власти);
4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают моти
вы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия
ние на их поведение, мышление, сознание).
Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од-
ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.
Изучением развития занимается диалектика. Это понятие воз-
никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизи-
ровать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под
диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в
ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения.
В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатыва-
ется верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное
выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис-
куссиям философов древности.
Античные диалектики представляли мир постоянно движу-
щимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в
то же время они не выделяли категорию развития как возникно-
вения чего-то нового. В древнегреческой философии господство-
вала концепция великого круговорота, согласно которой все в
мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по-
добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на
круги своя».
Понятие развития как процесса качественных изменений по-
явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла-
женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя-
щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории
сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный
СУД) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о
цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви-
жении и неповторимости событий.
В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического
развития, выдвинутая известными французскими просветителя-
ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос
о развитии нравственности и социальном развитии человека.
Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб-
разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие
видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль-
туре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсаль-
ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че-
рез отрицание.
Диалектические противоположности неразрывно связаны между
собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно
без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д.
В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят
друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду-
ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и
борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз-
вития выступают внутренние противоречия.
Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен-
ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче-
ством, отличающим его от других предметов, и количественными
характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме-
нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество
предмета. Но на определенном этапе изменение количественных
характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение
давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное
проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь-
ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к
новым открытиям и т.д.
Развитие общества совершается поступательно, проходя опре-
деленные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает пре-
дыдущий. По мере развития появляется новое качество, происхо-
дит новое отрицание, которое в науке получило название отри-
цание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением
старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют
более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни-
кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.
Концепция Гегеля основывается на реальной действительно-
сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер-
вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз-
ни, считая, что история народов является воплощением развития
идей.
Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти-
ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от
духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал
совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку-
щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас-
сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо-
мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней-
но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные
ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение
вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе-
реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно-
вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.
Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель-
ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле
отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз-
вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла-
дали постепенные изменения, а в развитии других они носили
скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю-
ционное и революционное развитие.
, Эволюция — это постепенные, медленные количественные изме-
нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное
состояние. Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример
таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения
проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении
новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сфе-
рах их жизни.
Революция — это в высшей степени радикальные изменения, пред-
полагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, но-
сящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на
насилие. Революция носит скачкообразный характер.
В зависимости от продолжительности революции бывают крат-
ковременные и долговременные. К первым относятся социальные
революции — коренные качественные изменения всей обществен-
ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими
были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции
(XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Дол-
говременные революции имеют глобальное значение, затрагива-
ют процесс развития разных народов. Первой такой революцией
была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII—XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.
В характеристике процесса развития применительно к эконо-
мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви-
тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за
счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов,
усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло-
щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием
новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.
Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно
продолжается на протяжении всей истории существования чело-
вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи-
вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз-
вития общества может прерваться только с гибелью человечества.
Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде
ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви-
тия человечества можно связывать только с концом существова-
ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени
наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет
перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе-
ния других планет, звездных систем, галактик может снять во-
прос о пределе развития общества.
Вопросы и задания
1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене
ний вы можете назвать?
2. Чем развитие отличается от других видов изменений?
3. Какие виды социальных изменений вы знаете?
4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?
5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?
6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их
примеры.
7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы прояв
лялись в жизни отдельных народов, всего человечества?
8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития.
Почему они не могут существовать один без другого?
9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:
«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится,
если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер-
шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко_____-
торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть
ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа все-
разрешающая...».
В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой
развития общества?
10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече
ства?»
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Понятие «культура» имеет множество значений. Сам термин —
латинского происхождения. Изначальный его смысл — обра-
ботка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использо-
вания. Таким образом, термин «культура» предполагал измене-
ние в природном объекте под воздействием человека в отличие
от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
В переносном смысле культура — это улучшение телесных и ду-
ховных качеств человека, например культура тела, духовная куль-
тура. В широком смысла/культура — это совокупность достиже-
ний человечества в материальной и духовной сферах. К материаль-
ным ценностям относятся все предметы материального мира,
созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия
труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искус-
ство, науку, образование, религию. Культура предстает как со-
творенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая
над природой естественной. Главная особенность культуры —
ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого об-
щества культуры не существует. Культура характеризует как раз-
витие определенных исторических эпох, наций и народностей
(культура первобытного общества, античная культура, культура
русского народа), так и степень совершенствования различных
сфер человеческой жизни и деятельности (культура труда,
культура быта, нравственная культура, художественная культура
и т.д.).
Уровень и состояние культуры можно определить исходя из
развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и вы-
сокую культуру. На определенных этапах может последовать вы-
рождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культу-
ры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее
носителями, остались верны своей культурной традиции.
На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъем-
лемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одно-
временно и развитием самого человека. В таких условиях соци-
альные и культурные элементы развития общества практически
не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью
данной культуры, а достижения общества были достижениями
его культуры.
Другой особенностью жизни первобытного общества был ее
«естественный» характер. Родоплеменные отношения «естествен-
но» возникали в процессе совместной жизни и деятельности лю-
дей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Раз-
ложение и распад этих отношений стал одновременно переворо-
том в механизмах функционирования и развития общества,
означавшим становление цивилизации.
Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкла-
дывается самое разное содержание. Действительно, это понятие
употребляют и как сино<