Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 445−448.

Задание 1. Раскройте полное название

ГУЛАГ:________________________________________________________________________________________________________

ВКП(б):___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦК КПСС:___________________________________________ _______________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 2. Объясните общий смысл понятий «трудодень», «работать за палочки»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 3. Объясните, почему политический режим в СССР

в кон.1940 − нач. 1950−х гг. называют репрессивным. Охарактеризуйте его в сравнении с довоенным периодом:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4. Заполните таблицу «Восстановление СССР в послевоенный период»

Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе - student2.ru __________по счету пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР
Основные задачи: -_______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе - student2.ru
Основные источники подъема промышленного производства: -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе - student2.ru


Основные промышленные предприятия: Восстановленные: ________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Построенные: ________________________________________________________________________________________________________________ Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе - student2.ru
Основные меры по преодолению разрухи в сельском хозяйстве: - Изъятие_________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________   - преобразование мелких, единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные социалистические хозяйства в Прибалтике, Зап. Украине, Зап. Белорусии, Молдавии   -Восстановление ________________________________________________________________________________________________________________  
Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе - student2.ru
Социальная сфера: отмена__________________________________________________________________________________________________________   -________________________________________________________________________________________________________реформа   -____________________________________________________________________________________________________рабочий день   -____________________________________________________________________________________________________строительства Занятие 25. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе - student2.ru
Основные итоги: ________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания

1. Соотнесите даты и события 1940 − 1950-х гг.

а) Сентябрь 1945 г. 1) Введение хлебных карточек
б) 1946 г. 2) Голод
в) 1946 г. 3) «Дело врачей»
г) 1946 г. 4) Замена Политбюро Президиумом ЦК
д) 1946 г. 5) Испытание атомной бомбы под Семипалатинском
е) 1946 г. 6) «Ленинградское дело»
ж) 1946 г. 7) Начало компании по борьбе с "искажениями" линии партии в культуре
з) 1946 − 1950 гг. 8) Начало «холодной войны»
и) Кон. 1947 г. 9) Начало 4-й пятилетки
к) Втор. пол. 1940 − х гг. 10) Отмена карточной системы, денежная реформа
л) 1948 г. 11) Отмена чрезвычайного положения, упразднение ГКО
м) 1949 г. 12) Первое испытание водородной бомбы
н) 29 августа 1949 г. 13) Переименование ВКП(б) в КПСС
о) 1949 − 1950 гг. 14) Разрыв отношений с Югославией
п) 1952 г. 15) Репрессии против военачальников
р) 1952 г. 16) Смещение В. М. Молотова, Л. М. Кагановича, А. И. Микояна
с) Осень 1952 г. 17) СНК и наркоматы были преобразованы в Совет Министров и министерства
т) 1953 г. 18) Создание сети научно-исследовательских институтов
у) 1953 г. 19) XIX съезд ВКП(б)


Запишите ответ

а) б) в) г) д) е) ж) з) и) к)
                   
л) м) н) о) п) с) т) у)
               

2. Что из названного является одним из итогов четвертой

пятилетки?

1) окончательно решена «зерновая проблема»

2) достигнуты и превзойдены некоторые довоенные показатели

экономического развития

3) превышен довоенный уровень жизни населения

4) увеличилась производительность сельского хозяйства

3. Одной из причин начала "холодной войны" было

1) стремление СССР окружить себя поясом прокоммунистических государств

2) создание СЭВ

3) активное вмешательство СССР во внутренние дела Италии

4) активное вмешательство СССР во внутренние дела Франции

4. План Маршалла предусматривал экономическую помощь европейским странам при условии

1) недопущения в их правительства коммунистов

2) размещение на их территории американских военных баз

3) их вступление в НАТО

4) разрыва отношений с СССР

5. В послевоенное время лженаукой в СССР была объявлена

1) ядерная физика

2) генетика

3) микробиология

4) космонавтика

Занятие 26. Советский Союз в 50−80-е годы XX в.: попытки реформ и нарастание кризиса

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 448−478.

Задание 1. Отметьте знаком «+» черты, характерные для Советского Союза в 1950−70−е гг.

Большая роль партии  
Гонка вооружений  
Дефицит  
Закупка продовольственной продукции за рубежом  
Застой  
Командно-административная система  
Кооперация  
Многопартийность  
Отраслевая система министерств  
Отраслевой монополизм  
Отставание по внедрению научно-технических достижений  
Плановая экономика  
Плюрализм  
Появление роли сырьевого придатка  
Преследование по политическим мотивам  
Разрядка  
Реприватизация  
Рост промышленного производства  
Системный кризис  
Ускорение реализации оборонных программ  
Участие в затяжном военном конфликте в Центральной Азии  
Хозрасчет  

Задание 2. Отметьте знаком «+» черты, характерные для Советского Союза в 1980−е гг.

Появление роли сырьевого придатка  
Ускорение общественного развития  
Расширение гласности  
Отраслевой монополизм  
Новое политическое мышление  
Перестройка  
Реприватизация  
Плюрализм  
Съезд народных депутатов  
Гонка вооружений  
Институт президентства  
Дефицит  
Кооперация  
Национализация ряда отраслей  
Фермерство  
Переход к рынку  
Развитие предпринимательства  
Застой  
Участие в затяжном военном конфликте в Центральной Азии  
Прекращение «холодной войны»  
Выступления в соцстранах  
Информационная революция  
Обострение межнациональных противоречий  
«парад суверенитетов»  
Разрядка  

Задание 3. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания.

«Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева на ХХ съезде

партии “О культе личности и его последствиях”

…Центральный Комитет, располагая многочисленными фактами, свидетельствующими о грубом произволе в отношении партийных кадров, выделил партийную комиссию Президиума ЦК1, которой поручил тщательно разобраться в вопросе о том, каким образом оказались возможными массовые репрессии против большинства состава членов и кандидатов Центрального Комитета партии, избранного XVII съездом ВКП (б).

Комиссия ознакомилась с большим количеством материалов в архивах НКВД, с другими документами и установила многочисленные факты фальсифицированных против коммунистов, ложных обвинений, вопиющих нарушений социалистической законности, в результате чего погибли невинные люди. Выясняется, что многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937-1938 годах "врагами", в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т.п. не являлись, что они, по существу, всегда оставались честными коммунистами, но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку следователей-фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвинения. Комиссия представила в президиум ЦК большой документальный материал о массовых репрессиях против делегатов XVII партийного съезда и членов Центрального Комитета, избранного этим съездом. Этот материал был рассмотрен Президиумом Центрального Комитета.

Установлено, что из 139 членов и кандидатов в члены Центрального Комитета партии, избранных на XVII съезде партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937-1938 гг.) 98 человек, т.е. 70 процентов.

…Такая судьба постигла не только членов ЦК, но и большинство делегатов XVII съезда партии. Из 1966 делегатов съезда с решающим и совещательным голосом было арестовано по обвинению в контрреволюционных преступлениях значительно больше половины - 1108 человек. Уже один этот факт говорит, насколько нелепыми, дикими, противоречащими здравому смыслу были обвинения в контрреволюционных преступлениях, предъявленные, как теперь выясняется, большинству участников XVII съезда партии. <…>

Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии.

Почему массовые репрессии против актива всё более усиливались после XVII съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысился над партией и над народом, что он уже совершенно не считался, ни с Центральным Комитетом, ни с партией. Если до XVII съезда он ещё признавал мнение коллектива, то после полного политического разгрома троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, когда в результате этой борьбы и побед социализма было достигнуто сплочение партии, сплочение народа, Сталин всё больше и больше переставал считаться с членами ЦК партии и даже с членами Политбюро. Сталин полагал, что он может теперь сам вершить все дела, а остальные нужны ему как статисты, всех других он держал в таком положении, что они должны были только служить и восхвалять его.

После злодейского убийства С.М. Кирова начались массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности. Вечером 1 декабря 1934 г. по инициативе Сталина (без разрешения Политбюро - это было оформлено опросом только через два дня) было подписано секретарём Президиума ЦИК Енукидзе следующее постановление:

"1) Следственным властям - вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком;

2) Судебным органам - не задерживать исполнения приговоров о высшей мере наказания из-за ходатайств преступников данной категории о помиловании, так как Президиум ЦИК Союза ССР не считает возможным принимать подобные ходатайства к рассмотрению;

3) Органам Наркомвнудела - приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно по вынесении судебных приговоров".

Это постановление послужило основанием для массовых нарушений социалистической законности. Во многих фальсифицированных следственных делах обвиняемым приписывались "подготовка" террористических актов, и это лишало обвиняемых какой-либо возможности проверки их дел даже тогда, когда они на суде отказывались от вынужденных своих "признаний" и убедительно опровергали предъявленные обвинения. <…>

Массовые репрессии резко усилились с конца 1936 г. после телеграммы Сталина и Жданова из Сочи от 25 сентября 1936 г. , адресованной Кагановичу, Молотову и другим членам Политбюро, в которой говорилось следующее:

"Считаем абсолютно необходимым и срочным делом назначение т. Ежова на пост наркомвнудела. Ягода явным образом оказался не на высоте своей задачи в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского блока. ОГПУ опоздал в этом деле на 4 года. Об этом говорят все партработники и большинство областных представителей НКВД". Следует кстати заметить, что с партработниками Сталин не встречался и поэтому мнение их знать не мог.

Эта сталинская установка о том, что "НКВД опоздал на 4 года" с применением массовых репрессий, что надо быстро "навёрстывать упущенное", прямо толкала работников НКВД на массовые аресты и расстрелы. <..>

В докладе Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937 г. "О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников" была сделана попытка теоретически обосновать политику массовых репрессий под тем предлогом, что по мере нашего продвижения вперёд к социализму классовая борьба должна якобы всё более и более обостряться. <…>

Большинство членов и кандидатов ЦК, избранных XVII съездом и подвергшихся арестам в 1937-1938 годах, были исключены из партии незаконно, с грубым нарушением Устава, поскольку вопрос об их исключении не ставился на обсуждение Пленума ЦК.» / http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/hist/chrest/x9_3_1.html

1. Против каких слоев населения были осуждены репрессии в докладе? О чем это говорит?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Какая причина репрессий называется в докладе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Какое значение имел этот доклад для социально-политического развития СССР?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тестовые задания

1. Соотнесите даты и события 1950 − 1980-х гг.

Даты События
1) Сентябрь 1953 г. 1) Афганская война
2) 1954 г. 2) Введен институт президентства
3) 1957 г. 3) Восстание в Венгрии
4) Февраль 1956 г. 4) Дезинтеграция и распад СССР
5) 1956 г. 5) Договоры об ограничении системы противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений
6) 1956 г. 6) Доклад Хрущева на XX съезде КПСС с разоблачением культа личности Сталина
7) 1956 г. 7) Замена министерств совнархозами
8) 1957 г. 8) Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих
9) 1957 г. 9) Запуск первого в мире искусственного спутника
10) 1961 г. 10) Избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС
11) 1962 г. 11) Избрание президентом СССР М.С. Горбачева
12) 1964 г.   12) . Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР
13) 1965 г. 13) Карибский кризис
14) 1968 г. 14) Космический полёт Ю. А. Гагарина
15) 1972 г.   15) Летние Олимпийские игры 1980 в Москве
16) 1977 г. 16) Массовая реабилитация жертв репрессий
17) 1979 − 1989 гг. 17) Начало освоения целины
18) 1980 г. 18) Начало возвращения национальных автономий
19) 1982 г. 19) Отстранение Н. С. Хрущёва от власти. Руководителем страны становится Л. И. Брежнев
20) 1984 г. 20) Принятие брежневской Конституции СССР
21) 1985 г. 21) Поиск путей развития, гласность, реформы в рамках существующей политической системы
22) 1985 − 1988 гг. 22) Реформирование политической системы
23) 1986 г. 23) Смерть Ю.В. Андропова, приход к власти К.У. Черненко
24) 1988 − 1990 гг. 24) Смерть Л. И. Брежнева, приход к власти Ю.В. Андропова
25) 1988 г. 25) Смерть К.У. Черненко, приход к власти М.С. Горбачева
26) 1989 гг. 26) Техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС
27) 1990 − 1991 гг. 27) Участие СССР в подавлении Пражской весны
28) 1990 г. 28) Учреждение Съезда народных депутатов СССР
29) 1990 г. 29) Экономическая реформа А. Н. Косыгина
30) 1990 г. 30) I Съезд народных депутатов СССР
31) 1991 г. 31) I Съезд народных депутатов РСФСР

Запишите ответ

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)
                   
11) 12) 13) 14) 15) 16) 17) 18) 19) 20)
                   
21) 22) 23) 24) 25) 26) 27) 28) 29) 30) 31)
                     

2. Соотнесите название политики с политикой (государствами) ее проводившими и её характеристикой

Название политики Политики и (или) государства, проводившие политику Характеристика политики
а) Перестройка 1) СССР, США 1) Либерализация режима, ослабление тоталитарной власти, появление некоторой свободы слова, относительная демократизация политической и общественной жизни, большая свобода творческой деятельности, ограниченная реабилитация жертв репрессий.
б) Политика гласности 2) СССР, М.С. Горбачев 2) Направленность на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Отношения приобретали все более конструктивный характер. Прошло общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ряд соглашений между Советским союзом и Соединенными штатами Америки.
в) Политика разрядки 3) СССР, США, Великобритания, Франция, др. страны соц. лагеря и кап. лагеря 3) Политика коренного преобразования общественного сознания, направленная на развитие демократии и окончание холодной войны. Политические и экономические реформы, в ходе которых резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма.
г) «Оттепель» 4) СССР, М.С. Горбачев 4) Политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Участившиеся разоблачения все чаще касались системы в целом. Свобода публикации и театральных постановок произведений.
д) «Холодная война» 5) СССР, Н.С. Хрущев 5) Состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой велась гонка вооружений, применялись экономические меры давления, осуществлялась организация военно-стратегических плацдармов и баз.

Запишите ответ

а) б) в) г) д)
         
         

3. В каком году была образована Организация Варшавского Договора

1) 1953 г.

2) 1954 г.

3) 1955 г.

4) 1955 г.

4. Что явилось пиком противостояния между системами капитализма и социализма

1) «Карибский кризис» 1962 г.

2) позиция СССР по германскому вопросу

3) проблема отношений с государствами «третьего мира»

4) введение войск СССР в Венгрию

Наши рекомендации