Бихевиористский научный подход

Бихевиористский научный подходкак одна из областей гуманистического менедж­мента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Его корни уходят в социологию, психологию, антропологию, эко­номику и другие дисциплины. Главная задача приверженцев бихевиоризма — иден­тификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде. Элементы этого подхода можно обнару­жить практически в любой компании. Когда, например, General Electric выбирает, какие тесты, виды интервью и характеристики личности использовать при найме но­вых работников, она опирается на методы науки о поведении. В Emery Air Freight использование теории подкрепления позволяет усовершенствовать систему стимули­рования работников и улучшить выполнение многих операций. В Westinghouse при обучении новых менеджеров методам мотивации персонала используются теории и открытия, сделанные в ходе поведенческих исследований.

В соответствии с бихевиористским научным подходом отношение современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано под влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникации, лидерство, а так­же общие принципы управления людьми.

На протяжении всей этой книги мы будем говорить о теориях бихевиоризма и ИХ практическом применении. Во вставке «Из первых уст» вы познакомились с различ­ными концепциями менеджмента; многие из них возникли и развивались под влияни-


|-лава 2. Исторический обзор

ем бихевиористского научного подхода. Обратите внимание на рост числа концепций в 1970-х—1980-х гг., что во многом связано с усилением конкуренции в глобальном масштабе, подстегивающем интерес к новым методам управления. Можно с уверенно­стью предположить, что развитие новых методов будет продолжаться и в будущем.

Менеджмент как наука

Вторая мировая война послужила катализатором дальнейшего ускоренного развития теории и практики процессов управления. Чрезвычайно сложные проблемы поддер­жания благосостояния всего мира побуждали ученых и менеджеров к дальнейшим изысканиям, внедрению более сложных методов руководства. Менеджментстал рассматриваться как наука.Новое направление отличалось от предшествующих широким применением в принятии управленческих решений математических и стати­стических методов и других количественных дисциплин. Во время войны были созда­ны группы, включающие в себя математиков, физиков и других ученых, призванные решать проблемы, которые зачастую сводились к задачам быстрого и эффективного перемещения больших объемов материалов и людей (весьма актуальным и для круп­ных коммерческих организаций). Впоследствии результаты деятельности этих групп послужили фундаментом новой концепции менеджмента, получившей известность как исследование операций (построение математических моделей и применение дру­гих методов количественного анализа для решения проблем управления).

Под операционным менеджментом сегодня понимают область менеджмента, не­посредственно связанную с процессами и технологиями производства товаров и ус­луг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менедж­менту широко используют математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массово­го обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безу­быточности.

Относительно новой областью менеджмента являются управленческие инфор­мационные системы, призванные своевременно и эффективно (с точки зрения затрат) обеспечивать менеджеров необходимыми им данными и сведениями. Полномасштаб-эе развитие управленческих информационных систем связано с созданием быстро-еиствующих компьютеров и их сетей; потенциал этого направления только пред­стоит раскрыть.

Во многих современных организациях имеются отделы, состоящие из специалис-ю научным принципам управления, которые решают всевозможные, допускаю-

ie применение количественного анализа задачи. Когда для минимизации издержек Ранения запасов в сети универмагов Sears используются компьютерные модели, это

'ачает, что торговая компания применяет количественный подход к менеджменту. 'Налогичное утверждение справедливо и в отношении компании А Т&Т, в которой

Целью ускорения разработки новых систем связи было внедрено сетевое планиро­вание.



Часть 1. Введение в менеджмент

Глава 2. Исторический обзор





Многие организации весьма эффективно используют такой специфический ме­тод менеджмента, как теория массового обслуживания, предполагающий использова­ние математического аппарата для минимизации времени ожидания клиентов в оче­редях. Она применялась, например, для анализа движения автотранспорта через туннель Линкольна в Нью-Йорке, расчета числа пунктов оплаты проезда на платных дорогах. На основе этой теории была создана система единой очереди ко всем кас­сирам, широко применяемая в банках. В больнице Wesley Long Community Hospital (штат Северная Каролина, США) с помощью теории массового обслуживания был проведен анализ измерительного оборудования, применяемого в беспроводных мо­ниторах сердечной активности, что позволило приобрести ровно столько измеритель­ных систем, сколько необходимо для контроля за пациентами, не потратив ни едино­го лишнего цента из весьма ограниченного бюджета8.

Современные дополнения

Менеджмент по своей природе является сложным и динамичным процессом. Неко­торые рассмотренные нами элементы различных направлений, концепций, подходов широко используются и по сей день. Превалирующими остаются принципы гуманис­тического менеджмента, но и они претерпевают в последнее время существенные из­менения. Двумя основными дополнениями к этим принципам являются теория систем и ситуационный подход.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

Система — это набор устремленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов или частей. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает новые ресурсы во внеш­ний мир. Под теорией систем понимают развивающуюся в рамках гуманистического менеджмента концепцию, в которой организации рассматриваются как открытые сис­темы, характеризующиеся энтропией, синергизмом и взаимозависимостью подсистем. В соответствии с теорией деятельность организации описывается в терминах входя­щих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внеш­ней среды. Входящие ресурсы — это материалы, финансы, люди, информация и дру­гие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. Под процессом трансформации понимается использование менеджментом организации производ­ственных технологий для превращения входящих ресурсов в выход, т. е. готовые това­ры и услуги. Обратная связь — это информация о полученных организацией резуль­татах, во многом определяющая последующий выбор входящих ресурсов. Внешняя среда организации включает в себя социальные, политические и экономические силы. Некоторые идеи теории систем оказали значительное воздействие на управленче­ское мышление, и прежде всего, такие научные категории, как открытая и закрытая система, энтропия, синергизм и взаимозависимость подсистем.

Функционирование открытой системы предполагает ее взаимодействие с внеш­ней средой; закрытой системе этого не требуется. В классическом и послевоенном научном менеджменте организации обычно рассматривались как закрытые системы, что позволяет упростить проблему и эффективно использовать методы количествен­ного анализа (отсутствие внешних воздействий). Очевидно, что в действительности каждая организация является открытой системой, а игнорирование факторов внеш­ней среды может стать одной из причин ее фиаско. Энтропия — универсальное свой-тво всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти. 1 отсутствие поступающих из внешней среды ресурсов и энергии система рано или >здно «погибает». Организации должны осуществлять непрерывный мониторинг ВДы, в которой они находятся, подстраиваться к происходящим в ней переменам и зстоянно находить новые ресурсы. Задача менеджмента заключается в организации кого взаимодействия компании и среды, которое позволяет уменьшить энтропию, понятие синергизма означает, что система как единое целое дает больший выход, гем каждый ее элемент по отдельности. Организация предполагает появление новых,




Часть 1. Введение в менеджмент глава 2. Исторический обзор

ранее не существовавших функций — управления, производства, координации дей­ствий. Подразделения организации, работая совместно, могут добиться большего, чем если бы они вели самостоятельную деятельность. Понятие подсистем приме­няется в отношении частей единой системы, функционирование которых зависит друг от друга, когда изменение какого-то одного элемента организации неизбежно затра­гивает и другие. Управление организацией осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компа­нии. Решения, не учитывающие воздействия на подсистемы, принимаются лишь в крайних случаях. Вот что вышло из решения убрать часы из помещений канадского завода компании Alcan Aluminum.

КОМПАНИЯ ALCAN ALUMINUM

Менеджер по персоналу компании предложил убрать из рабочих помещений настенные часы. Его инициатива'не встретила возражений, но через несколько месяцев менеджмент столкнулся с неожиданными проблемами: участились опоздания на работу, сотрудники слишком рано покидали рабочие места или подолгу задерживались на обеде.

Начальники участков получили задание фиксировать время прихода и ухода работни­ков, а также применять в случае необходимости дисциплинарные взыскания, что привело к обострению отношений между менеджерами и сотрудниками. В конечном итоге директор завода принял решение об ослаблении контроля, тем более что линейные менеджеры не справлялись с его осуществлением.

Очевидно, что такая простая вещь, как настенные часы в рабочих помещениях, оказыва­ла воздействие на различные элементы организации: на показатели опозданий работников и интенсивность трудовых усилий, уровень контроля со стороны менеджмента, взаимоот­ношения между рабочими и менеджерами и даже на частоту проверок. Организация оказа­лась гораздо более сложной системой, чем она представлялась менеджеру по персоналу9.

СИТУАЦИОННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

В классическом менеджменте господствовала идея универсальности: предполага­лось, что эффективная в какой-то организации концепция управления (будь то стиль лидерства или бюрократическая структура) будет не менее действенна и в другой. Развивая данный принцип, мы должны признать существование единственного, «наи­лучшего» метода управления для всех организаций. В деловом мире, однако, широ­кое распространение получили альтернативные воззрения, или принцип конкретных обстоятельств, когда возникшие в определенный момент времени в организации факторы рассматриваются как уникальные (в учебниках такие ситуации рассматри­ваются как «случаи из практики», «практикумы»). Но универсальных принципов не существует, а обучение менеджменту предполагает анализ большого числа всевоз­можных ситуаций. В каждом новом случае менеджер должен принять решение о применении наиболее эффективных воздействий.

Ситуационные воззрения объединяют эти две идеи и дополняют принципы гума­нистического менеджмента. Ее приверженцы придерживаются мнения о том, что успешное решение возникающих в организациях проблем зависит от способное?! менеджеров идентифицировать основные характеристики сложившейся ситуаций (см. рис. 2.2). Практическое применение идеи универсальности чревато, к примеру! тем, что предложенная консультантом система управления по целям, прекрасно заре'

Рис. 2.2.Менеджмент и ситуационные воззрения

комендовавшая себя в сфере образования, оказывается неэффективной в производ­ственной фирме. Руководствуясь теми же соображениями, государство может ус­тановить одни и те же «правила игры» и для благотворительных фондов, и для профсо­юзов. А как бы вы оценили действия крупной корпорации, которая приобрела сеть ресторанов и внедряет в ней новую систему учета только потому, что она доказала свою эффективность в принадлежащих той же компании финансовых институтах? В соответствии же с ситуационными воззрениями действенные в определенных об­стоятельствах методы отнюдь не обязательно демонстрируют столь же высокие результаты в других условиях. Таким образом, в соответствии с рассматриваемой нами концепцией задача менеджеров состоит в идентификации определяющих конкретную ситуацию факторов. Знание менеджерами наиболее важных элементов своих органи­заций позволяет им выработать наиболее адекватные обстоятельствам решения.

Одним из важнейших ситуационных факторов является отрасль, в которой опери­рует организация. Управление предприятиями в находящихся на стадии роста от­раслях существенно отличается от управления компаниями в отраслях стабильных. Можно выделить и иные ситуационные факторы: новые производственные техноло­гии, культуры разных стран.

Наши рекомендации