Отмена крепостного права в беларуси 2 страница
Помещики, чиновники и офицеры, которые по наследству получали поместья, относились к дворянскому сословию. Однако и они в большинстве своем (9261 из 9929 помещиков Северо-Западного края — 1862 год) были польского происхождения. Лишь незначительный процент дворянства составляли выходцы из России и Прибалтики, а также татары. Традиционно, пренебрегая фактом существования белорусов, царские власти подразделяли дворян на русских (православных) и поляков (католиков).
Чтобы подорвать экономическое и политическое влияние польской шляхты в западных губерниях, царское правительство в 1864 году ввело новые правила подтверждения дворянства. Для доказательства дворянства необходимо было предоставить за 3 года документы, подтверждающие право владения землей с крестьянами, либо принадлежность к шляхетскому сословию во времена Речи Посполитой. Подавляющее большинство мелкой шляхты (более 200 тысяч человек) таких документов не сумело предоставить, а это автоматически переводило их в разряд однодворцев или граждан.
Поскольку главной движущей силой восстания 1863 года была шляхта, то царское правительство жестоко расправилось с его участниками. Поместья повстанцев конфисковывались, а их владельцы ссылались в Сибирь. Были предусмотрены меры и по замене польских землевладельцев выходцами из России. 10 декабря 1865 года Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний предлагалось в течение 2-х лет продать или обменять свои земли. Покупать же эти земли могли только православные. Лицам «польского происхождения» (католикам) это запрещалось.
Вскоре помещики попытались использовать лазейку, переходя из католицизма в православие. Но министерство государственных имуществ 10 апреля 1869 года издало распоряжение, в соответствии с которым только потомки перешедших в православие считались русскими и имели право сохранять свои земли.
С целью привлечения в западные губернии большего количества русских землевладельцев и чиновников была предусмотрена целая система льгот.
На льготных условиях им выдавалась ссуда, право на винокурение, продавалась конфискованная земля, предусматривалась 50%-ная надбавка к жалованию.
Политика замены местных чиновников-католиков на русских, гарантированные льготы приезжим сделали Северо-Западный край привлекательным для многих желающих быстро разбогатеть.
После восстания в западных губерниях некоторое время сохранялось военное положение. Действовали следственные комиссии и суды. Продолжались аресты участников восстания, в большинстве своем лиц польского происхождения. Закон о военном положении запрещал лицам мужского пола, кроме крестьян, уда-
пяться с места жительства более чем на 30 верст без разрешения местных властей. Польская шляхта лишалась возможности отмечать даже семейные праздники, так как существовал запрет собираться вместе нескольким человекам. По каждому малейшему поводу накладывался штраф. Местная администрация в этом деле до того преуспела, что регулированием штрафов вынужден был заниматься преемник Муравьева на посту виленского генерал-губернатора Кауфман. В 1866 году им был составлен перечень «проступков», подлежащих штрафованию: употребление польского языка в общественных местах и в официальной переписке, ношение траура, различных польских отличий, неуважительное отношение к православной церкви, ее духовенству и так далее.
С целью вытеснения польской шляхты из Западного края царизм использовал так называемую « сарматскую теорию». Согласно ей происхождение польской шляхты исходило от кочевников-сарматов, которые с незапамятных времен подчинили себе поляков-славян и превратили их в крестьян. Ликвидируя сарматскую шляхту, царизм, таким образом, представлялся спасителем поляков-славян и объединителем всех славянских народов под скипетром русского самодержавия.
Относительно «белорусского вопроса» царское правительство вело себя неоднозначно. Белорусский народ, в основе своей крестьянство, подлежал русификации. Во время восстания царизм заигрывал с крестьянами: ликвидировал временнообязанное состояние, снизил на 20% ежегодные выкупные платежи, наделил безземельных крестьян 3-мя десятинами земли. Чиновники и служители православной церкви натравливали крестьян на польских помещиков, разжигали ненависть к полякам. Имели место случаи, особенно в восточной части Белоруссии, когда крестьяне вместе с царскими войсками нападали на отряды повстанцев, следили за польскими помещиками, докладывали властям об их действиях и так далее. Использовались даже подкупы за доносы.
После поражения восстания правительство ужесточило русификаторскую политику, а выступления белорусских крестьян часто подавлялись войсками. С целью усиления русского влияния на местное православное население и воспитания верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство разработало свою стратегию. Особое внимание было обращено на начальную школу. В большей степени, чем в центральных губерниях, она ставилась под контроль православной церкви. Школа и церковь были призваны воспитывать детей-белорусов в духе покорности, верности монархии, содействовать русификации края. Исходя из этого создавались программы» подбирались учительские кадры. В конце 60-х годов в начальных классах школ 5 западных губерний, помимо учителей, преподавание вели 580 священников, 93 диакона и причетника, 116 выпускников духовных семинарий.
Преподавание велось на русском языке. Белорусский язык, как и польский, вытеснялся из сферы употребления. Куратор Виленского округа, ссылаясь на «несовершенство» и «бедность» белорусского языка, настаивал на полной бессмысленности «печатать книги на белорусском диалекте». Во второй половине ХIХ века не было издано ни одной книги на белорусском языке.
Власти закрыли все дворянские училища и гимназии, за исключением губернских городов. Эти учебные заведения готовили, в основном, чиновников для государственной службы и были, по мнению властей, рассадниками польских идей. Поэтому доступ в них детей польской шляхты был ограничен. В гимназиях и училищах запрещалось употребление польского языка, конфисковывались польские книги из библиотек, запрещалось издание и использование польских учебников.
В «русском духе» предусматривалось и развитие женского образования. Обучение и воспитание в женских учебных заведениях строилось с таким расчетом, чтобы их выпускницы в будущем воспитывали детей в верноподданническом духе и влияли в этом направлении на своих мужей — местных чиновников и помещиков.
Борьбе с полонизацией служило также искусственное сдерживание развития высшего образования в крае. Выходцы из северо-западных губерний должны были обучаться в высших учебных заведениях России и после окончания учебы трудоустраиваться там, так как на родине их на работу не принимали.
Дискриминационные меры предпринимались также в области культуры и религии. В Северо-Западном крае запрещалось издание любой литературы на польском языке, кроме молитвенников, многие из них передавались в ведение православного духовенства. Под видом политической борьбы власти вмешивались во внутренние дела костела. Православная церковь стала занимать господствующее положение. Ей отводилась главенствующая роль в воспитании белорусского крестьянства в духе «православия, самодержавия, народности». Многие крестьяне-католики насильственно переводились в православие.
В конце 60-х годов царизм вынужден был внести некоторые изменения в свою политику в Северо-Западном крае. Этому способствовало ряд причин. Потерпели неудачу усилия по подрыву польского землевладения. К 1869 году все конфискованные земли были проданы, а оснований для новых конфискаций не появилось. К тому же польское дворянство решило отойти от прямой конфронтации с царизмом, чтобы сохранить свое имущественное положение и подготовиться к будущей борьбе за независимость. Учитывая ситуацию в крае, царское правительство решило ориентироваться не только на русское и немецкое (остзейское) поместное и служилое дворянство, но и на благонадежную часть польских помещиков. Постепенно в течение 1866 — 1870 годов было отменено военное положение. В конце 70-х годов в северозападных губерниях было создано общество сельских хозяев, потребность в котором испытывали местные землевладельцы. Однако его деятельность строго регламентировалась. Запрещалось обсуждать вопросы, выходящие за рамки сельскохозяйственных отношений.
Под влиянием этих изменений дворянство белорусских губерний начало проявлять лояльность к русскому самодержавию. Свидетельством тому было относительное спокойствие в регионе в период подъема народнического движения. Но, несмотря на это, царизм не пошел на значительное расширение прав шляхты. Допускались только некоторые послабления, в частности, замена русских предводителей дворянства местными помещиками из числа православных. В качестве исключения назначались на эти должности и помещики-поляки, но только после тщательной проверки на предмет политической благонадежности. Местному католическому дворянству в обход существующих циркуляров разрешалось также поступать на службу в губернские и уездные учреждения.
Перемены в отношении к местному дворянству коснулись также польской культуры и католического костела. Власти стремились избегать действий, которые могли быть расценены как гонения на католицизм, вмешательство во внутренние дела костела. Полиции поручалось только вести надзор за служителями культа и докладывать об этом начальству. Запрещался насильственный перевод из католицизма в православие. Но закрытие костелов продолжалось. Для этого, правда, искали более веские причины: ветхость зданий, например, отсутствие верующих-католиков и так далее.
Не дал ожидаемого результата и запрет на издание и распространение польской литературы. С 1869 года в западных губерниях начали издавать книги на польском языке.
Эти небольшие отступления не привели к существенным изменениям в положении католической шляхты на территории Белоруссии. Здесь, как и ранее, с нее продолжали взимать контрибуцию. За счет этих средств строились церкви, осуществлялись выплаты жандармским командам, 50%-ные надбавки присланным из России чиновникам. Контрибуционные выплаты были отменены только в 1897 году.
В конце 70 — начале 80-х годов царизм вновь ужесточил свою политику по отношению к полякам. Это было вызвано недоверием и подозрительностью по отношению к польскому дворянству. Исходя из официальной установки, новый виленский генерал-губернатор Коханов провел чистку государственных учреждений. В 1884 — 1885 годах большинство поляков были уволены с государственной службы, на их место пришли русские чиновники. Это коснулось и предводителей дворянства. Дворянскому банку было запрещено выдавать кредиты землевладельцам католического вероисповедания.
Дискриминационную политику осуществлял царизм в Белоруссии и по отношению к еврейскому населению. В 1882 году евреям было запрещено селиться за пределами городов и местечек, арендовать и покупать землю. В начале 90-х годов в Белоруссию
были выселены евреи из городов Центральной России, в результате чего возникла искусственная перенаселенность белорусских городов. Евреев не принимали на работу в государственные учреждения, полицию, на офицерские должности в армии, на железнодорожный транспорт. Существовала и процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения.
Реформа 1861 года ликвидировала главное препятствие на пути капиталистического развития России — крепостное право. Но этого было недостаточно. Чтобы двигаться вперед, необходимо было осуществить другие реформы государственно-политического устройства страны. И они были проведены. В 60 — 70-е годы правительство Александра II приняло ряд постановлений о проведении таких реформ: земской, судебной, городской, военной, в области просвещения и печати.
Самой радикальной из них была судебная реформа. Новые судебные уставы, которые были приняты 20 ноября 1864 года, решительно порывали с существовавшим ранее в России судебным уставом. Новый суд строился на бессословном принципе, объявлялся открытым (публичным) и независимым от правительства. В уездах вводились мировые суды и съезды мировых судей, в губерниях — окружные суды. Криминальные дела в окружных судах рассматривались при участии представителей общественности — присяжных заседателей, которые независимо от мнений судей выносили решение о том, виновен подсудимый или нет. Учитывая их решение, представитель и два члена суда определяли меру наказания или освобождали подсудного. Для оказания юридической помощи подсудным был создан институт присяжных поверенных (адвокатов), которые не находились на государственной службе и не зависели от правительства. Мировые судьи (низшая судебная инстанция) избирались уездными земскими собраниями.
В Белоруссии и Литве судебная реформа началась только в 1872 году с введения мировых судов. Но поскольку здесь отсутствовали земства, то мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции и целиком зависели от него. Окружные суды с присяжными заседателями были введены в западных губерниях в 1882 году. При этом власти сохранили за собой право утверждать, а в сущности, формировать списки присяжных заседателей. Для рассмотрения мелких гражданских и криминальных дел крестьян сохранялся сословный волостной суд, введенный реформой об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года.
Земская реформа, принятая 1 января 1864 года, предусматривала создание в уездах и губерниях избираемых учреждений для руководства местным хозяйством, народным просвещением, медицинским обслуживанием населения и другими Делами неполитического характера. В Белоруссии в связи с восстанием 1863 — 1864 годов вводить избираемые учреждения царизм не решился. Политика недоверия к местным польским помещикам продолжалась вплоть до 1911 года, когда в восточных губерниях Белоруссии были созданы земства, и то по специальному избирательному закону.
С опозданием на 5 лет в Белоруссии была проведена и городская реформа (принята в 1870 году, а ее осуществление началось в 1875 году). Она основывалась на буржуазном принципе всеобщих выборов органов управления в городах (городской думы и городской управы) согласно имущественному цензу. Избирательное право предоставлялось всем плательщикам городских налогов — собственникам земли, домов, торговых учреждений и промышленных предприятий. Они делились на три избирательные курии. К первой курии относились наиболее богатые горожане, которые платили третью часть от общей суммы налогов, ко второй — средняя прослойка, на которую также приходилась третья часть налогов, и к третьей — все остальные. Каждая курия избирала треть депутатов (гласных) городской думы. Таким образом, в думе большинство составляли представители крупной и средней буржуазии. Дума избирала свой исполнительный орган — городскую управу во главе с городским головой. Органы городского самоуправления занимались вопросами благоустройства городов, развития коммунального хозяйства, торговли, промышленности, транспорта, охраны здоровья, народного образования и другими. Их деятельность регулировалась государственными органами — губернскими по городским делам учреждениями, подчиненными губернаторам.
Реформирование армии в России началось в 1862 году, когда были созданы 15 военных округов и сокращен срок службы до 7— 8 лет. Однако сословный принцип комплектования армии был отменен только в 1874 году. Все мужчины, достигшие 20 лет, должны были служить в армии, за исключением коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и Севера. Срок службы с этого времени сокращался до 6 лет в сухопутных войсках и до 7 лет — на флоте. Срок службы зависел и от ступени образования. Для лиц с высшим образованием срок службы определялся в 6 месяцев, окончившим гимназии — в 1,5 года, городские училища — 3 года, начальные школы — 4 года.
Буржуазный характер носили также школьная (1864 года) и цензурная (1865 года) реформы. Школа провозглашалась всесословной, увеличивалось количество начальных школ, вводилась преемственность различных ступеней обучения. Общее среднее образование давали классические и реальные семиклассные гимназии. В первых много времени уделялось изучению латинского и греческого языков, в других, вместо языков, по углубленной программе изучались математика и природоведение. Выпускники классических гимназий имели право без сдачи экзаменов поступать в университеты, а реальных гимназий — в технические институты. В 1871 году реальные гимназии были ликвидированы и вместо них созданы реальные шестиклассные училища, в которых резко сокращалось преподавание общеобразовательных дисциплин и больше внимания уделялось изучению прикладных, чисто технических. Выпускники этих училищ уже не могли поступать без вступительных экзаменов в технические вузы, а прием их в университеты был вообще запрещен. С этого же года в классических гимназиях прекращалось преподавание природоведения, сокращалось на 50% количество часов по литературе и истории и пропорционально увеличивалось время на изучение древних языков. Эти меры носили явно реакционный характер.
В отличие от центральных губерний России в Белоруссии не было земских школ, и общественность не допускалась к руководству народным образованием. Поэтому здесь не действовало и российское «Положение о начальных народных училищах» 1864 года. Для Белоруссии и Литвы были выработаны специальные «Временные правила для народных школ». Согласно им в каждой губернии создавались дирекции народных училищ и училищные советы из числа чиновников, которые осуществляли надзор за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей, давали разрешение на открытие новых школ. Распоряжением министерства просвещения от 6 января 1864 года учащимся запрещалось в учебных заведениях разговаривать на родном (не русском) языке.
В результате цензурной реформы 1865 года несколько расширились возможности печати, прежде всего, столичной. Произведения больших объемов, а также все издания научных учреждений могли печататься без предварительной цензуры. Строго ограничивалась выдача разрешений на новые периодические издания. В Белоруссии до середины 80-х годов не давали разрешения на издание независимых от властей газет. Первым и на долгое время единственным таким изданием была газета «Минский листок» (1886 — 1902 гг.).
Реформы 60 — 70-х годов XIX века привели к значительным изменениям в политической жизни России и Белоруссии. Был сделан шаг вперед на пути превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Вместе с тем они несли в себе пережитки крепостничества, были непоследовательными и ограниченными. Большие изменения и опоздания, с которыми проводились реформы в Белоруссии, придавали им еще более ограниченный и непоследовательный характер в сравнении с другими регионами России.
После убийства народовольцами императора Александра II в 1881 году во внутренней политике России произошли значительные изменения. В руководстве государством верх взяли реакционные силы, реформы 60 — 70-х годов начали оцениваться как «фатальные ошибки». 14 августа 1881 года было введено в действие «Положение о мерах по охране государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому любая местность и в_ любое время могла быть объявлена на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Согласно положению любой житель местности мог быть арестован по распоряжению местной администрации сроком до 3 месяцев или подвергнут штрафу до 3 тысяч рублей. Власти имели право конфисковать имущество и направлять виновных в ссылку в отдаленные губернии, закрывать учебные заведения, торговые учреждения и промышленные предприятия, органы печати.
Начали пересматриваться и реформы 60 — 70-х годов. Первые контрреформы коснулись народного образования. В 1884 году церковно-приходские школы были переведены в подчинение синоду, а в 1887 году в гимназии было запрещено принимать детей прислуги, возчиков, мелких лавочников и так далее. В 1882 году был установлен также жесткий контроль за газетами и журналами, многие из них были закрыты.
Попыткой реставрации крепостнических порядков было введение в 1889 году института земских начальников. На эти должности назначались дворяне, они имели право вмешиваться в решения сельских собраний, подвергать крестьян различным наказаниям. Правда, в Белоруссии из-за боязни влияния польских помещиков закон о земских начальниках царские власти ввели только в 1900 году и только в пределах Витебской, Могилевской и Минской губерний. В 1892 году было введено также новое «Городское положение», которое резко повышало имущественный ценз при выборах органов городского самоуправления и усиливало над ними контроль со стороны правительственной администрации.
Таким образом, из-за половинчатости и непоследовательности буржуазных реформ второй половины XIX века кризисные явления в государственно-политическом строе России не были ликвидированы. Они были одной из причин недовольства населения и роста революционного движения, а после и первой революции.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БЕЛАРУСИ В 60 — 90-е гг. XIX в.
Отмена крепостного права открыла благоприятные возможности для развития капиталистических отношений как в промышленности, так и в сельском хозяйстве Белоруссии. Но формирование капитализма в сельском хозяйстве могло идти двумя путями. Первый путь предполагал медленную эволюцию помещичьего хозяйства в буржуазное, сохраняя долгое время феодальные черты. Классическим примером такого развития была Пруссия. Отсюда и название — «прусский» путь.
Второй путь был характерен для США. Он предусматривал создание свободных фермерских хозяйств, не испытывающих никаких феодальных ограничений. Он получил название «американского».
Более прогрессивным был второй путь, но для его реализации необходимы были соответствующие условия, в первую очередь ликвидация помещичьего землевладения. Однако реформа 1861 года была проведена в интересах помещиков. Они сохранили за собой большую часть земли. В 1877 году, по данным первой всероссийской поземельной переписки, помещикам в белорусских губерниях принадлежало 50,3% земли, крестьянам — 33,4%, казне, церкви и различным ведомствам —12,2%. Буржуазное по своему происхождению землевладение (купчая земля) составляло только 5,1% от общей земельной собственности. Это обусловило преимущественно «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве Белоруссии.
Помещичье землевладение в Белоруссии и после отмены крепостного права носило латифундиальный характер (более 500 десятин на одного владельца). В том же 1877 году на долю латифундий припадало 88,6% помещичьей земли, или 46,7% общей земельной площади. Многие помещики владели десятками крупных имений и сотнями тысяч десятин земли. Графу Витгенштейну, например, принадлежало около 1 млн. десятин, князю Радзивиллу — 150 тысяч, графу Потоцкому — 121 тысяча, князю Паскевичу — 84 тысячи десятин. Доля мелких и средних имений в помещичьем землевладении Белоруссии была незначительной, и они не играли существенной роли в сельскохозяйственном производстве.
После отмены крепостного права не все белорусские помещики смогли приспособить свои хозяйства к новым условиям. Подавляющее большинство из них не имели необходимого инвентаря, рабочего скота, удобрений. Не хватало также навыков хозяйствования в рыночных условиях. Не было еще и класса наемных рабочих, он только начинал складываться из разоряющихся слоев крестьянства.
Чтобы дать возможность помещикам приспособить свои хозяйства к рынку, предусматривался 9-летний срок временнообязанного состояния крестьян, на протяжении которого они должны были выполнять дореформенные повинности. Но восстание 1863 года внесло коррективы в этот процесс. Временнообязанное состояние крестьян в Белоруссии было отменено, и помещики потеряли время на постепенную адаптацию своих хозяйств к рынку. Выручило их то, что основная масса крестьян в результате реализации реформы получила недостаточное количество земли для ведения собственного хозяйства. Более 60% крестьянских хозяйств в Белоруссии получило земельные наделы менее 15 десятин, 32% — от 15 до 20 десятин и только 8% — свыше 20 десятин. Средний размер крестьянских наделов в белорусских губерниях колебался от 8 до 12 десятин на двор.
В условиях Белоруссии, по расчетам ученых, при тогдашней культуре земледелия надел до 15 десятин не мог обеспечить крестьянину дохода, достаточного для содержания семьи в 6 — 7 душ, выплаты выкупных платежей, государственных, земских и мирских налогов и сборов. Кроме того, помещики в ходе реализации реформы сохранили за собой так называемые сервитутные зем-
ли (луга, выгоны, выпасы, водоемы, лесные угодья и так далее), без которых крестьянское хозяйство не могло обойтись. Это вынуждало крестьян идти в кабалу к помещикам: брать у них в аренду землю, сервитутные угодья, натуральные и денежные кредиты. За все это они рассчитывались с помещиками отработками, обрабатывали их земли своим инвентарем и рабочим скотом. Это на первых порах значительно облегчило положение помещиков и дало им возможность держать свои хозяйства на плаву.
Отработки (в основе своей дореформенная барщина) в первые пореформенные десятилетия наибольшее распространение получили в Могилевской и Витебской губерниях, где товарно-денежные отношения в помещичьих имениях были слабо развиты в дореформенные годы. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях преобладала капиталистическая система землевладения. Многие помещики этих губерний имели уже свой инвентарь, рабочий скот, удобрения, использовали труд наемных рабочих. Это объясняется тем, что товарно-денежные отношения в помещичьих имениях этих губернии были высоко развиты и в дореформенный период. Они поэтому легче и быстрее приспособились к рыночным условиям.
Ведущее место в хозяйствах помещиков в первое пореформенное двадцатилетие занимало производство зерна. В 70-е годы, по сравнению с 50-ми, валовый сбор зерна увеличился на 62,6%. Во второй половине 70-х годов Белоруссия стала одним из важных районов Российской империи по экспорту зерна. В 1878 году из Белоруссии было вывезено 20,5 млн. пудов зерна. За границу вывозились рожь, овес, ячмень, ввозилась пшеница.
Под воздействием развивающихся товарно-денежных отношений в помещичьих хозяйствах начали внедряться многопольные севообороты, использоваться сельскохозяйственные машины. В Минской губернии, например, в конце 70-х годов уже почти в 20% имений применялись многопольные севообороты, машины и усовершенствованные орудия труда. Постепенно товарный характер приобретали животноводство и льноводство, но уровень развития капитализма в помещичьих имениях в 60 — 70-е годы был еще невысок. Помещичьи хозяйства совершали только первые шаги в этом направлении.
В систему капиталистических отношений постепенно втягивалось и крестьянское хозяйство. Основным направлением в его развитии было также производство зерна. Во второй половине XIX века крестьяне Белоруссии давали уже четвертую часть товарного зерна, три четверти товарного льна, значительную часть картофеля, мясного и молочного животноводства. Но, несмотря на развитие капиталистических отношений, крестьянское хозяйство в целом оставалось отсталым. В нем использовались преимущественно устаревшие орудия труда — деревянные соха и борона. Зерновые и травы убирались вручную, серпами и косами. Преобладала трехпольная система земледелия.
Развитие производительных сил в крестьянском хозяйстве сдерживалось многочисленными пережитками крепостничества. Кроме крупного помещичьего землевладения, различных податей и повинностей, к ним относилось сохранение в некоторых губерниях крестьянской общины, сервитутов, черезполосица, малоземелье.
Во второй половине 70-х годов в Белоруссии насчитывалось 7,7 тысяч общин бывших частновладельческих и 17 тысяч бывших государственных крестьян. 96% всего количества дворов с общинным землевладением находилось в Могилевской и Витебской губерниях. Хотя в пореформенные годы переделы земли в общинах практически не проводились, но член общины не мог продать свою землю другому лицу без согласия всех членов общины. Это сдерживало перераспределение земельной собственности среди крестьянства, содействовало сохранению отработок и росту аграрного перенаселения деревни.
Анахронизмом крепостничества были также сервитуты. Сервитутные угодия являлись собственностью помещика, и крестьяне пользовались ими на определенных условиях. В 60 — 90-е годы XIX века ими пользовалось 50% крестьянских хозяйств.
Подлинным бедствием для крестьянских хозяйств были малоземелье и безземелье. В силу естественного прироста сельского населения шло дробление крестьянских наделов. С 1877 по 1891 годы средний крестьянский надел в Белоруссии уменьшился на одну треть. Количество безземельных дворов за 1860 —1893 года выросло почти в 2 раза и в середине 90-х годов достигло 40 тысяч. Каждое пятое крестьянское хозяйство в то время не имело лошади. Одноконные дворы составляли 43% от общего количества крестьянских хозяйств.
Малоземелье и безземелье усиливалось черезполосицей. Крестьянские наделы часто размещались не в одном участке, а в нескольких местах, порой среди помещичьих угодий. Широкое распространение черезполосица имела в западных губерниях. Она задерживала введение рациональной системы земледелия, интенсификацию крестьянского хозяйства.
Но крестьянские хозяйства, имевшие наделы в 15 и больше десятин земли, наращивали производство товарной продукции и расширяли свое хозяйство. Наиболее важным показателем этого была покупка ими земли. В1861 —1876 годах в пяти белорусских губерниях землю купили около 10 тысяч крестьян, более 4 тысяч из них приобрели от 10 до 50 десятин, 446 — от 50 до 100 десятин, 209 — более 100 десятин, 9 — более 500 десятин. В конце 70-х годов появились крестьяне, которые купили имения площадью более 1000 десятин, некоторые даже в 2400 десятин.