Субъекты и участники политического процесса
Понятия «субъект» и «участник» политического процесса не всегда тоджественны. Субъект – это активно действующий актор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики. Субъектом политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество.
Некоторые исследователи предлагают следующую классификацию субъектов политики:
1) субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивиды, электорат, мафия, военно-промышленый комплекс, торговая буржуазия и т.д.;
2) институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т.п.;
3) функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т.п.2
Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать. Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т.д. В более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т.е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники» политического процесса.
Участники политического процесса – это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом. В отличие от субъекта участник политического процесса, как правило, не имеет своих интересов и целей в политике, не проявляет повышенной политической активности и инициативы. Как уже говорилось выше, он может случайно быть вовлеченным в политические события или стать их участником по принуждению. Например, в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания). В ходе политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность, а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды рядовых участников политического процесса.
_______________
1Кривогуз И.М. Политология. – М., 2001. – С. 227.
2Коваль Б. И., Ильин М. В. Власть versus политика //Политические исследования. – 1991. – № 5. – С. 154.
Политические отношения
Политические отношения возникают в результате взаимодействия субъектов и участников политического процесса по поводу завоевания, установки и применения политической власти. Субъектами политических отношений являются отдельные индивиды, социальные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство. Политическая власть, которая проявляется во всех сферах политической жизни, является совокупным субъектом политических отношений и средством их упорядочения, организации, изменения, нормирования и пр. Характер политических отношений во многом зависит от политического режима власти.
В тоталитарном государстве это отношения строгой иерархии соподчинения и зависимости от вертикали власти. В демократическом обществе политические (властные) отношения в большей степени призваны выполнять функции управления, регулирования и контроля. Здесь наряду с вертикальными (властными) отношениями возникает масса горизонтальных связей и отношений – отношений сотрудничества, соперничества, компромиссов, диалога и т.д. Большое влияние на формирование и развитие политических отношений оказывает существующая в обществе (государстве) нормативно-правовая база, например конституция. В конституции, как правило, закреплены способы взаимодействия и пределы полномочий основных субъектов политики, указаны варианты разрешения возможных конфликтных ситуаций.
Следующим фактором, оказывающим влияние на политические отношения, является политическая культура граждан страны. Если в обществе преобладает патриархальная или подданническая политическая культура, то властвующей элите проще манипулировать людьми и формировать политические отношения, отвечающие интересам этих элит. Политические отношения зависят также от эффективности и результативности проводимой в стране политики, от поведения и деятельности тех или иных субъектов политики. Политические отношения складываются из отношений, возникающих между различными социальными слоями, общностями и этническими группами. В последние годы наблюдается рост негативного отношения большинства граждан России к богатым слоям населения, к незаконным мигрантам, выходцам с Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока. Политические отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением расстановки политических сил и тенденций развития политического процесса. Изменение положения тех или иных субъектов политики в политической системе общества становятся причиной изменения политических отношений в стране.
Политическое участие
В каждом государстве в зависимости от политического режима, уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение простых граждан в политику называется политическим участием.
Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение. Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы. Политическая деятельность – это реализация политической стратегии и тактики, осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Иными словами, это деятельность политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных, и неинституционализованных участников из общей политической деятельности полностью исключить нельзя.
Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотивационную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы, принимающих участие в том или ином политическом процессе.
Политическое участие – вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании. Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Однако в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют из-за своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям; имеется категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.
В политической теории выделяют, в частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
• стремление получить выгоду от политического участия;
• участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
• участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной политической партии, движения;
• желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
• понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
• понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
• мобилизационное участие – использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.
Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т.е. осуществляет политическое управление страной.
Исследователи делят различные виды участия на три основные типа:
1) участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
2) участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
3) девиантное участие – использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.
Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан – мобилизационная. Несанкционированные властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.
Политическое поведение
Политическое поведение – это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это го, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или ином политическом событии. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т.е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение всех этих субъектов политики неоднозначно: одни спокойно дремлют в депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону и т.д. По-разному ведут себя и участники политического события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи – спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов и участников политики подпадают под определение «политическое поведение». Иными словами, все описанные субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют в политическом событии, но каждый ведет себя по-разному.
Следовательно, политическое поведение – это способ проявления политического участия и политической деятельности. По мнению Д.П.Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-объективные отношения, это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане субъективно-объективные отношения т.е. отношения, обусловленные видом деятельности1.
Политическое поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. К их числу относятся:
• индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта или участника политического процесса. Например, В.В.Жириновского характеризуют эмоциональность, непредсказуемость, эпатаж; В.В.Путина – рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешние спокойствие;
• личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;
• адаптивное поведение – поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;
• ситуативное поведение – это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;
• поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями политического актора;
• компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть компетенции заключается в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их применять;
______________
1Зеркин Д. П. Основы политологии. – Ростов-н/Д, 1996. – С. 326.
• поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
• насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.
На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в политическую жизнь. Например, для одних участие в политических событиях – случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих – призванием и смыслом жизни, для четвертых – способом зарабатывать себе на жизнь1. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы2.