Теории лидерства (или как становятся лидером)
Существуют различные теории, объясняющие феномен лидерства. Например, теория черт объясняет природу лидерства выдающимися качествами отдельных личностей.
Сторонники ситуационной концепции склонны считать, что лидер своим «рождением» во многом обязан ситуации. Например, «нужный человек» оказался в «нужное время» в «нужном месте», т.е. сумел оценить ситуацию и не упустил свой шанс. Однако необходимо, чтобы и сам потенциальный лидер «созрел» для возникшей ситуации.
Теория конституэнтов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституэнтами (активистами, последователями, избирателями, поддерживающими данного лидера). Согласно этой теории, лидер должен ориентироваться на интересы и потребности той группы, тех социальных слоев, которые готовы его поддержать, которые в сущности и делают из него лидера.
Психологические концепции лидерства можно условно разделить на два основных направления. Согласно первому направлению в «массовом» человеке живет потребность в авторитете и покровителе. Отсутствие лидера-героя для многих становится чуть ли не трагедией. И такие люди усиленно ищут себе кумиров и порой создают героев даже из посредственных людей (3.Фрейд). Второе направление связывает феномен лидерства с существованием определенного типа личностей, предрасположенных к авторитаризму и постоянно стремящихся к власти. Нередко эти люди страдают комплексом неполноценности, и, чтобы как-то его компенсировать, стремятся проявить себя, возвышаясь над другими (Э.Фромм).
Социологические концепции объясняют феномен лидерства функциональной необходимостью социальной системы. Любая социальная структура (общность, общество) может стабильно функционировать лишь при наличии определенной системы управления. Лидер объективно является необходимым элементом управляющей системы (Т.Парсонс). Для классификации лидерства также используется предложенная М.Вебером типология политического господства, о которой говорилось выше.
Существуют и другие теории политического лидерства.
_____________
1Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики //Политические исследования. – 1991. – № 1. – С. 91.
Функции политического лидера
Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. В то же время если лидер не оправдывает возложенных на него надежд, то он может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание. Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:
1) интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основе общих целей, ценностей, политических идей;
2) определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
3) участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
4) мобилизация масс на достижение политических целей;
5) социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
6) коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных компаний;
7) легитимизация власти.
Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом, наряду с профессиональными способностями потенциального лидера, большое значение придается его моральным качествам. К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.
Лидер или вождь
Лидерство можно понимать в широком и узком смысле. Действительный лидер (в узком смысле) – это тот, кто среди многих достойных соперников, благодаря своим личным качествам, выбивается на передовые позиции и ведет за собой остальных. В широком смысле лидером нередко называют назначенного «сверху» руководителя, отнюдь не обладающего лидерскими качествами. По М.Веберу, как уже говорилось, традиционным лидером может стать бездарный королевский отпрыск, получивший титул монарха в соответствии с существующими традициями.
Пожалуй, больше всего проблем возникает при сопоставлении таких понятий, как «лидер» и «вождь». Вожди обычно правят в диких (полудиких) племенах. Вождь приходит к власти, либо получая власть по наследству, либо1 захватывая ее силой при помощи группы единомышленников и ближайших родственников. Вождь правит, опираясь на кровнородственные семейные связи, на преданных друзей, послушных холопов, то есть на узкую, замкнутую, но хорошо организованную группу. При вожде общество отождествляется с государством, политика с идеологией, воля вождя с волей народа. Здесь налицо все признаки тоталитарного государства. Власть вождя, как правило, непродуктивна, поэтому, чтобы оправдать свои неудачи и отвлечь народ от реальных проблем, он постоянно ищет внешних и внутренних врагов и мобилизует народ не на решение насущных задач, а на борьбу в этими мнимыми и реальными врагами. Вождь, как правило, правит пожизненно. Пожизненное правление выгодно как самому вождю, так и его окружению. Это залог того, что до поры не вскроются (не станут достоянием гласности) преступления и злоупотребления, которые творила правящая верхушка во главе с вождем. После смерти вождя все «грехи» можно свалить на него лично и на тех людей, которые уже недоступны правосудию. Вожди, к сожалению, – это не далекая (древняя) история наших полудиких предков. XX в. как никакой другой был богат на вождей: Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, Мао Цзедун, Ким Ир Сен, Франко и т.д. Этот список можно продолжить и ныне здравствующими и самозабвенно упивающимися своей неограниченной властью вождями.
Истоки вождизма коренятся в тоталитарной идеологии и подданническом политическом сознании широких масс. Когда в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане парламенты этих республик принимают законы о пожизненном правлении ныне действующих президентов – это верный шаг к культу личности и к появлению «великих» вождей. Возможным такое беззаконие становится потому, что народ позволяет подвластному вождю-президенту парламенту принимать такие антидемократические законы. Не отстает в своем стремлении к возрождению вождизма и российский парламент, периодически принимая законы о продлении сроков полномочий тем или иным президентам республик – субъектов РФ. Попытка продлить сроки президентских полномочий и на федеральном уровне – тоже не что иное, как культивирование вождизма.
Лидер отличается от вождя тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе постоянно доказывает свое превосходство над соперниками. Его основная черта – новаторство. Поэтому настоящий лидер ведет общество к обновлению, к прогрессу. Культ личности – тот же самый вождизм. Он возникает в результате совпадения двух основных причин:
1) бесконтрольной, безмерной концентрации власти в руках одного человека;
2) наличия патриархальной, подданнической политической культуры у большинства членов общества.
Вождями (как и лидерами) не рождаются. Их делает правящая элита с «позволения» безмолвствующего народа. И это будет продолжаться до тех пор, пока народ будет позволять недобросовестным политикам создавать вождей и править в стране по законам джунглей.