Возникновение и становление политической науки
Первые попытки понять и осмыслить политику относятся к тем далеким временам, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) формах организации общества имели религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении из своих правителей (фараонов). Согласно древнекитайскому мифу, власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа. В VI-IV вв. до н.э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и концепции философско-этического характера. В этот же период возникает и само понятие «политика» (Аристотель). В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими ее представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский. В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье и др. учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.
Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с прогрессом социологических знаний и с развитием эмпирических методов исследования. В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки. В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Следовательно, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в. В России в конце XIX – начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М.Ковалевский, Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, М.Острогорский, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.
Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Тоталитарному режиму было невыгодно обучать своих граждан политической грамотности. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени. Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.
Функции политологии
Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но есть и определенные различия. Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Политология исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое. Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить необходимые коррективы. Политология как наука может также выполнять определенные идеологические функции: формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).
Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти (1917-1985 гг.), как уже говорилось, политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми. Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец о своих личных правах и свободах, позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.
Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности. Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.
К функциям политологии относятся:
• познавательная – определенный способ познания социально-политической реальности и выявления закономерностей ее развития;
• аналитическая – оценка состояния политической системы и результативности деятельности различных политических акторов в политическом процессе;
• прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политических процессов;
• управленческая – использование результатов политических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
• инструментальная – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
• политической социализации – подготовка и интеграция (вхождение) индивида, социальных групп в политическую жизнь общества;
• идеологическая – использование политических исследований в пропаганде своих идей и критики других.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «политология».
2. Какова роль значения политологии как науки и учебной дисциплины?
3. Когда, в какие периоды времени политология становится полноправной наукой и когда – учебной дисциплиной?
4. Почему в Советском Союзе политология была под запретом?
5. Для чего необходимо изучать политологию?