Учебник по социологии и политологии
Учебник по социологии и политологии
Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. – Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования. – Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 240 с. – (Профессиональное образование).
Рецензенты: доктор политических наук, профессор кафедры истории политических учений философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова А.А.Ширинянц; зав. кафедрой социологии РХТУ им. Д.И.Менделеева, доктор философских наук, профессор С.А.Губина.
Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Кроме необходимого теоретического материала, который может быть использован для подготовки к экзаменам, семинарским занятиям и при выполнении контрольных работ, учебник содержит таблицы, схемы, словарь специальных терминов и понятий, а также список рекомендованной литературы.
Для студентов средних специальных учебных заведений, студентов вузов, в которых социология и политология не являются профильными предметами и изучаются в ограниченных объемах, а также преподавателей.
От автора
В предлагаемом вниманию читателей учебнике изложен систематический курс основ социологии и политологии. Одной из отличительных особенностей данного издания является простота и общедоступность изложения. В четких, лаконичных формулировках и определениях описываются подчас сложные для понимания социально-политические процессы и явления. Кроме того, особенностью книги является то, что все темы курса так или иначе связаны с нашей повседневной жизнью, с состоянием и развитием российского общества, политической системой России.
Особое внимание уделяется месту России в системе международных отношений. Все это значительно облегчает усвоение теоретического материала и помогает студентам лучше ориентироваться в сложных социально- политических процессах, происходящих в нашей стране и в мировом сообществе. Для проверки и закрепления приобретенных знаний в конце каждой главы приведены контрольные вопросы, в конце соответствующих разделов – список рекомендуемой литературы, а в конце работы – словарь основных терминов и понятий. Материалы учебника могут быть использованы студентами для подготовки к экзаменам, семинарским занятиям и для самостоятельного изучения курса «Основы социологии и политологии». Книга также может оказаться полезной и преподавателям для подготовки и проведения занятий по социологии и политологии.
Часть I. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Глава 1. Социология как наука
Понятие социального
Социальные отношения обусловлены взаимодействием людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей в пище, одежде, жилье, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т.д. В результате взаимодействия (неоднократного повторения тех или иных совместных действий) возникают и закрепляются социальные статусы и роли, формируются ценности и нормы, образовываются социальные институты, складывается социальная система общества или социальной общности.
Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности или группы. Отсутствие предсказуемости в деятельности и поведении людей ведет общество к дестабилизации и регрессу. Наглядным примером непредсказуемости и, как следствие, деградации общества являются события, происходившие в России в 90-е гг. XX в.
«Распределение ролей» и определенная «предсказуемость» взаимного поведения характерны и для животного мира, например обезьян, волков, львов, муравьев, пчел и др. Однако взаимодействие в животном мире носит преимущественно инстинктивный (рефлексорный) характер и направлено в основном на удовлетворение биологических потребностей и сохранение вида. В отличие от животных взаимодействие людей в основном является осознанным и направлено на удовлетворение самых разнообразных потребностей (материальных, духовных, творческих и др.).
По мнению П.А.Сорокина, социальное взаимодействие – это не только обмен информацией, но и обмен ощущениями, эмоциями, научными знаниями, культурными ценностями, опытом, накопленным многими поколениями людей1. Действуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствуют способы производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.
Социальные качества – это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т.е. социализации. Поэтому, говоря о социальном, мы как бы выделяем его из природного, биологического. Нередко в общественных науках отождествляются понятия «социальное» и «общественное».
«Общественное» – более широкое понятие, оно включает многие процессы, явления и состояния, не относящиеся к социальному, например такие, как половой
_______________
1Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М , 1992. – С. 525-527.
инстинкт, процесс деторождения, потребление с целью поддержания физического существования, различные врожденные рефлексы и т.д.
«Социальное» – это определенная часть общественного, возникающая в результате социального взаимодействия. Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений. Это связано с тем, что экономические, политические и другие виды отношений возникают в определенной сфере жизнедеятельности и по поводу определенного (частного) интереса. В них субъект деятельности присутствует опосредованно, как бы одной своей гранью, при этом являясь лишь средством развития той или иной сферы. Социальные же отношения возникают по поводу комплекса интересов и потребностей. В них субъект представлен целостно и непосредственно, всеми своими сторонами, так как предметом социального является не определенная сфера жизнедеятельности, а сам человек.
Социальные отношения – это отношения, связанные с формированием и развитием самих субъектов общественных отношений. В них человек не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности. В условиях тоталитарного государства доминирующими являются политические отношения. Это преимущественно вертикальные отношения, предполагающие господство и подчинение. С возникновением правового государства и гражданского общества социальные отношения становятся приоритетными. Этим во многом объясняется востребованность социологии в гражданском (социальном) обществе.
Объект и предмет социологии
Социология (от лат. societas – общество и гр. logos – знание, понятие, учение) – наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О.Контом (1798-1857). О.Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Однако в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со своим, отличным от других наук, предметом.
Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет социологической науки и объект и предмет конкретного социологического исследования. Объектом социологической науки в широком смысле является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания считают, что объектом социологии является гражданское общество. При этом в качестве аргумента они указывают на то, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества1.
Предметом социологической науки в широком смысле является социальная сфера (социальная жизнь) общества. Объект исследования – это некая объективная реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество является объектом исследования таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Однако каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, философия как наука по своим методам умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история – хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика – различные аспекты экономической сферы общества; политология – политические институты и отношения. Личность может стать объектом исследования таких наук, как социология, психология, антропология и др., но каждая из них в едином объекте имеет индивидуальный предмет.
Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т.д. При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей. Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта1.
Иными словами, предмет – это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования. Например, объектом исследования может быть производственная организация, а предметом исследования – социальная структура организации, мотивация труда работников, культура организации и т.д.
Функции социологии
Функция (от лат. functio) – исполнение, назначение, осуществление. Социальная функция – это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности.
_______________
1Основы социологии. Курс лекций //Отв. ред. А.Г.Эфендиев. – М., 1993. – С. 14.
Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований – выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы.
К основным функциям социологии относятся:
1) познавательная функция – определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;
2) прогностическая функция – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, социальной общности, личности;
3) функция социального проектирования и конструирования – разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;
4) организационно-технологическая функция – создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т.д.);
5) управленческая функция – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
6) инструментальная функция – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;
7) идеологическая функция – использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других.
Социология – наука объективная и беспристрастная, но недобросовестные политики и предприниматели при посредничестве продажных «социологов» могут использовать результаты социологических исследований для манипулирования общественным сознанием.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое социальное?
2. В чем отличие социальных отношений от политических, экономических и других видов отношений?
3. Что является объектом и предметом социологии в широком смысле?
4. Что является объектом и предметом конкретного социологического исследования?
5. В чем особенности социологических методов исследования?
6. На какие основные уровни принято делить структуру социологических знаний? Дайте определение и краткую характеристику каждому уровню.
7. Перечислите основные функции социологии.
Социология в России
Отмена крепостного права в России в 1861 г. способствовала быстрому увеличению темпов развития страны. Рост промышленного производства и торговли интенсифицировали миграционный процесс. Значительные изменения происходили в социально-классовой структуре общества. В новых исторических условиях социальные идеи, ранее носившие преимущественно умозрительный характер, начинали приобретать практическое значение. Под воздействием объективных внутренних факторов и под влиянием западной социологии в России во второй половине XIX в. постепенно формировалась своя социологическая школа. В значительной мере этому способствовали такие российские ученые, как Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен, Д.И.Писарев, В.В.Лесевич, П.Л.Лавров, Н.И.Кареев, А.И.Стронин и др.
В конце XIX – начале XX в. социология в России сформировалась как самостоятельная наука, которая не только отражала теории западных ученых-социологов, но и исследовала реальные проблемы российского общества. Весомый вклад в развитие социологии в этот период внесли такие российские ученые, как М.М.Ковалевский, П.И.Новгородцев, П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов, Е.И. Де Ро-берти, Л.Петражицкий, П.А.Сорокин и др. Так, М.М.Ковалевский (1851-1916) подготовил создание первого в России социологического общества, П.А.Сорокин (1889-1968) был создателем в 1919 г. первого в России факультета социологии Петроградского университета. Российская социологическая школа получила международное признание. Многие отечественные ученые принимали участие в международных социологических конгрессах.
Развитие российской социологической науки было прервано в начале 20-х гг. XX в. Тоталитарному большевистскому режиму, который установился в России после Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны, не нужна была наука, говорившая правду о состоянии и перспективах российского общества. Запреты и гонения на социологию продолжались почти сорок лет. Только с середины 60-х гг. XX в. социология начинает постепенно возрождаться. Появляются отдельные публикации, проводятся эмпирические (преимущественно прикладные) исследования, создаются соответствующие научные учреждения. Однако социологам той поры приходилось действовать весьма осторожно и осмотрительно, так как данные социологических исследований и их теоретические обобщения нередко вступали в противоречие с господствовавшей тогда идеологией и реальной политикой государства. И только в конце 80-х гг. были сняты все запреты и ограничения на развитие социологии в России; социологию вводят в программу вузовского образования в качестве одной из обязательных учебных дисциплин.
Вопросы для самопроверки
1. Почему социология как самостоятельная наука возникла только в середине XIX века?
2. Почему О.Конт называл социологию «позитивной» наукой?
3. Назовите наиболее известных социологов конца XIX – начала XX в.?
4. Каковы особенности развития социологии в России?
5. Назовите основные научные направления (парадигмы) в современной социологии.
Типология общества
В научной литературе существуют различные подходы к типологизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие – на первобытные и современные, третьи – на варварские и цивилизованные и т.д. Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.
1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К.Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную,
________________
1Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003. – С. 251.
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный – на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий – на подневольном труде рабов и т.д. Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М.Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика. В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.
2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.
Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства – земледелие и скотоводство (на ранних стадиях – собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности. Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.
Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т.е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры – города- гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т.д.).
Постиндустриальная цивилизация – новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи – информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.
Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л.Морганом, Ф.Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.
Гражданское общество
Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства. Во взаимодействии общество –государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.
Основные признаки гражданского общества:
• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;
• демократия и плюрализм в политической сфере;
• рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;
• экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
• социальную основу гражданского общества составляет средний класс – это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;
• приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;
• идеологический и религиозный плюрализм;
• свобода слова и средств массовой информации.
Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.
Социальные институты
Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической сфере и т.д. Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др. Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.
Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т.д.). Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Основными социальными институтами в обществе являются:
• институты семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;
• политические институты (государство, партии и др.) – потребности в безопасности, порядке и управлении;
• экономические институты (производство, собственность и др.) – потребности в добывании средств существования;
• институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;
• институты культуры – потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;
• институты религии – потребности в решении духовных проблем.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое общество в широком и в узком смысле?
2. Из каких основных элементов состоит структура общества?
3. По каким основаниям производится типологизация общества? Перечислите известные вам типы обществ.
4. В чем различие между цивилизационным и формационным подходами к типологизации общества?
5. В чем различие между аграрным и индустриальным обществами?
6. Из каких основных подсистем состоит общество?
7. Что такое социальный институт и какова его роль в обществе?
Большие социальные общности
Большие социальные общности – это, как правило, многотысячные группы людей с территориальными границами и неопределенным качественным и количественным составом (например, классовые, территориальные, профессиональные, конфессиональные, этнические общности и др.). Возникновение и функционирование больших социальных общностей происходит на основе общих социальных связей. Эти связи, как правило, носят ситуативный и опосредованный характер солидарного взаимодействия (например, митинг солидарности шахтеров Воркуты в поддержку бастующих шахтеров Кузбасса; митинг (демонстрация) протеста арабских студентов в Москве, осуждающих американо-британскую агрессию в Ираке). Для больших социальных общностей в большей степени свойственны не социальные контакты (непосредственное взаимодействие ее членов), а опосредованные социальные связи. И чем больше социальная общность (по количеству членов, по занимаемой ею территории), тем меньше у ее членов возможностей для непосредственного взаимодействия. Кроме наличия общих социальных признаков для причисления себя к той или иной социальной общности, немаловажное значение имеет самоосознание (самоопределение) конкретного индивида. Например, в открытом демократическом обществе человек, как правило, сам может выбирать место жительства, род занятий, профессию, религию, идеологию и т.д. Желание индивида участвовать в деятельности той или иной социальной общности во многом зависит от ожидаемого вознаграждения (материального или морального), которое он может получить в перспективе.
Этнические общности
К этническим, или социально-этническим, общностям относятся такие большие социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие в результате естественноисторического процесса. Этнос (треч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Понятие «этнос» служит исходным для исследования характеристик социально-этнических общностей. В нем выражается то общее, что имеется в понятиях «нация», «народность», «этническая группа» и др. Речь идет прежде всего о таких общих этнических признаках, как культура, язык, религия, территория, общая историческая судьба, самосознание, самоназвание («русский», «немец», «француз»).
Важнейшим показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. В конечном счете оно определяется воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он находится. Нередко возникает проблема сопоставления (отождествления, противопоставления) таких понятий, как «этнос» и «нация». Существует несколько точек зрения на процесс формирования нации. Одни ученые не делают различия между нацией и этносом, другие считают, что нация начинает формироваться с образованием государства, третьи – что нации формируются лишь в период развития капиталистических отношений. Высказываются и иные точки зрения. Очевидно, что этносы имеют более длительную историю развития. Нации начинают формироваться в период образования централизованных государств. Этот процесс весьма длительный и может растянуться на многие века. Например, одни этносы уже в Средние века имели достаточно четко выраженные признаки нации (Англия, Франция, Болгария и т.д.), другие только в XX в. начали формироваться в отдельные нации. Росту национального самосознания многих этносов и формированию новых наций в XX в. во многом способствовал распад таких империй, как Австро- Венгерская, Британская, Российская, СССР и др. С распадом СССР (1991 г.) этнические проблемы обострились и в бывших республиках Советского Союза, и в самой России. В условиях всеобщей нестабильности в стране такой положительный сам по себе момент, как рост национального самосознания, приобрел негативный характер. Этнические элиты отдельных субъектов Российской Федерации в своей борьбе за власть нередко используют национальную идею как разменную карту. Спекулируя на этнических чувствах людей, они провоцируют межэтнические, межконфессиональные и политические конфликты. События в Чечне последних десяти лет – наглядное тому подтверждение.
Перед российским государством и обществом стоят несколько острейших проблем в сфере национальной политики:
1) проблема национально-государственного устройства Российской Федерации, связанная с тем, как, на каких принципах строить отношения между федеральным центром и отдельными этническими субъектами;
2) проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Русские (русскоязычные) граждане вынуждены переселяться в «центральную» Россию не только из стран ближнего зарубежья, но и из своих же национальных республик (субъектов РФ). Основной причиной такой миграции является нарушение прав русских и русскоязычных граждан;
3) проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. Бесконтрольный приток иностранцев дестабилизирует социальную структуру общества, создает напряженность в межэтнических отношениях. Нередко хорошо организованные, обеспеченные в финансовом плане, опирающиеся на поддержку криминальных структур «пришельцы» вытесняют коренных жителей России из их традиционной среды обитания. Особенно тревожная в этом плане ситуация складывается в Краснодарском и Ставропольском краях и в некоторых районах Дальнего Востока, а также в Московском регионе. В настоящее время роль этнических общностей в развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во-вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями. Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не может гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы как в самой России, так и за ее пределами.
Малые социальные группы
Малая группа – это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной. Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.
Отличительными признаками малой социальной группы являются:
• небольшое число членов;
• непосредственность общения между ее членами;
• общие интересы, цели и совместная деят<