Стимулы и ограничения в механизме правового

Регулирования.

Правовой стимул – этоправовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Виды правовых стимулов:

- по элементам структуры нормы права – стимул (гипотеза), льгота (диспозиция), поощрение (санкция);

- по предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, административные, трудовые и т.д.;

- по объему – основные (субъективное право), частные (законный интерес) и дополнительные (льготы);

- по времени действия – постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

- по содержанию – материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Правовые ограничения— это средства сдерживания проти­воправного поведения. В качестве правовых ограничений выступают обязанности, запреты, наказания и т. п.

Виды правовых ограничений:

- по элементу структуры нормы права – юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция)4

- по предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, экологические и т. д.;

- по объему – полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

- по времени действия – постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

- по содержанию – материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Эффективность механизма правового регулирования

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Способы повышения эффективности правового регулирования:

- совершенствование правотворчества;

- совершенствование правоприменения;

- повышение уровня правовой культуры субъектов права.

ЛИТЕРАТУРА:

Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования// Правоведение. 1991. № 4.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании позитивного права// Правоведение. 2003. № 1.

Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.

Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система// Право и политика. 2006. № 11.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений// Правоведение. 2003. № 1.

Сильченко И.В. Проблемы предмета правового регулирования// Государство и право. 2004. № 12.

Сорокин В.В. Совесть в механизме правового регулирования: вопросы теории// Российская юстиция. 2010. № 1.

Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории// Государство и право. 2006. № 12.

ГЛАВА 23. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА

§ 1. Понятие, сущность, содержание, значение законности

Законность — это господство за­конов в общественной жизни, то есть правовой режим, при кото­ром нормативные предписания осуществляются всеми участни­ками правовых отношений.

Законность- это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.

Сущность законностизаключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

В содержание законностивключают два элемента: наличие за­конов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

Значение законностисостоит в том, что законность противосто­ит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государ­ство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности по­рождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к де­градации общества.

Принципы законности

Принципы законности - принципи­альные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщ­ность законности, верховенство закона, единство законности и це­лесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость от­ветственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законностиозначает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, нацио­нальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Единство законности- понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссий­ской).

Верховенство законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общест­венных отношений. Все другие нормативные акты являются под­оконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных норма­тивных актов, не соответствующих законам, и самочинных рас­поряжений должностных лиц.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность за­ключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культуройсостоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реа­лизации.

Неотвратимость ответственности.Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с не­избежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.

Контроль за реализацией законов.Выполнение этого прин­ципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранитель­ной системы в целом в форме прокурорского и конституцион­ного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порож­дает беззаконие.

Гарантированность прав и свобод личности– выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.

Юридические требования законности:

-справедливое наказание за неисполнение норм права;

- законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

- возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;

- законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.

Правопорядок и законность.

Правопорядок(в широком смысле слова)–это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляетядро общественного порядка.

Правопорядок(в узком смысле слова) – порядок в общественных местах.

Общественный порядокпредставляет собой систему упорядо­ченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм нрава, морали и обычаев.

Соотношение правопорядка с законностью:правопорядок представляет собой реализованную законность, так как правовая упорядоченность общест­венных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реа­лизацию правовых норм. Правопорядок - результат законности.

Правопорядок и законность соотносятся между собой как цель и средство. Это озна­чает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддер­жания порядка разрушают его изнутри, гак как противоречат при­роде правопорядка как порядка законного.

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Образно говоря, правопорядок – это законность в действии.

Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.

Особенности правопорядка:

- он строго запланирован в нормах права;

- обеспечивается государством;

- возникает в результате реализации норм права;

-делает человека более свободным, организует общественные отношения, облегчает жизнь.

Основные закономерности развития правопорядка:

- постепенное упрощение, универсанилизация правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;

- усиление нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;

Направления совершенствования правопорядка:

-совершенствование социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением, что призвано упростить структуру правопорядка;

- четкое оформление правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения;

- четкость, конкретность и определенность правовых связей и отношений;

- усиление непримиримости, твердости и жесткости при выполнении закона.

Вывод:

Правопорядок -это тот социальный результат, к которому стремятся государство и население, используя разнообразные средства правового регулирования.

Соотношение законности, правопорядка и демократии:

- подлинная демократия не возможна без законности и правопо­рядка, она превращается в хаос, злоупотребления;

- законность и правопорядок не будут приносить людям пользу без демократических механизмов, институтов и норм, с помо­щью которых можно регулировать нормативную базу законно­сти и право порядка.

- укрепление правопорядка в обще­стве невозможно без обеспечения законности в деятельности са­мого государственного аппарата, без ликвидации коррупции;

- важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

Наши рекомендации