Стимулы и ограничения в механизме правового
Регулирования.
Правовой стимул – этоправовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Виды правовых стимулов:
- по элементам структуры нормы права – стимул (гипотеза), льгота (диспозиция), поощрение (санкция);
- по предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, административные, трудовые и т.д.;
- по объему – основные (субъективное право), частные (законный интерес) и дополнительные (льготы);
- по времени действия – постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);
- по содержанию – материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовые ограничения— это средства сдерживания противоправного поведения. В качестве правовых ограничений выступают обязанности, запреты, наказания и т. п.
Виды правовых ограничений:
- по элементу структуры нормы права – юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция)4
- по предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, экологические и т. д.;
- по объему – полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
- по времени действия – постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
- по содержанию – материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
Эффективность механизма правового регулирования
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Способы повышения эффективности правового регулирования:
- совершенствование правотворчества;
- совершенствование правоприменения;
- повышение уровня правовой культуры субъектов права.
ЛИТЕРАТУРА:
Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования// Правоведение. 1991. № 4.
Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании позитивного права// Правоведение. 2003. № 1.
Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система// Право и политика. 2006. № 11.
Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.
Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений// Правоведение. 2003. № 1.
Сильченко И.В. Проблемы предмета правового регулирования// Государство и право. 2004. № 12.
Сорокин В.В. Совесть в механизме правового регулирования: вопросы теории// Российская юстиция. 2010. № 1.
Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории// Государство и право. 2006. № 12.
ГЛАВА 23. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА
§ 1. Понятие, сущность, содержание, значение законности
Законность — это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений.
Законность- это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.
Сущность законностизаключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законностивключают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законностисостоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.
Принципы законности
Принципы законности - принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
Всеобщность законностиозначает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности- понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской).
Верховенство законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подоконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культуройсостоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности.Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.
Контроль за реализацией законов.Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Гарантированность прав и свобод личности– выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.
Юридические требования законности:
-справедливое наказание за неисполнение норм права;
- законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
- возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;
- законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.
Правопорядок и законность.
Правопорядок(в широком смысле слова)–это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляетядро общественного порядка.
Правопорядок(в узком смысле слова) – порядок в общественных местах.
Общественный порядокпредставляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм нрава, морали и обычаев.
Соотношение правопорядка с законностью:правопорядок представляет собой реализованную законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок - результат законности.
Правопорядок и законность соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, гак как противоречат природе правопорядка как порядка законного.
Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Образно говоря, правопорядок – это законность в действии.
Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.
Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.
Особенности правопорядка:
- он строго запланирован в нормах права;
- обеспечивается государством;
- возникает в результате реализации норм права;
-делает человека более свободным, организует общественные отношения, облегчает жизнь.
Основные закономерности развития правопорядка:
- постепенное упрощение, универсанилизация правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;
- усиление нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;
Направления совершенствования правопорядка:
-совершенствование социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением, что призвано упростить структуру правопорядка;
- четкое оформление правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения;
- четкость, конкретность и определенность правовых связей и отношений;
- усиление непримиримости, твердости и жесткости при выполнении закона.
Вывод:
Правопорядок -это тот социальный результат, к которому стремятся государство и население, используя разнообразные средства правового регулирования.
Соотношение законности, правопорядка и демократии:
- подлинная демократия не возможна без законности и правопорядка, она превращается в хаос, злоупотребления;
- законность и правопорядок не будут приносить людям пользу без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно регулировать нормативную базу законности и право порядка.
- укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации коррупции;
- важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.