Соотношение содержания нормы и текста нормативного акта.
Норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств. В одной статье нормативного акта (и даже - в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому существуют варианты способов изложения юридических норм в статьях нормативных актов, позволяющие оптимально реализовать требования законодательной техники:
1. норма права и статья нормативного акта совпадают. В статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму;
2. норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта.
3. в одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. Большинство статей Особенной части УК РФ состоит из двух или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.
ЛИТЕРАТУРА:
Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права// Государство и право. 2003. № 4.
Бахрах Д.Н. действие норм во времени: теория, законодательство, судебная практика. М., 2004.
Бахрах Д. Н. Действие правовой нормы во времени// Советское государство и право. 1993. № 7.
Глушаченко С.Б. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы // История государства и права. 2005. № 1.
Сергеев А.А. Об особенностях применения дефинитивных правовых норм// Закон. 2003. № 11.
Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права// Право и экономика. 2004. № 10.
Тулинов Р. Содержание понятия «норма права» и виды правовых норм// Современное право. 2006. № 1.
Филимонов В.Д. Норма права и ее функции// Государство и право. 2007. № 12.
ГЛАВА 15. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Понятие источника права
Источник права – 1. это внешняя форма выражения права, совокупность способов формирования, «документирования» государственной воли.
2. это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм.
Иное толкование «источника права» встречается в научной литературе в связи с активно дискутируемой проблемой соотношения данной категории категорий с понятием «формы права».
Суть научной дискуссии и соотношение категорий «форма права» и «источник права»:
Форма права – это определенные способы внешнего выражения права. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.
Категория «форма права» отражает всю юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элементы, опосредующие экономические, политические, хозяйственные, культурные и иные фактические отношения, т.е. данный способ производства и обмена, данный тип экономического базиса.
Различаются внутренняя и внешняя формы права:
- внутренняя - структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли);
-внешняя – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Источник права - деятельность государства по созданию правовых предписаний, и результат этой деятельности. Различаются материальные, идеальные и юридические источники права. Например, в качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также - правовой системы в целом. Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выражения права. Взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем.
Виды источников права
1. Правовой обычай –это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе в результате длительной повторяемости.
Признаки обычая как источника права:
1. правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Этот источник права появился на весьма ранних этапах правового развития. Он регулировал, прежде всего, семейно-брачные отношения, земле- и водопользование, имущественные отношения и т.д. На основе обычаев как образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества, сложилось обычное право;
2. обычай принимает форму правового источника лишь тогда, когда государство официально признает его в качестве общеобязательного правила;
3. обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно;
4. в современных условиях обычай либо совсем вытесняется как регулятор, либо интегрируется в национальные системы права. Семья традиционного права полностью базируется на обычае как основном источнике права.
5. обычай, который получает молчаливое или специальное признание в международных, межгосударственных отношениях, является международным, например обычай дипломатического этикета.
6. правовой обычай следует отличать от делового обычая или делового обыкновения, которое присутствует в современной административной практике и связано с установившимся спонтанно, самоорганизационно порядком работы с документом, его оформлением.
В Российской Федерации
В новом законодательстве России стали получать большее признание правовые обычаи как источники права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору. Применение обычая предусмотрено также Семейным кодексом, Кодексом торгового мореплавания.
2. Правовой прецедент -такое решение государственного органа (суда), которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.
Признаки прецедента как источника права:
1. как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта;
2. прецедент может быть как судебным, так и административным.
3. степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
4. кроме судебного прецедента, выделяются и прецеденты толкования правовых норм. Этот результат возникает в процессе толкования правовых норм судебными органами (в России Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, а например, в Англии – Палатой Лордов) или самим законодательным органом.
В Российской Федерации
Применение прецедента в качестве источника права в виде исключения имеет место и в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Так, многие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ приобретают характер судебных прецедентов, когда в них конкретизируются и детализируются общие нормы закона, когда раскрывается и устанавливается однозначное понимание оценочных понятий.
3. Договор нормативного содержания –особый вид нормативно-правового акта, выступающий базой (основой) для принятия последующих нормативных актов.
Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права.
Признаки договоров нормативного содержания как источника права:
- содержит норму общего характера;
- добровольность заключения;
- общность интереса;
- равенство сторон;
- согласие участников по всем существенным аспектам договора;
- эквивалентность и, как правило, возмездность;
- взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
- правовое обеспечение.
В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.
Разновидности нормативных договоров:
1.международные договоры;
2.коллективные и трудовые договоры;
3.типовые договоры;
4.соглашения, носящие нормативный характер.
Примером нормативного договора является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. Во многих случаях коллективным работодателем выступает само государство в лице ведомства или администрации субъекта Российской Федерации.
К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Типовые договоры представляют собой своеобразное участие государства в регулировании экономики, причем во многих странах, когда государство, действуя в рыночной экономике, все же устанавливает те или иные типовые договорные отношения (в сфере интеллектуальной собственности, федеративных отношениях и т.д.). Типовые договоры устанавливают обязательные основные условия тех или иных соглашений.
Правило:
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, международные договоры Российской Федерации объявлялись в качестве составной части ее правовой системы. Следует иметь в виду, что это правило не распространяется на положения Конституции РФ, поскольку этот основной закон имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15).
4. Религиозные нормы -источник права, характерный для религиозных
правовых систем (мусульманской и индусской). Например,
для мусульманского права главными источниками являются Коран,
Сунна, Иджма, Кияс.
Коран – священная книга, представляющая собой собрание поучений,
заповедей Аллаха и речей пророка Мухаммеда.
Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, содержащее правила,
которыми должны руководствоваться верующие.
Иджма – комментарии ислама, созданные учеными-богословами,
имеющие практическую значимость.
Кияс – правила применения шариата к новым случаям по принципу аналогии.
5. Правовая доктрина –мнение ведущих ученых-юристов, выраженное с специальных научных работах в области права.
В римском праве поучения, формулы юристов-классиков становились составной частью нормативно-правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т.д. Яркий пример здесь Дигесты Юстиниана (VI век н.э.), в который вошли многие положения римских юристов Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина.
В становлении европейского средневекового права большое значение занимали школы «глоссаторов» и «постглоссаторов» (толкователи, комментаторы), которые занимались рецепцией римского права, творчески адаптируя его к новым товарно-денежным и политическим условиям средневековой Европы. Их деятельность стала основой формирования Романо-германской правовой семьи в ее современном виде.
Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах.
В современной России роль научной доктрины в качестве источника права обсуждается пока лишь на уровне научной теории.
6. Нормативно-правовой акт - изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются правовые отношения.
Признаки нормативно-правового акта как источника права:
- нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на То законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;
- их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;
- они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;
- нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
- их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).
В Российской Федерациинормативно-правовой акт является основным, наиболее распространенным источником права. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система и в зависимости от юридической силы подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Замечание:
Юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Признаки закона как источника права:
- принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
- обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;
- регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
- содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
- принимаются в особом процессуальном порядке.
Классификация законов:
1. Конституция– основной закон государства. Ее Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.
2. Конституционные законы - закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся законы, вносящие в нее изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, конкретизирующие ее содержание, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14). Предусматривается усложненная процедура принятия данных законов (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента).
3.Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.
Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм).
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
4. Законы субъектов в составе Российской Федерации - нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются на соответствующую территорию.
Подзаконный акт –акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.
В зависимости от субъекта, издавшего акт, подзаконные нормативные акты делятся на несколько видов:
- нормативные акты Президента — Указы (по важнейшим государственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);
- нормативные акты Правительства — постановления и распоряжения;
- ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;
- региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;
- муниципальные нормативные акты — решения органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты — правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.
Указы Президента имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий президента все его указы делятся на:
- указы в границах собственных его полномочий;
-указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации.
По юридической значимости указы делятся на:
- нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни);
- правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность).
Распоряжения Президента– ненормативные акты, принимаемые по оперативным вопроса государственного управления (например, распоряжение о создании рабочей комиссии).