Государство и политические организации и движения.

Политические организации и движения – это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, национальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.). Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

Отношения государства и политических организаций и движений многоплановы. Там, например, где осуществляется департизация и деидеологизация государственных органов, цели и задачи политических движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия. Но в некоторых государственно-организованных обществах членство в той или иной политической организации, участие в том или ином политическом движении отнюдь не служит препятствием для государственной службы, а иногда, наоборот, служит основанием для зачисления на службу.

Государство и профессиональные союзы.

Профессиональные союзы – это организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшиеиз средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу.

Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руководства. Профсоюзы - самостоятельный элемент политической системы. Они имеют свои функции, обеспечивающие защиту ин­тересов трудящихся. Социальные задачи должны решаться путем сочетания государственной политики и линии профсоюзов.

История взаимоотношений государства и профессиональных союзов также драматична и многопланова. Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

По признаку позиции, занимаемой профсоюзом по отношению к государству выделяют независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции и сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – в бывшем Союзе ССР).

В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и лозунги. В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.д.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся.

Государство и церковь.

Церковь в рамкахобщественной жизни выступает как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью.

История взаимоотношений государства и церкви позволяет выделить теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.

Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В Российской Федерации отношение государства к церкви как элементу неполитического ха­рактера закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 14). Церковь формально исключена из поли­тической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется своим духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фак­тически является элементом политического общества.

Наши рекомендации