Особенности массового поведения в политике
В Политически(х)е процесс(ах)ы так устроены, что в них участвуют большие группы людей, объединенные одной целью (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т. п.). Нередко возникают стихийные объединения, временные образования (толпа на улице, участники собрания или митинга, демонстрации, аудитория той или иной передачи, зрители политической передачи). В этом случае люди приобретают специфические черты массы:
1) статистичность - масса не является целостным образованием, отличным от составляющих его элементов;
2) стохастичность, вероятность —в массе случайность, неупорядоченность отношений между людьми, границы её размыты, а состав неустойчив;
3) ситуативность - характер действий массы определяется местом, временем, поводом образования, видом её деятельности или общения;
4) разность состава, его межгрупповая природа;
5) аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;
6) анонимность - членам массы неинтересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга.
Эти черты стихийно сложившейся группы людей, прежде всего (-) случайность её образования, неоднородность состава, (-) предопределяют особенности политического поведениялюдей, соединённых в «одноразовые общности». (У них) Их поведение отличается подавл(ена)ением рациональност(ь)и, преоблада(ют)нием чувства над разумом, приводящего к утра(чивается)те личн(ая)ой ответственност(ь)и.
Для оценки или прогнозирования возможного поведения (Из)такой массы стоит учитывать, что ча(сто)ще всего складывается стихийная общность одного из двух типов:
1) публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия (читатели одной газеты, слушатели определённой передачи, люди, увлечённые тем или иным занятием, видом досуга). Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив;
2) толпа, возникающая на основе физического взаимодействия людей (на митинге, в любом общественном месте), где их задерживают какие-либо внешние обстоятельства.
Публика, несмотря на (при) отсутстви(и)е организации, (при) разнородност(и)ь состава, практически всегда формируется на (относительно) более или менее устойчивой, рациональной основе,(;) которой (ею) является или общая информация, или общий интерес.
Политическая деятельность
Политическ(ая)ой деятельностью (-это)называют взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп для достижения политических целей.
Черт(ы)ами политической деятельности являются:
1) концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
2) рассмотрение государств(о)а, его институтов в качестве (-) основно(е)го средств(о)а решения этих проблем;
3) использование политическ(ая)ой власт(ь)и как главн(ый)ого (инструмент) средства достижения поставленных целей.
Политическая деятельность может принимать следующие (находиться в) состояни(и)я:
а) политическо(го)е отчуждени(я)е (-) состояние отношений человека и политической власти, характеризующихся сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни (её) политической;
б) политическ(ой)ая пассивност(и)ь - вид политической деятельности, когда субъект (как индивид, так и социальная группа) не реализу(ю)ет собственные (свои) интересы, а наход(я)ится под политическим влиянием друг(их)ой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельност(ь)и и форма политики, когда социальная группа реализует чуждые ей политические интересы.
Критерием политической активности служат стремление и возможность,(является) воздейств(ие)уя на политическую власть или непосредственно использ(ование)уя её, (для) реализ(ации)овать свои(х) интерес(ов)ы.
Характер политической активности может меня(е)ться в зависимости от возникающих проблем, эпохи, состава участников.
Современная политическая активность имеет следующие признаки (политической активнос-ти):
а) рост стремлени(е)я граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия; вместо жёстко оформленных политических партий предпочтение отдаётся политическим движениям без чётко(й) оформленной организованной структуры;
б) объединение чаще совершается не вокруг партии, а вокруг проблемы, по поводу её решения;
в) растёт количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
г) всё больше людей склонны к независимой политизации, своё участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.
Тема: Свойства политики
План
1. Цели и средства в политике.
2. Политический прогресс и его критерии.
3. Соотношение экономики, политики и
права.
Литература:
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2015.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М., Норма, 2014.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Цели и средства в политике
Политика - целенаправленная деятельность с соответствующими средствами.
Цели политики классифицируются по общим и родовым признакам:
1)по их значению:общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства народного доверия);
2)по содержанию политики:социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические и др.;
3)по очерёдности:ближайшие, промежуточные, более отдалённые, конечные (для конкретного политического процесса); [ тактические и стратегические]
4)по сферам политической деятельности:внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.
Средствами в политике называют инструмент достижения целей, позволяющий превратить идеальные стремления в реальные результаты.
В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооружённые действия, обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д.
Средства могут быть жёсткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых даёт множество промежуточных результатов, требует бо́льшего времени и не порождает острых конфликтов.
Цели и средства взаимозависимы, и между ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют её параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.
Умение соизмерять цели и средства, использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей — в этом и заключается искусство политики.
И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которые можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.