Развитие политической мысли в России в XIX-XX вв.
В политической жизни России следует выделить философов и общественных деятелей, которые отразили своеобразие российской политической практики и политической культуры и оказали воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н. Г. Чернышевского, В. С. Соловьёваи В. И. Ленина.
Н. Г. Чернышевский (1828-1889) высказал идею о возможности перехода от феодального общества к социалистическому, минуя капитали(-зм) стическую стадию общественного развития.Идея повлияла на формирование идеологи(ю)и и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв, М.А. Бакунин, Н. К. Михайловский).
П. Л. Лавров
П.Л. Лавров
П.Н. Ткачёв
Бакунин М.А. (автопортрет) Бакунин М.А. (князь-анархист)
Характерные черты народнической идеологии: а) критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму; б) идея общинного социализма - переход к обществу без классов; в) наличие «критически мыслящей личности» - политического лидера ведущего начала политической жизни; г) политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, её методы деятельности - которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.
В русской религиозной философии, представленной именами (В. С. Соловьева (1853-1900), В. В. Розанова (1856-1919), С. Н. Булгакова (1871-1944), Н. А. Бердяева (1874-1948),) была разработана идея соборностикак принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму(?) и анархизму.
Соловьёв Владимир Сергеевич
Розанов Василий Васильевич
«Только оканчивая жизнь, видишь, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником».
в молодости
1916 г.
Булгаков Сергей Николаевич
Бердяев Николай Александрович
Политические аспекты идеи соборности: а) провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни; б) государство - посредник междуЦерковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него; в) нераздельность нравственности и политики. (наивно)
Последователем К. Маркса был В. И. Ленин (1870-1924). Он обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом;для превращения рабочих в решающую силу политической борьбы он видел необходимость в просвещении; рассматривал социальную революцию как процесс, им (которым) можно управлять политическими методами, зачастую - диктаторскими.