Структура отчета по практическому занятию
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
Цель: расширение представлений студентов о себе на основе субъектного подхода в психологии в перспективе дальнейшего саморазвития и самореализации в условиях учебно-профессиональной деятельности и в последующем профессиональном становлении. Задачи:
1) удовлетворение познавательных интересов студентов в сфере знаний о человеке вообще и о себе, в частности;
2) способствовать развитию творческого потенциала, ценностного отношения к личности, мотивации самосовершенствования;
3) развитие аналитико-синтетических, исследовательских и других общеучебных и практических умений и навыков.
Теоретическое введение
Главная задача высшего образования – личностно-профессиональное развитие студента, которое осуществляется в условиях учебно-профессиональной деятельности. Осуществляя ее, студент не только проявляет свои личностные свойства, способности, качества, но и изменяется как ее субъект. Иными словами, результатом учебной деятельности, осуществляемой личностью в качестве субъекта, является развитие ее субъектных качеств. С другой стороны, сформированные субъектные качества проявляются в разных видах деятельности, включая учебную, определяя ее качество и интенсивность. Данное занятие направлено на диагностику уровня сформированности основных субъектных качеств и рефлексию полученных результатов с целью выработки понимания перспектив дальнейшего саморазвития.
Субъектные качества – это компоненты субъектности, которые позволяют субъекту выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления жизнедеятельностью в целом. Как указывает большинство ученых, таких как К.А. Абульханова, А.В. Карпов, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий и др. – это активность, саморегуляция, рефлексивность, ответственность, ценностные ориентации. Благодаря этим качествам субъект способен решать задачи личностного и профессионального саморазвития.
Важнейшей характеристикой субъекта является его активность, это своеобразная мера субъектности во взаимодействии человека с миром, внутренний источник детерминации поведения, обеспечивающий целостность и развитие субъекта [Волочков]. Активность субъекта связана и проявляется в постоянном разрешении противоречия между той сложной живой системой, которую представляет он сам, включая его цели, мотивы и объективными (социальными, природными, техническими и др.) системами. Активность вообще может стать субъектной активностью только в случае принятия субъектом ответственности за свою жизнь и свою профессиональную карьеру, восприятия себя как причины происходящего В широком смысле ответственность есть добровольное принятие и осуществление необходимости, требований жизни. Взять на себя ответственность значит самостоятельно, т. е. рассчитывая на свои силы, ставить и решать различного рода задачи (профессиональные, коммуникативные и т. д.). Момент добровольности превращает личность в субъекта, который сам, по своей воле, самостоятельно, преодолевая трудности, берется за реализацию необходимого.
Наиболее легко ответственность как субъектная личностная характеристика обнаруживается в ситуациях преодоления преград, в трудных для личности условиях. Именно в таких ситуациях актуализируются все сущностные признаки ответственности: готовность к преодолению трудностей, определение собственных ресурсов, возможностей для преодоления, механизмы контроля, осознанная антиципация последствий ситуации, следовательно, обнаруживается истинная, подлинная ответственность как способ саморегуляции и самоконтроля [Дементий Л.И. Ответственность как способ жизни [Электронный ресурс] // http://psy.tsu.ru/data/pdf/1_17.pdf]. Ответственность непосредственно связана с такими фундаментальными личностными качествами, как уверенность, самостоятельность, способность к самоконтролю. Одним из важнейших качеств ответственной личности является обращенность требований к самой себе, а не к окружающим.
Эмпирическим аналогом ответственности можно рассматривать интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего. Процесс становления и развития ответственности неразрывно связан с развитием рефлексии и определяется уровнем рефлексивной позиции субъекта жизнедеятельности.
В психологической науке рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивность раскрывается А.В. Карповым как качество субъекта, с помощью которого он способен как формировать определенные качества своей самости, так и распознать те качества, которые не принадлежат ему как субъекту [82].
Рефлексия деятельности субъекта рассматривается в ее трех формах по «временному» принципу: ситуативная (актуальная), ретроспективная и перспективная рефлексия. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметами рефлексии являются мотивы и причины произошедшего, содержание прошлого поведения, его результаты, допущенные ошибки. Перспективная рефлексия выражается в тщательности обдумывания и планирования человеком своего будущего поведения.
По мнению ученых, рефлексия выступает значимым компонентом самопонимания, результатом которого является объяснение человеком своих чувств, мотивов; умение обнаруживать смысл поступков. Рефлексивные свойства характера связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, способствуя образованию и стабилизации единства личности, выполняя функцию саморегуляции, которая является одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта, в том числе и субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Саморегуляцию учебной деятельности можно определить как осознанную активность студента по инициации, построению, поддержанию и управлению учебной деятельностью, обеспечивающую достижение принимаемых им учебных целей.
Саморегуляция генетически выступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психики, позволяющая человеку реализовать себя как творца, исполнителя и контролера своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом. Осознанная саморегуляция, согласно В.И. Моросановой, выступает как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей [Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения [Текст]. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 213с.].
Система саморегуляции имеют свою структуру, компоненты которой выполняют различные функции в осознанном управлении деятельностью. Это такие компоненты как планирование (целеполагание), моделирование условий, программирование действий, оценка результатов. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.
ДИАГНОСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)
Опросник ЛК позволяет выявить убеждения человека относительно того, где находятся или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его судьбе.
Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри них самих (это их усилия, старания и способности), называются интерналами, или людьми с внутренним локусом контроля. Лица, убежденные в том, что происходящее с ними зависит от внешних факторов (от других людей, от судьбы или случая), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля.
Чем выше показатели интернальности исследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя хозяином собственной судьбы, отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, т. е. чем ближе испытуемый к полюсу внешнего локуса контроля, или экстернальности, тем менее человек уверен в себе и больше нуждается в психологической и любой другой помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.
Цель: диагностика обобщенной локализации контроля личности.
Инструкция:вам будут предложены высказывания людей о жизни. С каждым из высказываний можно согласиться или не согласиться: если вы думаете примерно так же, поставьте рядом с номером высказывания знак «плюс» (+). Если же вы думаете об этом иначе, то поставьте рядом с номером высказывания знак «минус» (-).
Текст опросника
1. Продвижение по службе зависит не столько от способностейи усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.
2. Большинство разводов происходит оттого, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.
3. Ошибочно думать, что болезнь — это дело случая и если уж суждено заболеть, то ничего с этим поделать нельзя.
4. Одинокими становятся именно те люди, которые не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.
6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.
7. Внешние обстоятельства (например родители и благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения между супругами.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.
9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности (например от настроения педагога), чем от меня самого.
10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.
11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть результат долгой целенаправленной деятельности.
12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.
13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.
14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.
15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а оттого, как сложатся обстоятельства.
16. В случае конфликта я чаще чувствую в нем свою вину, а не виню противоположную сторону.
17. Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.
18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.
19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.
20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
21. В конечном счете за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.
22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.
23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей часто оказываются бесполезными.
25. Практически все, что со мной случается, — это дело моих рук.
26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.
28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.
29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.
30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.
31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы решатся сами собой.
32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.
34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.
36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанны ми, несмотря на все его старания.
37. В общении с людьми часто возникают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.
40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего не знания, неумения или лени.
Обработка результатов
1. Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио. Номера всех совпавших с ключом вопросов, независимо от (+) или (-), обвести кружком.
2. Подсчитать баллы по всем нижеперечисленным шкалам,считая только номера вопросов, обведенных кружком (т. е. совпавших с ключом Ио).
Ключи:
Ио - интернальность общая:
+: 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.
-: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.
Ж - интернальность в суждениях о жизни вообще: 1,2,3,4, 6, 7, 11, 12,17,19,20,21,24,26,27,30,32,36,37, 38.
Я - интернальность при описании личного опыта: 5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35,39,40.
Ид - интернальность в сфере достижений: 1, 5, 11, 13, 23, 28, 32, 33.
Ин - интернальность в сфере неудач: 4, 16, 20, 27, 29, 36, 38, 40.
Псоб - предрасположенность к самообвинению: Ин-Ид.
Пс - профессионально-социальный аспект интернальности:
1, 9, 13, 18, 21, 26, 28, 36.
Пп - профессионально-процессуальный аспект интернальности:
15, 27, 31, 32, 35, 37, 38, 40.
Ип- Интернальность в профессиональной деятельности: Пс + Пп.
Мк - компетентность в сфере межличностных отношений:
6, 22, 23, 24, 26, 29, 34, 37.
Мо- ответственность в сфере межличностных отношений:
2, 4, 7, 12, 13, 16, 21, 33.
Им - интернальность в межличностном общении: Мк + Мо.
Ис - интернальность в сфере семейных отношений: 2, 4, 7, 12, 16, 22, 33, 37.
Из - интернальность в сфере здоровья: 3, 8, 14, 17, 19, 25, 30, 31.
Дт - готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей:
1,6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.
Дс - готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее: 10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.
Оа- отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио): 16-(Дт+Дс)
Шкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
ИО | 0-13 | 14-25 | 26-40 |
Ид, Ин, Пс, Пп, Мк, Мо, Ис, Из, Дт, Дс | 0-3 | 4-5 | 6-8 |
Ип, Им | 0-5 | 6-10 | 11-16 |
Оа | 0-5 (показатель интернальности) | 6-10 | 11-16 (показатель экстернальности) |
Интерпретация результатов.
Шкала общей интернальности (Ио) охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т. е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на их судьбы, находятся внутри них самих, а то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах.
Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля — экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни. Они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне. Это может быть и случай, и «фатум», и влиятельные люди; но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит. Поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.
Распределение баллов по субшкалам Яи Жпоказывает соотношение влияния личного опыта (Я) и суждений о жизни вообще (Ж) на интернальность испытуемого (т.е. что больше повлияло на интернальность).
Шкала интерналъности в сфере достижений (Ид) охватывает ситуации, связанные с достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляет его веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по этой шкале характеризуют человека, считающего источником собственных достижений себя самого и готового приложить усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя источником собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.
Шкала интернальности в сфере неудач (Ин)выявляет отношение к ситуациям неуспехов имеющихся или возможных. Высокие показатели по этой шкале говорят не о том, что у человека много неудач, а лишь о том, что он в большей степени чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели здесь характеризуют человека, не склонного видеть свою вину ни в свершившихся, ни в возможных неудачах его жизни. Ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы: на других людей, на невезение, на судьбу.
Показатель предрасположенности к самообвинению (Псоб)определяется путем вычитания из данных Инданных Ид. Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число. Оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.
Чем дальше показатель Псобот нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или может случиться, т. е. он считает, что причина его неудач — он сам, а причина его достижений — кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т. д. Этот показатель говорит о возможной, еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.
Чем дальше показатель Псобот нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что виноват кто-то другой. Высокий отрицательный балл Псобможет свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе.
Шкала интернальности в профессиональной деятельности (Ип) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, направленной на достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые результаты зависят от собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о том, что данный человек часто затрудняется в объяснении причин и способов достижения того или иного результата, он реже бывает склонен к возложению на себя какой-либо ответственности.
Результаты по субшкале Псговорят о склонности или ее отсутствии проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве. Это касается как отношений с руководителями, так и с равными по статусу коллегами.
Результаты по субшкале Ппговорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы Пппозволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач данный человек, даже при наличии соответствующей мотивации, может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми навыками качественного осуществления самостоятельной деятельности.
Шкала интернальности в межличностном общении (Им)характеризует активность, направленную не столько на достижение определенного конечного результата, сколько на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что испытуемый понимает свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и малознакомыми людьми. Низкие показатели по этой шкале говорят о том, что испытуемый зависит от других и не способен изменить характер своего общения с ними.
Субшкала компетентности в межличностном общении (Мк)при высоких баллах показывает, что человек считает себя (и, возможно, действительно является) достаточно компетентным в межличностных отношениях. Низкие баллы свидетельствуют о некомпетентности испытуемого.
Субшкала ответственности в межличностном общении (Мо)показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений (чем выше баллы, тем выше ответственность, и наоборот).
Результаты, полученные по субшкале Иси Из,интерпретируются аналогично шкалам Иои Им, но применительно либо к семейным взаимоотношениям, либо в связи с возможным отношением к своему здоровью.
Шкала отрицания активности. (Оа)характеризует убежденность человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих убежденной экстернальности. Это не только утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и выводы из этого утверждения, убежденность в неразумности, ненужности и бессмысленности проявления активности, так как она никогда не приведет к положительному результату. Высокие баллы по шкале Оа(в отличие от других шкал) характеризуют экстерналов, а не интерналов.
Важно отметить, что большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, которая может укрепить их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни, и побуждать к самостоятельным действиям. Экстерналов же с высоким показателем Оаубедить в этом значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку, с их точки зрения, это бессмысленно. Низкие показатели по шкале Оа(в отличие от высоких) в специальной интерпретации не нуждаются, они лишь утверждают склонность испытуемого к интернальности, причем на уровне не только мировоззрения, но и готовности к деятельности.
Результаты, полученные по субшкалам Дти Дс, имеют значения, противоположные шкале Оа. Сопоставление баллов по Дт(Готовности к деятельности, связанной с преодолением трудностей) и по Дс(Готовности к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее) позволяет глубже понять природу и возможные проявления интернальности (внутреннего локуса контроля) у одних индивидов и разобраться в причинах склонности к экстернальности (внешнему локусу контроля) у других.
Все шкалы, кроме Оаи Псоб,являются прямыми, т. е. чем выше балл, тем больше у испытуемого склонность к интернальности.
Шкала Оаобратна прямым шкалам: у ярких интерналов баллы Оаочень низкие.
Показатель Псобимеет 2 плюса (положительный и отрицательный) относительно центрального балла «О».
Не следует считать интернальность, как это иногда делают, исключительной положительным свойством, а экстернальность — наоборот. При интерпретации важнее оценить выраженность этих показателей. Крайние оценки могут указывать и на неблагополучие личности испытуемого. Так, чрезмерно высокая интернальность в области достижений может приводить к тому, что человек приписывает только себе причины своих успехов, не замечая помощи других людей. С другой стороны чрезмерная интернальность в области неудач (при экстернальности в области успехов) может приводить к беспочвенным самообвинениям, ненужному самобичеванию, принятию на себя слишком высокой ответственности.
ДИАГНОСТИКА РЕФЛЕКСИВНОСТИ
Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова)
Инструкция:пожалуйста, оцените предложенные утверждения, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Текст опросника
Утверждение | Нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Да |
1. Я обычно задумываюсь о причинах того, что со мной происходит | ||||
2. Иногда внимание к собственным переживаниям отвлекает меня от дел. | ||||
3. Я люблю мечтать о том, чего в моей жизни нет. | ||||
4. Анализируя собственные действия, я узнаю о себе что-то новое. | ||||
5. Я склонен долго переживать по поводу происходящего. | ||||
6. Я могу замечтаться и забыть обо всем. | ||||
7. Изучение других людей помогает мне лучше понимать самого себя. | ||||
8. Когда у меня что-то идет не так, мне трудно от этого отвлечься. | ||||
9. Я люблю пофантазировать. | ||||
10. Часто полезно остановиться, чтобы лучше понять ситуацию в целом. | ||||
11. Мне бывает трудно перейти от размышлений к действию. | ||||
12. Мне интересно представлять себя в разных ситуациях. | ||||
13. В случае конфликта полезно попытаться увидеть ситуацию глазами оппонента. | ||||
14. Приступая к каком у-либо делу, я долго беспокоюсь о том, что получится в результате. | ||||
15. Я люблю представлять в своем воображении случайные встречи. | ||||
16. Самопознание помогает понимать других людей. | ||||
17. Когда я замечаю, что тревожусь о чем-то, я начинаю переживать еще сильнее. | ||||
18. Занимаясь чем-то, я нередко мысленно переношусь совсем в другое место. | ||||
19. Чтобы понять ситуацию, нужно уметь соотносить свои чувства с тем, что их вызывает. | ||||
20. Нередко я не могу отделаться от мыслей о моих текущих проблемах. | ||||
21. Мне нравится мысленно путешествовать по местам, где я еще не был. | ||||
22. Больше всего я узнаю о себе, когда я анализирую то, что я сделал или делаю. | ||||
23. Порой я настолько сильно переживаю свои ошибки, что не в состоянии ничего сделать, чтобы их исправить. | ||||
24. Я часто фантазирую о том, как моя жизнь могла бы сложиться иначе. | ||||
25. Расхождение взглядов других людей с моими служит для меня источником ценной информации. | ||||
26. Я постоянно думаю о своих неудачах. | ||||
27. Мне легко увлечься посторонними мыслями. | ||||
28. Я обращаю внимание на то, как я реагирую на людей и события. | ||||
29. Когда в моей жизни происходит что-то необычное, я вижу в этом повод задуматься. | ||||
30. Во многих ситуациях бывает полезно сначала разобраться в собственных желаниях и чувствах. |
Ключи:
Подсчет результатов осуществляется следующим образом:
за ответ «нет» - 1 балл;
«Скорее нет, чем да» - 2 балла;
«Скорее да, чем нет» - 3 балла;
«Да» - 4 балла.
Значение шкалы равно сумме баллов пунктов, в неё входящих:
Шкала | Пункты | Низкий уровень до | Высокий уровень от |
Системная рефлексия | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 29, 30 | ||
Интроспекция | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26 | ||
Квазирефлексия | 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27 |
Интерпретация
Интроспекция (самокопание) связана с сосредоточенностью на собственном состоянии, собственных переживаниях.
Системная рефлексия связана с самодистанцированием и взглядом на себя со стороны, позволяющая видеть ситуацию во всех ее аспектах, охватить одновременно полюс субъекта, полюс объекта и альтернативные возможности. Является самым продуктивным и адаптивным типом рефлексии.
Квазирефлексия направлена на объект, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации, и связана с отрывом от актуальной ситуации бытия в мире. Квазирефлексия является скорее формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации, реальное разрешение которой не просматривается.
ДИАГНОСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ
Опросник «Саморегуляция» (А. К. Осницкий)
Инструкция: примерьте к себе каждое пронумерованное утверждение опросника (кроме 15), как бы отвечая на вопрос «Свойственно ли вам: за дело приниматься...» Эти утверждения представляют собой сочетание (триады), которые нужно оценивать в целом, по совокупности, а не выбирать лишь что-нибудь одно из триады. Выберите один ответ из четырех возможных вариантов.
Текст опросника
Утверждение | Да | Пожалуй, да | Пожалуй, нет | Нет |
1. За дело приниматься без напоминаний; планировать, организовывать свои дела и работу; выполнять порученное задание. | ||||
2. Анализировать условия; учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного | ||||
3. Находить верный путь решения задачи; правильно планировать свои занятия и работу; решать задачу разными способами | ||||
4. Справляться с возникающими трудностями; не ошибаться, правильно оценивать свои действия; самим обнаруживать ошибки в своей работе | ||||
5. Находить новые способы решения задачи; исправлять свои ошибки; не повторять ранее сделанных ошибок. | ||||
6. Продумывать свои дела и поступки; справляться с трудными заданиями; справляться с заданиями без помощи со стороны | ||||
7. Поддерживать порядок; заранее знать, что делать; быть аккуратным | ||||
8. Продумывать все до мелочей; требовать подробных объяснений; выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи | ||||
9. Готовиться прежде, чем приступить к делу; избегать риска; полагаться только на точный расчет | ||||
10. Решения принимать без колебаний; быть уверенным в себе; действовать настойчиво, решительно | ||||
11. Быть решительными, предприимчивыми; быть активными; быть ведущими | ||||
12. Осуществлять почти все, что планируется; начатое дело доводить до конца; действовать, а не обсуждать | ||||
13. Обдумывать свои дела и поступки; анализировать свои ошибки и неудачи; планировать дела, рассчитывать силы. | ||||
14. Прислушиваться к замечаниям; не повторять одних и тех же ошибок; знать о своих недостатках и исправлять их | ||||
15. а) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам? б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых? в) На какую из оценок способны, если постараетесь? | ||||
16. Проверять правильность своей работы; доводить дело до конца; добиваться требуемых результатов | ||||
17. Действовать самостоятельно, не советуясь с другими; справляться с трудностями самим; решения принимать, независимо от других | ||||
18. Искать перемены в занятиях; легко переключаться с одной работы на другую; хорошо ориентироваться в новых условиях. | ||||
19. Быть аккуратными; быть внимательными; быть усидчивыми | ||||
20. Справляться с промахами и ошибками; активизироваться при неудачах; разбираться в причинах промахов | ||||
21. Мобилизовать усилия, собраться, если нужно; взвешивать все «за» и «против»; придерживаться правил | ||||
22. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям; слушать разъяснения. |
Обработка результатов
Ответы «Да» - 1 балл
«Пожалуй, да» - 1 балл
«Нет» - 0 баллов
«Пожалуй, нет» - 0 баллов.
Интерпретация результатов
Предпочтение опрашиваемого к использованию категорических оценок «Да» и «Нет» свидетельствует об уверенности оценивания, оценки «Пожалуй, Да» и «Пожалуй, Нет» - говорят об осторожности, неуверенности самооценивания.
Компоненты саморегуляции | Умения саморегуляции | № вопроса | Балл |
Структурно-компонентные умения | Целеполагание и удержание цели | ||
Анализ и моделирование условий | |||
Выбор средств и способов действий | |||
Оценка результатов | |||
Коррекция результатов и способов действий | |||
Функциональные умения | Обеспеченность регуляции в целом | ||
Упорядоченность деятельности | |||
Детализация регуляции действий | |||
Практическая реализуемость намерений | |||
Оптимальность (адекватность) регуляции действий | |||
Личностно-стилевые особенности саморегуляции | Инициативность в действиях | ||
Осознанность действий | |||
Ответственность в делах и поступках | |||
Автономность, относительная независимость от влияния окружающих | |||
Податливость влиянию | |||
Динамические характеристики саморегуляции | Осторожность в действи |