Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех её граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц б/г.
Российское законодательство приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к гражданам РФ (ст. 62 Конституции РФ). В качестве оговорки, заметим, что иностранным гражданам и лицам б/г всё же некоторые права не представляются и на них не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными, обязанность служить в ВС РФ).
Вместе с тем существуют и специальные нормативные правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. К примеру, нормативный правовой акт может адресован преимущественно студентам, пенсионерам, судьям и т.д.
Действие уголовного законодательства по кругу лиц имеет отдельные особенности. Так, граждане РФ и лица б/г, постоянно проживающие на её территории, в случае совершения преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с действующим УК при наличии двух условий:
1) Деяние признается преступлением в государстве, на территории которого оно совершено
2) При этом лицо не было привлечено к уголовной ответственности в иностранном государстве.
В отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за её пределами, в случае совершения ими преступлений на территории иностранного государства действуют нормы уголовного законодательства РФ, если иное не предусмотрено международным договором.
Особым положением в России пользуются дипломаты, консульские работники и иные сотрудники зарубежных государственных учреждений, наделенных дипломатическим иммунитетом. Они не подлежат аресту и задержанию, на них не распространяется уголовная и административная ответственность, а отчасти и гражданская юрисдикция страны пребывания. Вопрос о привлечении их к юридической ответственности за правонарушение, совершенное на территории РФ, решается дипломатическим путём.
52. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Виды систематизации:
· Инкорпорация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация делится на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях)
· Консолидация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Особенность консолидации в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.
· Кодификация – форма систематизации путём объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определённой сферы законодательства) и специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Признаки кодификации: 1) ею имеют право заниматься только специальные органы; 2) в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс; 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
Понятие системы права.
Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Черты системы права:
· Её первичным элементом выступает нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли права.
· Её элементы непротиворечивы, внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и единство.
· Она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами.
· Она имеет объективный характер, ибо зависит об объективно существующих общественных отношений и не может создаваться исключительно по субъективному усмотрению людей.