Специфика преподавания дисциплины для лиц с ограниченными возможностями.
В целях реализации индивидуального подхода к обучению студентов, осуществляющих учебный процесс по собственной директории в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется на следующих возможностях:
- индивидуальные консультации преподавателя (очно, в часы консультаций, по электронной почте, а также с использованием программ Skype, Wiber, а также возможностей социальных сетей);
- максимально полная презентация содержания дисциплины в ПТК «УМНИК» (см., в частности, полнотекстовые лекции, презентации, аудиоматериалы, тексты для перевода и анализа и т.п.).
Приложение 1
Формы интерактивных аудиторных мероприятий
№ п/п | Формы интерактивных аудиторных мероприятий | Вид аудиторного занятия (лекция, практ. (сем.) зан.), лаб. зан.) | Тема занятия |
1. | Использование ролевых игр | + семинар | В соответствии с РП |
2. | Совместное решение практических казусов и иных проблем | + семинар | В соответствии с РП |
3. | Мультимедийные презентации | + лекция | В соответствии с РП |
4. | Метод мозгового штурма | + семинар, лекция | В соответствии с РП |
5. | Метод малых групп | + семинар | В соответствии с РП |
Количество часов в интерактивной форме по учебному плану – 17.
Приложение 2
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
1. Практические занятия (при наличии семинарских и лабораторных занятий)
В ходе изучения дисциплины «Права человека» перед студентами стоит задача не только закрепить знания о понятиях права человека и права гражданина, правовое и социальное государство, а также система юридических механизмов защиты прав и свобод человека, но и сформировать у себя на основе полученных правовых знаний соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Общекультурные компетенции – общенаучные, инструментальные, социально-личностные компетенции, инвариантные к области деятельности выпускника, характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции – совокупность профессиональных знаний, умений и личных качеств, позволяющих выпускнику успешно решать разнообразные, в т.ч. нестандартные профессиональные задачи.
Целью семинаров для студентов, приступающих к изучению курса, является: 1) более глубокое знакомство с некоторыми узловыми вопросами соответствующего раздела курса «права человека»; 2) обретение навыков научно-исследовательской работы на основе анализа текстов источников и применение различных методов исследования; 3) выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу, включая историографию; 4) формированию общекультурных и профессиональных компетенций курса.
Критерии оценки:
4 балла – подготовка на высоком уровне презентаций по тематике занятия.
3 балла – студент, хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам и отстаивает свою точку зрения, соблюдает нормы литературной речи, активно участвует в работе группы на семинаре.
2 балла – студент, хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам, не проявляет активность в работе группы на семинаре (готовится и отвечает только на один вопрос семинарского занятия).
1 балла – студент, неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская отдельные неточности, знает источниковый материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом, умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.
Максимальное количество баллов за работу на семинаре – 4 балла.
2. Самостоятельная работа (обязательно, могут входить: подготовка рефератов, докладов, эссе, проектов, курсовых работ и т.д.)
Контрольная работа
Самостоятельная работа студентов высших образовательных учреждений является одним из основных путей приобретения и углубления знаний, познания общественной практики. Самостоятельная работа – ведущая форма учебного процесса, основной вид занятий студента вуза.
Главной задачей самостоятельной работы студента является развитие умения приобретать научные знания путем индивидуальных поисков, формирование интереса к активному творческому подходу в учебной работе и иных видах освоения вузовской программы.
Цель написания контрольной работы заключается в побуждении к размышлению по заданной теме.
Тематика контрольной работы:
В соответствии с учебным планом каждый студент должен выполнить письменную контрольную работу. Целью ее является углубление знаний по изучаемому предмету и совершенствование навыков работы с нормативными актами и литературными источниками.
Вариант работы выбирайте согласно первой букве своей фамилии.
Контрольная работа выполняется с помощью компьютерного набора на листах белой бумаги формата А 4. Шрифт - Times New Roman. Кегль - 14. Интервал – 1,5. Абзацный отступ – 1,25 см. Поля вверху и внизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Весь текст выравнивается по ширине, в тексте устанавливается автоматический перенос слов. Нумерация страниц справа, внизу страницы. Первой страницей является титульный лист (номер на нем не ставится).
Выполняйте работу самостоятельно, внимательно вникнув в суть каждого задания и изучив необходимые нормативные и литературные источники (на них должны быть ссылки). При использовании нормативных источников обязательно учитывайте все изменения, внесенные в законодательство.
Зачтенная контрольная работа и практические задания, предусмотренные учебным планом, являются основанием для допуска к зачету.
ВАРИАНТ 1. А-Е
1. Развитие концепции прав человека и ее содержание в условиях современной цивилизации. Многообразие понятия прав человека.
2. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина».
3. Права человека как наука и учебная дисциплина.
4. Соотношение учебной дисциплины о правах человека с иными гуманитарными предметами.
ВАРИАНТ 2. Ж-М
1. Системноцентристский и персоноцентристский подходы в определении отношений «человек – государство».
2. Гражданство как устойчивая правовая связь с государством, его содержание и существенные признаки.
3. Правовой статус личности и его характер в государстве с различными политическими режимами.
4. Права человека и правовое государство: поддержание и взаимосвязь.
ВАРИАНТ 3. Н-Т
1. Права человека в воззрениях Радищева и Декабристов.
2. Взгляды на проблемы прав человека Б. А. Кистовского. П. А. Новгородцева.
3. Развитие идей прав человека в трудах Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева.
4. И. А. Ильин и Н. А. Бердяев о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.
ВАРИАНТ 4. У-Я
1. Устав ООН.
2. Международный билль о правах человека.
3. Акты, регулирующие права лиц, подвергающихся тюремному заключению (минимальные стандартные правила обращения с заключенными) 1977 г., Основные принципы обращения с заключенными 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению 1988 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или угрожающих достоинству видов обращения или наказания.
4. Акты конвенционных и специализированных органов по правам человека (комитета по расовой дискриминации, по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комитета против пыток, Комитета по правам ребенка, а, также, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ).
Критерии оценки:
Знание и понимание теоретического материала – 1 балл:
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации – 1 балл:
- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме.
Построение суждений – 1 балл:
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы – 1 балл:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
Подготовка презентации по тематике контрольной работы – 1 балл.
Максимальное количество баллов за эссе – 5 баллов.
3. Модульные работы (обязательно, могут проводиться в разных формах на усмотрение преподавателя)
В результате выполнения модульной работы студент может получить следующие баллы:
15 баллов, если:
- раскрыты в полном объеме все задания,
-определены рассматриваемые понятия четко и полно, приведены соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Если в варианте задания 3 вопроса для выполнения, то за каждый вопрос студент может получить максимум 5 баллов. Если в варранте задания 2 вопроса – по 7,5 баллов.
Количество баллов зависит от полноты и качества выполнения заданий. За модульную работу студент может получить от 0 до 15 баллов.
Модульная работа № 1
Соотнесите имена исторических деятелей с их высказываниями. Ответы перенесите в бланк.
Например:
Исторический деятель | Цитата |
Бенджамин Франклин | Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности. |
Ответ в бланк:
Исторический деятель | Цитата |
Исторический деятель | Цитата |
1) Ленин В.И. | 1. Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его. |
2) Макиавелли Н. | 2. «Демократия самый плохой строй, но лучшего человечество пока не придумало» |
3) Аристотель | 3. «Человек по природе существо политическое» |
4) Монтескье Ш | 4. «Политическая власть, в собственном смысле слова, это – организованное насилие одного класса для подавления другого» |
5) Черчилль У | 5. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» |
6) Вольтер | 6. «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы». |
7) Путин В. | 7. Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций - безумие, преступление |
8) Ганди М | 8. В вопросах совести закон большинства не действует. У Бога нет религии. |
9) Маркс К. | 9. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами. |
10) Сахаров А.Д. | 10. «Любая власть, прежде всего, означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту». |
Модульная работа № 2
Статья 7 Всеобщей Декларации прав человека гласит следующее.
«Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».
Однако, как свидетельствует практика, в жизни этот принцип зачастую нарушается. В этой связи Вам поручено выступить с публичной речью о равенстве людей перед законом. Аргументируйте свое выступление ссылками на нормы международного права, в частности Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Приведите примеры, когда принцип равенства людей перед законом не соблюдается и предложите меры, направленные на предотвращение подобных случаев.
Модульная работа № 3
Проведите сравнительный анализ Европейской и Международной универсальной системы защиты прав человека. Составьте заявление о нарушении права на достоинство личности в Европейский Суд по правам человека и в Комитет ООН против пыток.
4. Тесты
Тестовые задания выполняются студентами по результатам освоения соответствующих тем.
Тема № 2 «Права человека в истории политико-правовой мысли»
1. К демократическим принципам построения государства не относится:
- верховенство закона в государстве;
- выборность органов власти;
- избирательность законодательства;
- равенство прав граждан государства.
2. Какое из предложенных ниже определений относится к правам человека?
- совокупность гарантируемых и охраняемых государством правовых норм, защищающих интересы гражданина;
- совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти;
- воля господствующего класса, отлитая в закон.
3. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
- от национальности, расы, пола, религии;
- от богатства;
- от политических убеждений;
- ни от чего, (все должны обладать равными правами).
4. В основе философии прав человека лежит признание:
- наличия у человека человеческого достоинства;
- абсолютного верховенства закона в общественной жизни;
- господства большинства над меньшинством;
- полного равенства всех людей.
Тема №4 «Структура прав человека и гражданина»
1. Согласно международным стандартам прав человека право на жизнь:
- может быть ограничено в случаях опасности государственного переворота;
- может быть ограничено в условиях содержания под стражей;
- может быть ограничено для защиты любого лица от незаконного насилия;
- может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.
2. Тайна переписки может быть ограничена на основании:
- распоряжения прокурора;
- судебного решения;
- решения следователя.
3. В соответствии с Конституцией РФ принудительный труд:
- допускается только в местах лишения свободы, и используется для исправления лиц совершивших преступления;
- запрещен;
- разрешен только в районах, где нет достаточного количества рабочих.
5. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в /во …:
- Гражданском кодексе РФ;
- Декларации прав человека и гражданина;
- Конституции РФ;
- Всеобщей декларации прав человека.
Тема № 6 «Международно-правовая защита прав человека»
1. Какой орган в ООН выступил в качестве разработчика Всеобщей Декларации прав человека?
- ЭКОСОС (Экономический и социальный совет);
- Генеральная Ассамблея;
- Комиссия по правам человека;
- Совет по опеке.
2. Какой из документов не входит в Международный Билль о правах человека?
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Всеобщая Декларация прав человека;
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
3. Одно из четырех утверждений относительно Всеобщей Декларации прав человека – неверное. Какое?
- этот документ носит рекомендательный характер;
- ее перевели более чем на 200 языков мира;
- в ней прописаны только права человека, но ничего не сказано об обязанностях;
- она была принята в Париже 48 голосами при 8 воздержавшихся.
4. Что понимается под ратификацией международного документа?
- подписание (первоначальное согласие государства соблюдать условия договора);
- утверждение документа законодательным органом власти государства;
- отказ государства от его подписания;
- подписание документа Президентом государства.
Критерии оценок:
В каждом тесте по 4-5 тестовых заданий. За каждое правильно выполненное тестовое задание студент получает по 2 балла.
5. Зачет
К зачету по дисциплине «Права человека» допускаются студенты, набравшие по итогам трех модулей 60 и более баллов. На зачете, который проводится письменно в форме ответов на вопросы по курсу, студент может набрать максимум 40 баллов. Они складываются из расчета 2 вопроса по 20 баллов каждый, по разделам курса.
20 баллов – студент на высоком уровне разбирается в материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам и отстаивает свою точку зрения, соблюдает нормы литературной речи, приводит примеры из источников права.
15 баллов - студент хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, соблюдает нормы литературной речи.
10 баллов - студент неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская отдельные неточности, знает источники, материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом, умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.
5 баллов - студент неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская неточности, не знает источники, материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.
0 баллов – студент не владеет материалом, не может изложить собственную позицию.