Специфика преподавания дисциплины для лиц с ограниченными возможностями.

В целях реализации индивидуального подхода к обучению студентов, осуществляющих учебный процесс по собственной директории в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется на следующих возможностях:

- индивидуальные консультации преподавателя (очно, в часы консультаций, по электронной почте, а также с использованием программ Skype, Wiber, а также возможностей социальных сетей);

- максимально полная презентация содержания дисциплины в ПТК «УМНИК» (см., в частности, полнотекстовые лекции, презентации, аудиоматериалы, тексты для перевода и анализа и т.п.).

Приложение 1

Формы интерактивных аудиторных мероприятий

№ п/п Формы интерактивных аудиторных мероприятий Вид аудиторного занятия (лекция, практ. (сем.) зан.), лаб. зан.) Тема занятия
1. Использование ролевых игр   + семинар В соответствии с РП
2. Совместное решение практических казусов и иных проблем + семинар В соответствии с РП
3. Мультимедийные презентации + лекция В соответствии с РП
4. Метод мозгового штурма + семинар, лекция В соответствии с РП
5. Метод малых групп + семинар В соответствии с РП

Количество часов в интерактивной форме по учебному плану – 17.

Приложение 2

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.

1. Практические занятия (при наличии семинарских и лабораторных занятий)

В ходе изучения дисциплины «Права человека» перед студентами стоит задача не только закрепить знания о понятиях права человека и права гражданина, правовое и социальное государство, а также система юридических механизмов защиты прав и свобод человека, но и сформировать у себя на основе полученных правовых знаний соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции – общенаучные, инструментальные, социально-личностные компетенции, инвариантные к области деятельности выпускника, характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции – совокупность профессиональных знаний, умений и личных качеств, позволяющих выпускнику успешно решать разнообразные, в т.ч. нестандартные профессиональные задачи.

Целью семинаров для студентов, приступающих к изучению курса, является: 1) более глубокое знакомство с некоторыми узловыми вопросами соответствующего раздела курса «права человека»; 2) обретение навыков научно-исследовательской работы на основе анализа текстов источников и применение различных методов исследования; 3) выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу, включая историографию; 4) формированию общекультурных и профессиональных компетенций курса.

Критерии оценки:

4 балла – подготовка на высоком уровне презентаций по тематике занятия.

3 балла – студент, хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам и отстаивает свою точку зрения, соблюдает нормы литературной речи, активно участвует в работе группы на семинаре.

2 балла – студент, хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам, не проявляет активность в работе группы на семинаре (готовится и отвечает только на один вопрос семинарского занятия).

1 балла – студент, неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская отдельные неточности, знает источниковый материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом, умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.

Максимальное количество баллов за работу на семинаре – 4 балла.

2. Самостоятельная работа (обязательно, могут входить: подготовка рефератов, докладов, эссе, проектов, курсовых работ и т.д.)

Контрольная работа

Самостоятельная работа студентов высших образовательных учреждений является одним из основных путей приобретения и углубления знаний, познания общественной практики. Самостоятельная работа – ведущая форма учебного процесса, основной вид занятий студента вуза.

Главной задачей самостоятельной работы студента является развитие умения приобретать научные знания путем индивидуальных поисков, формирование интереса к активному творческому подходу в учебной работе и иных видах освоения вузовской программы.

Цель написания контрольной работы заключается в побуждении к размышлению по заданной теме.

Тематика контрольной работы:

В соответствии с учебным планом каждый студент должен выполнить письменную контрольную работу. Целью ее является углубление знаний по изучаемому предмету и совершенствование навыков работы с нормативными актами и литературными источниками.

Вариант работы выбирайте согласно первой букве своей фамилии.

Контрольная работа выполняется с помощью компьютерного набора на листах белой бумаги формата А 4. Шрифт - Times New Roman. Кегль - 14. Интервал – 1,5. Абзацный отступ – 1,25 см. Поля вверху и внизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Весь текст выравнивается по ширине, в тексте устанавливается автоматический перенос слов. Нумерация страниц справа, внизу страницы. Первой страницей является титульный лист (номер на нем не ставится).

Выполняйте работу самостоятельно, внимательно вникнув в суть каждого задания и изучив необходимые нормативные и литературные источники (на них должны быть ссылки). При использовании нормативных источников обязательно учитывайте все изменения, внесенные в законодательство.

Зачтенная контрольная работа и практические задания, предусмотренные учебным планом, являются основанием для допуска к зачету.

ВАРИАНТ 1. А-Е

1. Развитие концепции прав человека и ее содержание в условиях современной цивилизации. Многообразие понятия прав человека.

2. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина».

3. Права человека как наука и учебная дисциплина.

4. Соотношение учебной дисциплины о правах человека с иными гуманитарными предметами.

ВАРИАНТ 2. Ж-М

1. Системноцентристский и персоноцентристский подходы в определении отношений «человек – государство».

2. Гражданство как устойчивая правовая связь с государством, его содержание и существенные признаки.

3. Правовой статус личности и его характер в государстве с различными политическими режимами.

4. Права человека и правовое государство: поддержание и взаимосвязь.

ВАРИАНТ 3. Н-Т

1. Права человека в воззрениях Радищева и Декабристов.

2. Взгляды на проблемы прав человека Б. А. Кистовского. П. А. Новгородцева.

3. Развитие идей прав человека в трудах Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева.

4. И. А. Ильин и Н. А. Бердяев о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.

ВАРИАНТ 4. У-Я

1. Устав ООН.

2. Международный билль о правах человека.

3. Акты, регулирующие права лиц, подвергающихся тюремному заключению (минимальные стандартные правила обращения с заключенными) 1977 г., Основные принципы обращения с заключенными 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению 1988 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или угрожающих достоинству видов обращения или наказания.

4. Акты конвенционных и специализированных органов по правам человека (комитета по расовой дискриминации, по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комитета против пыток, Комитета по правам ребенка, а, также, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ).

Критерии оценки:

Знание и понимание теоретического материала – 1 балл:

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации – 1 балл:

- грамотно применяет категории анализа;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

- дает личную оценку проблеме.

Построение суждений – 1 балл:

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы – 1 балл:

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

- соответствие формальным требованиям.

Подготовка презентации по тематике контрольной работы – 1 балл.

Максимальное количество баллов за эссе – 5 баллов.

3. Модульные работы (обязательно, могут проводиться в разных формах на усмотрение преподавателя)

В результате выполнения модульной работы студент может получить следующие баллы:

15 баллов, если:

- раскрыты в полном объеме все задания,

-определены рассматриваемые понятия четко и полно, приведены соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

Если в варианте задания 3 вопроса для выполнения, то за каждый вопрос студент может получить максимум 5 баллов. Если в варранте задания 2 вопроса – по 7,5 баллов.

Количество баллов зависит от полноты и качества выполнения заданий. За модульную работу студент может получить от 0 до 15 баллов.

Модульная работа № 1

Соотнесите имена исторических деятелей с их высказываниями. Ответы перенесите в бланк.

Например:

Исторический деятель Цитата
Бенджамин Франклин Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности.

Ответ в бланк:

Исторический деятель Цитата
   
Исторический деятель Цитата
1) Ленин В.И.   1. Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его.
2) Макиавелли Н. 2. «Демократия самый плохой строй, но лучшего человечество пока не придумало»
3) Аристотель 3. «Человек по природе существо политическое»
4) Монтескье Ш 4. «Политическая власть, в собственном смысле слова, это – организованное насилие одного класса для подавления другого»
5) Черчилль У 5. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»
6) Вольтер 6. «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы».
7) Путин В. 7. Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций - безумие, преступление
8) Ганди М 8. В вопросах совести закон большинства не действует. У Бога нет религии.
9) Маркс К. 9. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.
10) Сахаров А.Д. 10. «Любая власть, прежде всего, означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту».

Модульная работа № 2

Статья 7 Всеобщей Декларации прав человека гласит следующее.

«Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».

Однако, как свидетельствует практика, в жизни этот принцип зачастую нарушается. В этой связи Вам поручено выступить с публичной речью о равенстве людей перед законом. Аргументируйте свое выступление ссылками на нормы международного права, в частности Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Приведите примеры, когда принцип равенства людей перед законом не соблюдается и предложите меры, направленные на предотвращение подобных случаев.

Модульная работа № 3

Проведите сравнительный анализ Европейской и Международной универсальной системы защиты прав человека. Составьте заявление о нарушении права на достоинство личности в Европейский Суд по правам человека и в Комитет ООН против пыток.

4. Тесты

Тестовые задания выполняются студентами по результатам освоения соответствующих тем.

Тема № 2 «Права человека в истории политико-правовой мысли»

1. К демократическим принципам построения государства не относится:

- верховенство закона в государстве;

- выборность органов власти;

- избирательность законодательства;

- равенство прав граждан государства.

2. Какое из предложенных ниже определений относится к правам человека?

- совокупность гарантируемых и охраняемых государством правовых норм, защищающих интересы гражданина;

- совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти;

- воля господствующего класса, отлитая в закон.

3. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?

- от национальности, расы, пола, религии;

- от богатства;

- от политических убеждений;

- ни от чего, (все должны обладать равными правами).

4. В основе философии прав человека лежит признание:

- наличия у человека человеческого достоинства;

- абсолютного верховенства закона в общественной жизни;

- господства большинства над меньшинством;

- полного равенства всех людей.

Тема №4 «Структура прав человека и гражданина»

1. Согласно международным стандартам прав человека право на жизнь:

- может быть ограничено в случаях опасности государственного переворота;

- может быть ограничено в условиях содержания под стражей;

- может быть ограничено для защиты любого лица от незаконного насилия;

- может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.

2. Тайна переписки может быть ограничена на основании:

- распоряжения прокурора;

- судебного решения;

- решения следователя.

3. В соответствии с Конституцией РФ принудительный труд:

- допускается только в местах лишения свободы, и используется для исправления лиц совершивших преступления;

- запрещен;

- разрешен только в районах, где нет достаточного количества рабочих.

5. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в /во …:

- Гражданском кодексе РФ;

- Декларации прав человека и гражданина;

- Конституции РФ;

- Всеобщей декларации прав человека.

Тема № 6 «Международно-правовая защита прав человека»

1. Какой орган в ООН выступил в качестве разработчика Всеобщей Декларации прав человека?

- ЭКОСОС (Экономический и социальный совет);

- Генеральная Ассамблея;

- Комиссия по правам человека;

- Совет по опеке.

2. Какой из документов не входит в Международный Билль о правах человека?

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

- Всеобщая Декларация прав человека;

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

3. Одно из четырех утверждений относительно Всеобщей Декларации прав человека – неверное. Какое?

- этот документ носит рекомендательный характер;

- ее перевели более чем на 200 языков мира;

- в ней прописаны только права человека, но ничего не сказано об обязанностях;

- она была принята в Париже 48 голосами при 8 воздержавшихся.

4. Что понимается под ратификацией международного документа?

- подписание (первоначальное согласие государства соблюдать условия договора);

- утверждение документа законодательным органом власти государства;

- отказ государства от его подписания;

- подписание документа Президентом государства.

Критерии оценок:

В каждом тесте по 4-5 тестовых заданий. За каждое правильно выполненное тестовое задание студент получает по 2 балла.

5. Зачет

К зачету по дисциплине «Права человека» допускаются студенты, набравшие по итогам трех модулей 60 и более баллов. На зачете, который проводится письменно в форме ответов на вопросы по курсу, студент может набрать максимум 40 баллов. Они складываются из расчета 2 вопроса по 20 баллов каждый, по разделам курса.

20 баллов – студент на высоком уровне разбирается в материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам и отстаивает свою точку зрения, соблюдает нормы литературной речи, приводит примеры из источников права.

15 баллов - студент хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, соблюдает нормы литературной речи.

10 баллов - студент неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская отдельные неточности, знает источники, материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом, умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.

5 баллов - студент неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская неточности, не знает источники, материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.

0 баллов – студент не владеет материалом, не может изложить собственную позицию.

Наши рекомендации