Право международной безопасности.
Понятие права международной безопасности и право на самооборону. Международно-правовые ограничения на создание и размещение ядерного оружия. Международно-правовые ограничения на создание и применение иных видов вооружений. Международно-правовые соглашения по вопросам разоружения и демилитаризованные зоны.
Понятие права международной безопасности и право на самооборону.
Право международной безопасности – это совокупность норм МП, призванных обеспечить политическую независимость и территориальную целостность государств, поддержание международного мира и пресечение актов агрессии.
Основа современного международного права МБ является закрепленная в уставе ООН обязанность государств не применять с илу международных отношениях. Одновременно Устав ООН предоставляет право государствам применять силу для самообороны в случае, если на данное государство произойдет вооруженное нападение, но до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.
Для достижения этой цели международное право выработало целую систему мер. Они включают в себя:
1) запрещение применения силы против политической независимости и территориальной целостности государств и предоставление им права на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.
2) создание систем коллективной безопасности как универсальной в рамках ООН, так и региональных (изучено в разделе «международные организации»).
3) запрещение или ограничение на создание, применение и размещение наиболее эффективных видов оружия.
4) наложение ограничений на численность и виды вооружений и вооруженных сил путем заключения международных соглашений о разоружении и международном контроле за деятельностью вооруженных сил.
5) создание демилитаризованных зон.
Право на самооборону возникло одновременно с появлением обязанности не использовать силу в международных отношениях.
Государства утратили право использовать вооруженную силу в международных отношениях тогда, когда они этого пожелают, и в соответствии с современным МП могут делать это только в двух случаях: с санкции совета безопасности ООН, и в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Согласно этой статье каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону, если на данное государство произойдет вооруженное нападение, но только до тех пор, пока Совбез ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
Меры, предпринятые при осуществлении права на самооборону должны быть незамедлительно сообщены Совбезу ООН и ни коим образом не должны затрагивать его полномочий и ответственности в отношении принятия таких мер, которые он сочтет необходимым.
В декабре 1974 года ГА ООН приняла резолюцию под названием «Определение агрессии». Согласно этому документу, агрессия – это применение вооруженной силы одним государством против территориальной целостности и политической независимости другого государства первым или каким-либо иным способом, не совместимым с Уставом ООН.
Независимо от объявления войны актом агрессии считается:
1) нападение или вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства. Оккупация или аннексия части территории другого государства в результате этого нападения.
2) бомбардировка или применение любого другого оружия против территории другого государства.
3) морская блокада портов и берегов другого государства.
4) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные сухопутные, военно-морские или военно-воздушные силы другого государства.
5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушении условий, установленных в соглашении, или продолжение их пребывания в другом государстве по прекращению действия соглашения.
6) разрешение государством, чтобы его территория использовалась другим (третьим) государством для совершения агрессии.
7) посылка государством или от его имени вооруженных групп, осуществляющих применение вооруженной силы против другого государства ведущих боевые действия против другого государства.
Важен сам факт проявления агрессии, в данный момент без санкции ООН (миротворчество)цели не имеют значения и подобные действия можно считать противоправными.
В резолюции ГА ООН подчеркивается, что никакие соображения военного, политического и экономического характера не могут служить оправданием агрессии. Никакие приобретения, в т.ч. и территориальные, полученные в результате агрессии не могут быть признаны законными. В том числе и защита прав человека. Не дает права!
Гуманитарная интервенция.
Сила этой резолюции в том, что это кодификация обычных норм + на него ссылаются общеобязательные источники.
В 2010 году в Устав Международного Уголовного Суда было внесено важное дополнение. В соответствии с ним, юрисдикция суда будет распространяться и на акты агрессии, совершенные государствами-участниками или на территории государств-участников.
Ответственности подлежат не непосредственные исполнители агрессии (солдаты и офицеры), а высшие руководители государства, осуществившего агрессию.