Преступления международного характера.
Преступления международного характера – это уголовные преступления, совершаемые на территории двух и более государств или гражданами одного государства в отношении граждан другого государства, преследование которых предусмотрено нормами МП. В настоящее время в число преступлений международного характера входят:
1) работорговля, то есть перевозка рабов из одного государства в другое государство.
2) убийство, похищение или нападение на главу иностранного государства, главу правительства, министров, дипломатических или консульских представителей иностранного государства.
3) захват заложников с целью заставить иностранное государство совершить определенные действия.
4) производство, продажа, транспортировка наркотических и психотропных средств из одного государства в другое государство.
5) захват, кража, а также без разрешения компетентных органов владение, использование, уничтожение ядерного расщепляющегося материала.
6) применение пыток должностным лицом государства или по их подстрекательству, или с их ведома, или с их молчаливого согласия.
7) убийство, похищение и нападение на персонал ООН, а также нападение на помещения и транспортные средства ООН.
8) незаконный захват воздушных судов, совершение актов насилия на борту воздушных судов или в аэропортах, если такие акты ставят под угрозу безопасность полетов.
9) незаконный захват морского судна или стационарной платформы, расположенной на континентальном шельфе, или совершение актов насилия на борту судна или платформы, которые могут угрожать их безопасности.
10) организация и осуществление взрывов в общественных местах.
11) пиратство, то есть любой неправомерный акт насилия или грабежа, совершаемый экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата, совершенный в открытом море против другого судна или летательного аппарата.
В отношении каждого из этих преступлений был заключен соответствующий договор (или договоры), в котором государства давали определение состава этих преступлений, обязывались криминализовать их (включить их в свои уголовные законы), а также расширяли круг государств, имеющих право привлекать к ответственности лиц, совершивших эти преступления.
Так, большинство из этих конвенций позволяет распространить свою юрисдикцию на эти преступления не только на государство, где преступление совершено, и государство-гражданство преступника, но и на государство-гражданство потерпевшего, а также на государство, иным образом пострадавшее от этих преступлений.
Выдача и передача.
Современное МП различает институты выдачи и передачи. Выдача (экстрадиция) представляет собой предоставление одним государством в распоряжение другого государства лица, обвиняемого или осужденного за совершение уголовного преступления для привлечения к уголовной ответственности. Передача же означает предоставление государством определенного лица в распоряжение международного судебного учреждения для его привлечения к международной ответственности.
На передачу не распространяются внутригосударственные нормы, регулирующие порядок выдачи.
Обязанности ВЫДАЧИ преступников у одного государства в другое в международном праве не существует. Такая обязанность может появиться лишь в результате заключения специального международного договора, в котором предусматривается обязанность выдавать лиц, обвиняемых или осужденных за совершение уголовных преступлений, и условия такой выдачи.
В настоящее время РФ является участником двух многосторонних соглашений (договоров), в которых регулируются вопросы выдачи, и большого количества двухсторонних соглашений о правовой помощи, один из разделов которых посвящен вопросам выдачи.
Данные договора.
РФ является участником Европейской конвенции о выдаче 1957 года (заключена в рамках Совета Европы, участвует государства-члены СЕ), а также Конвенции СНГ о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
Двухсторонние соглашения СССР и РФ заключили с государствами Восточной Европы, бывшими республиками СССР, а также с большинством соседних государств, в том числе с Ираном, Монголией, КНР, Турцией, КНДР.
В соответствии с этими соглашениями стороны обязуются выдавать друг другу лиц, обвиняемых в совершении преступлений, наказуемых по законодательству обоих государств не менее чем на один год лишения свободы, а также для отбытия наказания, составляющего не менее 6 месяцев лишения свободы (по Конвенции СНГ). По Европейской конвенции 1957 года – не менее 4 месяцев.
Отсутствие обязанность по выдаче не препятствует возможности выдачи лица государством по своей воле.
В соответствии с договорами стороны обязуются выдавать друг другу лиц, обвиняемых в совершении преступлений, наказуемых по законодательству обоих стран по конвенции СНГ не менее чем на один год лишения свободы, а по Европейской Конвенции не менее чем на 6 месяцев лишения свободы, а также для отбытия наказания, составляющего о Конвенции СНГ не менее 6 месяцев лишения свободы, а по Европейской Конвенции не менее 4х месяцев.
Преступление должно быть уголовно-наказуемым в обоих государствах. Учитывается тяжесть преступления. Необходимо, чтобы преступление было наказуемо лишением свободы на определенный срок (смотри выше).
Главный принцип. Просить о выдаче можно – деяние должно быть уголовно-наказуемым, наказание за деяние не менее 1 года лишения свободы.
В выдаче может быть отказано в следующих случаях:
1) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемой стороны.
2) согласно законодательству запрашиваемой стороны, истек срок давности.
3) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемой стороны уже вынесен приговор или продолжается судебное разбирательство.
4) преступление было совершено полностью или частично на территории запрашиваемой стороны.
Европейская конвенция 1957 года дополняет этот перечень следующими основаниями:
5) выдача не производится, если правонарушение (преступление), послужившее основанием для просьбы о выдаче, рассматривается в запрашиваемой стороне как политическое. Однако, в соответствии с Дополнительным протоколом 1975 года к Европейской конвенции 1957 года, не считаются политическими преступлениямигеноцид, а также грубые нарушения законов и обычаев войны (военные преступления). В соответствии с Европейской конвенцией о пресечении терроризма 1977 года государства-участники также обязались не считать политическими следующие деяния: преступления против безопасности гражданской авиации, преступления против жизни и свободы лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников и преступления, связанные с применением огнестрельного оружия или взрывчатки.
6) в выдаче может быть отказано за воинские преступления, не являющиеся общеуголовными. Дезертирство, отказ в выполнение приказа и т.д.
7) в выдаче может быть отказано, если правонарушение по законодательству запрашивающей стороны наказывается смертной казнью.
8) если, по мнению запрашиваемой стороны, процедура вынесения приговора не удовлетворяла минимальным правам на защиту для обвиняемого.
Если совершается преступление политически мотивированное, но насильственная реализация, то возможна выдача (?).
Кроме того, в законе о ратификации Конвенции 1957 года Российская Федерация оставила за собой право не выдавать тех лиц, чья выдача может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности и другим важным интересам. Это положение включено и в двухсторонние договоры РФ.
Лицо может быть привлечено к ответственности лишь за те преступления, которые были указаны в просьбе о выдаче. Оно не может быть выдано третьему государству без согласия выдавшего государства. После отбытия наказания, в течение установленного договором срока от 30 до 45 дней лицо не может быть арестовано за преступления, совершенные до его выдачи. Может беспрепятственно покинуть территорию страны. Если оно не покинет территорию запрашивающего государства в течение этого срока или вернется туда, то согласие выдавшего государства уже не требуется.
Запрос о выдаче направляется по дипломатическим каналам. В случае срочной необходимости можно просить о предварительном задержании разыскиваемого лица. В большинстве государств вопрос о выдаче решается судом в соответствии с обычной судебной процедурой.
В большинстве государств мира решение о выдаче принимается судебными органами.
Важную роль в помощи и сотрудничестве государств в борьбе с преступностью оказывает Международная Организация Уголовной Полиции (Интерпол). Она была создана в 1923 года. В 1956 году было принято нынешнее название данной организации и ее Устав. Главной задачей Интерпола является развитие сотрудничества органов уголовной полиции государств-участников и содействие им в борьбе с преступностью.
Руководящими органами Интерпола являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Секретариат. Кроме того, в каждом государстве-участнике создается Национальное Бюро по связи с центральными учреждениями Интерпола.
Сам Интерпол и его сотрудники не занимаются ОРД. Через Интерпол государства-участники сообщают о находящихся в розыске лицах и через Интерпол узнают о задержании разыскиваемого в другом государстве. После этого начинается обычная процедура выдачи.Выдача таких лиц производится в соответствии с обычной процедурой. Занимается только общеуголовными, не политическими преступлениями. Центральную роль играют Центральное Учреждение и создаваемое в государствах Национальное Бюро. Служат сотрудники органов внутренних дел соответствующего государства. Совершают действия во исполнение запросов Интерпола.