Международные иммунитеты государств.
Среди международных иммунитетов государства в первую очередь выделяют юрисдикционный иммунитет и иммунитет государственной собственности.
Юрисдикционный иммунитет означает, что решения и действия, принятые или совершенные органами власти одного государства на своей территории в рамках своей компетенции не подлежат ни рассмотрению, ни пересмотру органами власти другого государства.
Суды одного государства не вправе принимать иски против другого государства в целом или против его отдельных органов. Однако, при заключении конкретных гражданско-правовых соглашений, государство или государственный орган вправе отказаться от своего иммунитета.
Иммунитет государственной собственности означает, что имущество, принадлежащее иностранному государству на территории другого государства, не может быть подвергнуто ни аресту, ни взысканию даже для погашения долгов этого государства или для возмещения причиненных им убытков. При этом судебные органы многих государств признают такой иммунитет лишь за имуществом, необходимым государству для исполнения его властных функций, то есть за имуществом государственных учреждений и имуществом вооруженных сил. Однако не признают иммунитета за имуществом иностранных государственных организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. От такого иммунитета государства также вправе отказаться при заключении конкретного гражданско-правового договора.
Государство имеет полное право отказаться от иммунитетов, заключая соглашения с частными лицами.
Право участвовать в международных отношениях включает в себя право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, право заключать МД и право быть членом международных организаций.При этом у других стран нет обязанности принимать государство в международные организации, нет обязанностей устанавливать дипломатические отношения и нет обязанности заключать МД с государством.
Правопреемство государств.
Правопреемство – это переход прав и обязанностей от одного государства к другому государству в результате изменения их государственных границ. Вопрос о правопреемстве возникает только в том случае, если изменения этих границ произошло в соответствии с международным правом.
Те государства, которые не признают данные изменения по-прежнему вправе считать, что носителем всех прав и обязанностей в отношении данной территории по-прежнему является государство-предшественник.
Критерием законности изменения государственных границ является признание другими государствами. Все государства, кроме Иордании и еще какого-то государства, не признали аннексию Ираком Кувейта. Отсюда заявление Ирака о том, что Ирак является правопреемником Кувейта, не имеет силы.
Не любое фактическое изменение государственных границ является правопреемством, а только такое изменение, которое является законным.
Вопросы правопреемства регулируются двумя международными конвенциями. Конвенция 1978 года «О правопреемстве в отношении международных договоров» и Конвенция 1983 года «О правопреемстве в отношении государственной собственности, государственного долга и государственных архивов».
Однако, эти конвенции были ратифицированы незначительным числом государств, и поэтому отношения правопреемства большей частью регулируются обычными нормами, которые и были кодифицированы в данных конвенциях.
В этих конвенциях рассматриваются основные возможные ситуации изменения государственных границ:
1) часть территории одного государства переходит к другому государству (нынешний Выборгский район Ленинградской области в 1940 году перешел от Финляндии к СССР). В этом случае в момент перехода договоры государства-предшественника утрачивают свою силу на переходящей территории, а договору государства-преемника вступают в силу. Государству-преемнику без компенсации переходит все недвижимое государственное имущество на переходящей территории. Государственный долг в отношении этой территории подлежит разделу между предшественником и преемником. Гражданам государства-предшественника, проживающим на переходящей территории, обычно предоставляется право оптации, т.е. право выбора гражданства в течение определенного установленного срока.
2) часть территории отделяется от государства-предшественника и образует новое независимое государство (Эритрея отделилась от Эфиопии, Южный Судан отделился от Судана). В этом случае в отношении международных договоров действует принцип tabularasa, в соответствии с которым международные договоры государства-предшественника действуют на территории нового государства до тех пор, пока либо оно само, либо его контрагент не откажутся от исполнения этого договора. В отношении государственного имущества всё оно без компенсации переходит государству-преемнику. В отношении международного долга Конвенция 1983 года предусматривает полное освобождение нового государства от правопреемства долга государства-предшественника, в т.ч. и сделанного для развития территории государства-преемника.
Конвенция 1983 года не ратифицирована многими, потому что она несправедлива. Выход к морю в Эфиопии был только на территории будущей Эритреи. А Эритрея взяла и отделилась. А Эфиопия долги брала, чтобы порты строить в Эритрее. А она взяла и отделилась. А долги должна выплачивать Эфиопия. Несправедливо.
3) в случае распада или слияния государств все вопросы правопреемства должны разрешаться по соглашению между преемниками.
Применительно к МД бывшего СССР Министерство Иностранных Дел РФ в специальной Ноте от 13.01.1992 года уведомила все государства, что все МД СССР сохраняют свою силу в отношении вновь образовавшегося государства. В отношении государственной собственности бывшего СССР все государства-преемники (бывшие республики СССР) обратили в свою собственность движимое и недвижимое союзное имущество, оказавшееся на их территории. В отношении госдолга СССР Российская Федерация заключила соглашение со всеми бывшими союзными республиками, кроме трех прибалтийских о принятии на себя внешнего государственного долга СССР в обмен на отказ этих государств от претензий на собственность СССР за границей. Что такое собственность за границей? Здания посольств и дипмиссий, а еще долги других государств по отношению к СССР. Это имущество бесполезно, ибо долги были безнадежными. Российская Федерация является не просто правопреемником, но и продолжателем СССР. Это означает, что РФ осуществляет права и несет обязанности бывшего СССР, которые по своей природе не могут быть разделены. Так, РФ заняла место СССР в международных организациях, в т.ч. стала постоянным членом Совбеза ООН. Также РФ - единственная из республик бывшего СССР - является атомным государством в соответствии с положениями договора 1968 года «О не распространении ядерного оружия».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.