Конспект лекции: Система избирательных комиссий в РФ

Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - ЦИК РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ, а также муниципальными органами -избирательная комиссия муниципального образования;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

Избирательные комиссии в различных выборах могут выступать в трех качествах: окружной, территориальной и участковой комиссии. Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Она распространяет свою деятельность на всю территорию, от которой избирается выборное лицо (выборные лица). Так, при выборах Президента РФ, депутатов ГД по пропорциональной избирательной системе вся территория РФ составляет один избирательный округ. В качестве окружной избирательной комиссии в данном случае выступает ЦИК РФ. При выборах депутатов ГД по одномандатным округам в рамках мажоритарной избирательной системы окружные избирательные комиссии создаются в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов и выступают в качестве высшего звена избирательных комиссий по выборам депутата ГД в соответствующем округе. Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством РФ, а также административно-территориальным делением субъектов РФ. Территориальными комиссиями являются ЦИК РФ (территория деятельности - вся РФ), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований. Также постоянно действующие муниципальные (городские, районные) избирательные комиссии выполняют роль территориальных комиссий на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти.

Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются ГД из числа кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. Пять членов назначаются Советом Федераций из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов назначаются Президентом РФ.

Для иных комиссий установлен единый порядок формирования, обеспечивающий демократизм этой процедуры, паритетное участие в ней государственных органов законодательной и исполнительной власти, активное участие общественных объединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей. Так, избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти создаются законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее одной трети состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в ГД, а также в законодательных (представительных) органах власти субъекта РФ. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения (блока).

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами местного самоуправления в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Как дополнительную гарантию независимости избирательных комиссий федеральный закон устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава. Федеральный закон об основных гарантиях впервые устанавливает возможность расформирования избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных, участковых комиссий в случае такого нарушения ими избирательных прав граждан, которое повлекло признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в целом. Решение о расформировании избирательной комиссии может быть принято только судом по заявлению депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего уровня, а также ЦИК (в отношении комиссии субъекта РФ).

70. Конспект лекции: Избирательные округа: понятие, виды, порядок образования

Образование избирательных округов - вторая стадия избирательного процесса после назначения выборов.

Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов. Территориальный принцип является наиболее демократичным.

Избирательные округа разделяются на виды по нескольким основаниям. По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные и многомандатные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается одно лицо, многомандатным - несколько (два и более) лиц. Избирательные округа, образуемые при выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности территориального принципа разделяются на округа, образованные на основе единой нормы представительства, и административно-территориальные округа.

Единая норма представительства означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (местного самоуправления).

В основе образования админнстративно - территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное деление РФ. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования). Административно - территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты - палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются прежде всего представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц).

Два этих принципа образования округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для выборов депутатов ГД по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не менее одного избирательного округа на субъект РФ.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании пропорциональной избирательной системы образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты ГД, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию РФ. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов РФ, главы муниципальных образований.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусматривает образование только «чисто» территориальных округов и предъявляет к ним следующие требования:

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ;

2) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;

3) при соблюдении первых двух условий учитывается административно - территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов. Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).

Наши рекомендации