Типология управленческих решений. Требования к управленческому решению.
Классификация управленческих решений, принимаемых на предприятии, может проводиться по различным критериям.
1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения.
2. По длительности действия выделяют решения: А) стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия, на решение перспективных задач; Б) тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года; В) оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.
3. По виду лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения: А) индивидуальные, принимаемые руководителем единолично; Б) коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании); В) коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия.
4. По степени определенности используемой информации, решения подразделяются на: А) решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решений; Б) решения, принимаемые в условиях стохастической определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях задана в вероятностных показателях; В) решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда используемая информация вообще не имеет численного выражения или эта информация противоречива.
5. По степени уникальности выделяют решения: А) рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно; Б) периодические, принимаемые руководителем с определенной частотой; В) уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике, здесь важно подчеркнуть, что уникальность решения субъективна: ситуация для одного руководителя являющаяся уникальной для другого может быть рутинной.
6. По степени проявления творчества рассматривают решения: А) нетворческие или запрограммированные, когда известен алгоритм выработки решения, т.е. когда решение это реализация определенной последовательности известных руководителю шагов, представляющих собой логические или математические операции; Б) творческие или незапрограммированные, необходимость в которых возникает, когда руководитель сталкивается с неструктурированной ситуацией, содержащей неизвестные ему факторы. В этом случае нельзя составить конкретную последовательность шагов, ведущих к принятию обоснованного решения. Поэтому руководителю приходится одновременно разрабатывать процедур выработки и принятия решения и вырабатывать само решение.
7. По степени сложности решения подразделяются на: А) простые, принимаемые по одному критерию оценки и выбора альтернатив; Б) сложные, принимаемые по нескольким, зачастую противоречивым критериям. Именно эти решения являются наиболее распространенными при управлении организацией.
8. По виду зависимости переменных от времени выделяют решения статические и динамические.
9. По степени охвата объекта управления, относительно которого принимается решение, выделяют: А) общие, охватывающие весь объект; Б) частные, охватывающие некоторые стороны деятельности объекта (например, сбыт продукции на предприятии); В) локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (например, решение об отзыве из отпуска какого-либо сотрудника).
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие: 1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели. 2. Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации. 3. Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. И с этой точки зрения важно иметь в виду перспективную эффективность принимаемого решения. 4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным. 5. Соответствие полномочиям лица. принимающего решения (ЛПР), что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что, принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. Превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных. 6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения. 7. Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным.
Предмет, объекты, формы, средства и инструменты государственного регулирования и планирования экономики.
Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.
Механизм регулирования экономики включает: 1) ресурсы регулирования, 2) объекты регулирования, 3) формы регулирования, 4) методы регулирования, 5) концепции регулирования, 6) инструменты регулирования.
К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет, а также во внебюджетные фонды); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.
Объекты государственного регулирования - экономические циклы, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, платежный баланс, окружающая среда, социальные отношения и т.п.
Формы регулирования современной смешанной экономики: 1) конкурентно-рыночная; 2) корпорационная; 3) государственная; 4) межгосударственная; 5) Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры.
Методы регулирования. Современное рыночное хозяйство регулируется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) методами. При этом безусловно преобладающими являются экономические регуляторы, которые органично вписываются в рыночную систему, не разрушая ее структуру. Причем следует особо подчеркнуть, что проведенное разграничение методов регулирования довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования. Вместе с тем административные и экономические методы существенно различаются. Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а иногда вообще сводят ее к нулю (последнее возможно там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, перерождаясь в административно-командную систему). Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом.
Инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются: 1) налоги, налоговые льготы и финансовые санкции; 2) государственные инвестиции и субсидии; 3) учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке; 4) государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах; 5) государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен; 6) прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг; 7) целевые социально-экономические и научно-технические программы; 8) хозяйственное законодательство и т.п.
При этом в рыночной экономике к инструментам, формам и методам регулирования обычно предъявляются определенные требования:
1) Недопустимы любые действия государства, серьезно разрушающие рыночный механизм саморегулирования: тотальное директивное планирование, натуральное распределение инвестиционных и потребительских товаров (фонды, купоны, талоны), административный контроль над ценами на конкурентных рынках и т.п.
2) Воздействие на рынок должно осуществляться в основном все же косвенными, экономическими методами.
3) И экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночные стимулы в соответствии с принципом «не помешай рынку».