Краткая предыстория индийского киноискусства
Краткая предыстория индийской культуры
Когда-то, в эпоху Древности, Индия являлась «великой отличительной культурой» - цивилизацией, одной из немногих величайших культур всех времён и народов. И это была культура Восточная. Но времена изменились. И сегодня Индия – всего лишь «развивающаяся» страна, вставшая на путь модернизации, или же, упрощённо, вестернизации. Индия, равно как и Восток в целом, к середине XX века поняла: догнать Запад можно только при условии, если самой стать Западом. В результате, спустя полвека, Индия, как и многие иные бывшие страны Востока, стали странами псевдо-Запада (развивающимися), или же странами Запада: странами развитыми, такими как, к примеру, Япония. Западные тезисы: «Жизнь – это гонка», «Время – это деньги» и прочие «экономически эффективные», но психопатологические, внеприродные идеи стали укрепляться на прежней природной Восточной почве. Сегодня Индия – уже давно не «великая отличительная культура», она давно мертва. Сегодня Индия - уже не Мать Востока, которая в дохристианское «осевое» время открывала миру истинный Путь Человека. Сегодня Индия – это дитя Запада, главная цель которого: занять достойное место в гонке за мифическим «Золотым Тельцом».
Краткая предыстория индийского киноискусства
Что представляет собой современное индийское киноискусство? После получения Индией независимости от Британии (1947) и усиления процесса мутации: «внутренней модернизации-вестернизации», киноискусство превратилось в одну из рентабельных отраслей экономики, увеличился массовый выпуск кинопродукции развлекательного характера, лишь условно связанного с социальной действительностью. Прогрессивные кинорежиссёры прошлого (включая «великого» Раджа Капура), подлинно отражавшие реалии жизни индийского общества, перерождались в бизнесменов, специализирующихся на тривиальных музыкальных мелодрамах и боевиках. Главным стало не качество продукции, а её количество. К началу 1970 гг. по количеству выпускаемых кинофильмов Индия вышла на первое место в мире, которое она удерживает уже 40 лет.
В конце 1960 гг. в знак протеста против коммерциализации и вестернизации индийского кинематографа возникло новое направление «параллельного индийского киноискусства». «Манифест нового кино» (1968), сформулированный режиссёрами М. Сеном и А. Каулом, провозгласил отказ от компромисса с традиционным кино, сближение искусства с реальной жизнью. Фильмы представителей «нового кино» никогда не демонстрировались ни в Советском Союзе, ни в современной России: ни по телевидению, ни в кинотеатрах. Они стали доступны истинных ценителям кино сравнительно недавно. В фильмах Мринала Сена, Сатьянжита Рэя и других авторов можно увидеть подлинное, «некарнавальное» киноискусство; подлинную, качественную игру актёров (здесь никто не кривляется); подлинную, неприукрашенную жизнь. Эти фильмы не заполнены множеством эстрадных песен, но в них есть необходимый музыкальный фон из индийской классической и традиционной музыки. Эти драматические фильмы можно отнести к элитарному и, следовательно, подлинному искусству; в то время как всё остальное индийское кино: тысячи музыкальных боевиков, комедий и мелодрам – к так называемой «массовой культуре», не имеющей отношения к подлинному, высокому искусству.
Фильмы «протестного» индийского кино не идут нигде, хотя заслуживают канала «Культура» и небольших элитных кинозалов. Все остальные индийские фильмы идут везде и всюду, потому что ещё в XIX веке стало побеждать «восстание масс» и родилась (во имя демократии!) «массовая культура». Сегодня мы видим полную социально-политическую победу «восстания масс» над аристократией и интеллигенцией, и, в связи с этим, - полное вытеснение низовой «массовой культурой» культуры высокой, подлинной, культуры элиты общества: аристократии и интеллигенции. В мире современного кино мы всё чаще видим фильмы, где уже нет ни режиссёра, ни актёров, ни оператора, ни композитора… Вместо них в современном «как бы киноискусстве» мы видим: «как бы режиссёра», «как бы актёров» и прочих «как бы операторов»…
Идиоты» Раджкумара Хирани
Среди бесконечного числа современных индийских кинолент, принадлежащих к явлениям низовой «массовой культуры», можно выделить фильм Раджкумара Хирани «Три идиота», снятого в жанре трагикомедии (точнее: в жанре музыкальной вульгарно-шутовской комедии). Фильм, снятый в таком ключе, с элементами пошлости (пошлость – как прикосновение к красоте грязными руками), обычно приносит хороший доход. К сожалению, вульгарность, шутовство и пошлостьв современном мире победившего «восстания масс» пробивают себе дорогу повсюду. Как плюс: позитивные авторские идеи, вложенные в содержание внешне тривиального фильма, могут дойти до значительной части кинолюбителей: фильм такого рода посмотрит множество людей. Кто-то из интеллигентов, заключив, из названия, что это, возможно, версия «Идиота» Достоевского, будет разочарован, и покинет зал вскоре после начала фильма.
Содержание фильма-притчи Раджкумара Хирани – как отголоски Востока, всё ещё проявляющиеся вопреки всему в современном искусстве Индии словно реликтовое излучение её великого прошлого. Форма фильма-комедии, посредством которой транслируется содержание, – как оценка нынешнего плачевного прозападного состояния индийского общества, живущего по древнеримскому плебейскому принципу: «Хлеба и зрелищ!» И если бы основу сюжета фильма можно было передать для съёмок мастеру «нового кино», он мог бы создать посредством иной художественной формы абсолютный киношедевр!
Действие фильма-трагикомедии Р. Хирани происходит в наши дни: в начале нового тысячелетия, в начале «тотальной эры машин», в которой господствуют вышеупомянутые идеи: «Жизнь – это гонка», «Время – это деньги» и т.д. В бешеном ритме жизни такого общества человек постепенно «расчеловечивается», «дегуманизируется», трансформируясь в «человека-машину»: ещё не машину, но уже не человека. Мы видим перед собой уже не живого человека, а «человека-автомобиля», «человека-компьютера», «человека-телефона», «человека-интернета»… Некоторые из современных «людей-машин» существуют одновременно во всех этих четырёх состояниях-измерениях.
Мы видим в фильме современное общество прозападного типа, в котором его главный антигерой и главный идиот назван Вирусом (Вирус - на языке сообщества машин - это «программа разрушения и убийства», что переводится на религиозный греческий язык как «Дьявол»). Вирус уже довольно стар, у него множество подопытных «роботов-последователей», из чего следует, что данная общественно-образовательная система, данная разрушительная программа задействована давно и пустила глубокие корни. Вирус не может породить ничего, кроме «вирусов», в его «гнезде» – только «вирусы»: подопытные «кролики» и, вероятно, такие же олигофрены-идиоты, как и он сам.
Олигофрения, что переводится с греческого как «недостаток ума», это врождённое или приобретённое в раннем детстве психическое недоразвитие (слабоумие). При этом идиотия (с греческого: невежество) – это наряду с дебильностью и имбецильностью третья и наиболее тяжёлая форма олигофрении. Феномен современного развития мирового сообщества таков, что об олигофрении можно говорить не только на уровне каких-либо конкретных людей с таким диагнозом и соответствующих лечебных учреждений, но и на более широком уровне. В последнее время речь идёт и об олигофренизации власти, и об олигофренизации общества в целом. Термин «идиот» можно рассматривать и не в чисто медицинском значении. Идиот (с греческого: тот, кто не учился; тот, кто не знает) – это всего лишь недалёкий, глупый человек. Можно сыронизировать: Что тут плохого? Сейчас ведь это модно! Когда-то люди соревновались в знаниях, а сегодня они соревнуются в незнании!
Как создаются «вирусы» в Системе Вируса? Они создаются на основе системы образования, в основе которой лежит тотальная зубрёжка: запоминание фактов и цифр без осмысления. Сам главный идиот - Вирус, словно машина-компьютер, читает год за годом одни и те же речи, ибо он не художник, он – трафаретный ремесленник. И все его коллеги - преподаватели-вирусы - это ремесленники, действующие по шаблону, по указке сверху: они не открывают новые пути; они, в лучшем случае, – не более чем интерпретаторы уже открытых путей. Они загружают мозг своих учеников, но не развивают его; они надрессированы, словно животные, но они не образованны и, следовательно, не могут вырастить образованных людей. Мы видим не живое образовательное учреждение, а конвейерное механическое производство. Роботы-студенты не учатся в колледже по-настоящему: во имя Знания, во имя Понимания, во имя обретения высокого Пути... Они учатся в нём формально, они «как бы» учатся: ради оценок, ради диплома, ради карьеры, ради поездки в США… Всех их сюда направили «заботливые» родители, зачастую вопреки их воле и призванию.
В руководстве такой системы образования, в её преподавательской среде нет и не может быть ничего чужеродного, она работает как монолит, как хорошо отлаженная машина-компьютер, машина-убийца «Вирус». Мы видели, как она убила один талант, как должен был погибнуть ещё один… Она, в лице самого Вируса, убила и собственного сына, не подчинившегося воле отца. Машина-убийца требует повиновения и соблюдения принципа: «Побеждай или умрёшь!»На каждого вошедшего в Систему машина-убийца ставит позорное клеймо раба. Появление в такой системе чужеродного элемента среди студентов является редкостью, исключением из правил. Любой росток будущего таланта, будущего Мастера в Системе формально либерально-демократической, а в действительности - авторитарно-тоталитарной - уничтожается в зародыше: в раннем детстве. Мы видим в кинокартине, как один такой росток на удивление выдержал давление аморальной Системы (общества), не был деформирован в детстве и явился нам в качестве начинающего светлого Мастера.
Сегодня Мастера встретить трудно и почти невозможно. Его не встретишь даже в его колыбели: на Востоке, которого уже практически нет. Мастер – это Учитель, Мудрец, Мессия, открывающий для мира, для людей новые, истинные Пути. Мастер воскрешает человека к жизни, к подлинной Жизни. Он открывает человеку самого себя, создавая из него Человека. Мастер создаёт новую, более гуманную мораль. Новую мораль, созданную тем ли иным Мастером прошлого, иногда называют религией. В консервативном, агрессивном «вирусном» мире Мастер может появиться только извне: из оазиса жизни.
И Он пришёл: молодой, начинающий Мастер, главный герой фильма, поначалу единственный позитивный персонаж. Уже с первого входа в Систему, Он не подчинился ей: Он не был клеймён «сержантами Системы» как «солдат Системы» и стал единственной свободной птицей в гнезде Вируса. Он встал на путь противостояния аморальному обществу и его порочной системе образования: вместо тупикового пути зубрёжки Он предложил Путь Понимания; вместо того чтобы сломя голову лететь к ложной цели Он предложил вдумчиво искать истину. Он предложил человеку искать, выбирать и находить своё подлинное призвание в жизни, которое позволило бы ему максимально реализовать свой внутренний потенциал и дарило бы радость творческого созидания!
Мастер поставил основной вопрос: Что превыше - видящий художник или слепой ремесленник? Он показал себя тем, кто знает: знает подлинный Ответ, знает иной Путь, знает новую Мораль. Он сотворил в гнезде Вируса двух своих учеников: Раджу и Фархана, ставших Учениками Мастера. За годы учёбы у Мастера они обрели Путь, обрели Мораль, обрели Знание. Они стали, как их Мастер, изменять окружающий мир к лучшему. Они перестали быть трафаретными и пошлыми, они стали просто красивы: красивы душой и телом. Они поклонились Мастеру (как принято на Востоке), который создал их. Мастер создал и третьего своего Ученика: это Пия, ученица из семейного гнезда Вируса. Далеко не сразу, но и она, с помощью Мастера и его Учеников, тоже открыла глаза и обрела Путь: Путь истинной Любви и подлинной Морали.
Сила Учеников Мастера стала такова, что они стали «вносить изменения в программы» даже тех, кто старше их: своих родителей или же строгих работодателей. Один из Учеников - Раджу - словно Христос, выбрал смерть, но не спасение путём предательства своего Друга и Учителя! И это – чудо, и это – красота! Сила же самого Мастера оказалась такова, что он сумел «внести изменения в программу» могущественного Вируса: архитектора системы лицемерия, лжи и насилия. В финале противостояния, передавая подарок светлому Мастеру, теневой лжемастер Вирус тем самым передал ему пальму первенства, признавая своё, быть может, не полное, но поражение. Мастер «пролечил» Вирус, и теперь тот, вероятно, уже не сможет быть всецело таким, как прежде.
Автор фильма, быть может, незаметно для зрителей поставил свой главный, в духе Востока, вопрос: Каким должен быть Путь Человека?Путь ума и силы, приводящего к безумию? Или Путь Разума и Души, приводящего к благоразумию? Первый путь – это то, что всегда есть, то, что проще, то, что легко. И это - широкий путь вниз, путь без духовного саморазвития, смысл которого: быть, как все. Второй Путь – это то, чего ещё нет, то, что сложнее, то, что трудно. И это - узкий Путь вверх, по пути бесконечного самосовершенствования, смысл которого: стать Человеком: с большой буквы. И, по возможности, даже больше: стать Мастером. На нашем языке - Учителем: с большой буквы.Учиться можно всегда. Учиться можно везде. И учиться можно у всего и у всех. И сама жизнь человека - она и есть его Учитель.
В фильме-притче Раджкумара Хирани мы увидели Главное: как люди становились Людьми. Они становились Людьми с большой буквы благодаря Мастеру и вопреки Системе. Однако ни Мастер, ни его Ученики - не могут радикально изменить Систему: ни систему образования, ни государство, ни мир в целом. Но это не значит, что нужно молча смотреть на безумный мир людей-машин, летящий на бешеной скорости в бездонную пропасть. И наш Мастер отправился в маленькую школу. Учить маленьких детей. Чтобы открывать в них великие таланты, создавать с их помощью «программы созидания», противостоящую вирусам: программам разрушения мира людей и мира природы.
Наш герой не назван в фильме Мастером. Он - всего лишь студент, у которого после окончания колледжа не будет даже диплома! Однако подлинный Мастер не нуждается в дипломе! Ибо все видят и знают: это Мастер, которому не требуются бумажно-документальные свидетельства его мастерства.
Авторская притча: когда-то Каифа предложил Христу защищать докторскую диссертацию по богословию. Христос вежливо отказался. Он не нуждался в бумажном подтверждении того, что Он, будучи Сыном Бога, разбирается в богословии. Точно так же ни одна женщина не нуждается в документально-бумажном подтверждении и защите того факта, что она умеет рожать детей. Она – изначально, по природе своей, Мастер в этом деле. Ей не требуется проходить «переаттестацию» на подтверждение того факта, что она умеет рожать детей. А вот различные учреждения и его работники проходят переаттестацию на подтверждение своего статуса и квалификации. Истинная квалификация вечна и безупречна, мнимая квалификация – временна и сомнительна. Мужчинам, в отличие от женщин, свою значимость приходится доказывать всю жизнь. И редко кто из них становится подлинным и бесспорным Мастером.
Молодой Мастер Раджкумара Хирани, возможно, пробуждён с детства. Он идёт по миру с открытыми глазами, открывая глаза другим людям. Мастер в начале своего Пути - как Ученик Востока, несущий Мудрость и Мораль-уже знает, что никого и ничего сравнивать нельзя. Этому Он учит старого непросветлённого Вируса, который, будучи учеником Запада, несущего метод и науку, сравнивает всё подряд, не зная, что делать этого нельзя. На Земле люди всё делают, пишут и говорят неправильно. Но на всякое правило есть приятные исключения. Одно из таких исключений - наш Мастер, - тот, что может, в отличие от всех остальных, сделать, написать и сказать то, что правильно.