The sun never sets on America’s special-operations forces, they have landed in 81 countries
Лекция № 14. Тема: Россия в период однополярного мира.
План:
1.Однополярный мир. Российская Федерация в 1991 – 2013 гг.
2. Начало нового этапа Российской истории. Смена внешнеполитического курса в 2000 годы.
3. Донбасс в новейший период истории Отечества.
Однополярный мир. Российская Федерация в 1991 – 2013 гг.
В 1991 году в связи с распадом СССР США остались единственной сверхдержавой в мире, что дало им возможность установить новый мировой порядок по образцу Американского мира (Pax americana).
Двуполярный мир, существовавший в период с 1870 по 1945 год и характеризовавшийся борьбой за передел земного шара между горсткой европейских и неевропейских держав, был ненадежным и вызвал две мировые войны (1914 – 1918 и 1939 – 1945). Ненадёжным был и двухполярный мир, существовавший с 1945 по 1991 год, когда США и Советский Союз находились открытой конфронтации, чуть не вылившейся в Третью мировую войну с применением ядерного оружия. Этот исторический этап известен под названием «холодная война». В итоге, существование, начиная с 1991 года, одной-единственной сверхдержавы, не имевшей достойного противника, могло навести на мысль о том, что даже при всей тяжести ответственности, которую налагал статус центра мировой власти, однополярный мир, свободный от борьбы за мировое господство между державами и сверхдержавами, будет более надёжным.
В действительности однополярный мир по образцу Pax americana, от которого мировое сообщество постепенно отходит и который существовал с 1991 по 2008 – ни более спокойным, ни более безопасным, ни более мирным не был.
Период с 1991 по 2008 год – это период президентства Джорджа Буша старшего (1989 – 1993), Билла Клинтона (1993 – 2001) и Джорджа Буша младшего (2001 – 2009). И именно в этот период США, стремясь навязать другим странам свои экономические и политические интересы, прибегали к несоразмерному и неоправданному применению военной мощи.
Как и следовало ожидать, Pax americana стал ничем иным, как Рan America, то есть проявлением торжествующего американизма в системе международных отношений. Это повлекло за собой войны, игнорирование общечеловеческих моральных ценностей и попрание всех норм международного права.
The sun never sets on America’s special-operations forces, they have landed in 81 countries
Очевидно, международное сообщество, почти безропотно принявшее однополярный мир по образцу Pax americana, надеялось, что отныне оно будет в благополучии и безопасности. Поскольку у США есть все возможности решить многовековые проблемы, покончить с застаревшими проявлениями несправедливости. Такими как, например, нескончаемый ближневосточный конфликт. Но в своей международной политике США руководствовались двумя в высшей степени опасными стратегическими интересами:
- установление контроля над мировыми рынками и нефтяными ресурсами;
- нейтрализация старых и устранение новых соперников, таких как Россия и Китай, способных поставить под угрозу мировую гегемонию, которую США только что обрели.
Для реализации своей внешнеполитической доктрины США помимо 6 тысяч военных баз на своей территории имеют 850 баз за рубежом. Они расположены в 130 странах мира. 2006 год стал годом прихода Пентагона в Восточную Европу: Польша, Румыния, Чехия и Болгария.
Именно это стало причиной первой и второй иракских войн, агрессии против Югославии, Афганистана, конфликтов и трений, в которые сверхдержава вовлекала всё новые страны и регионы по своему усмотрению. Где-то напрямую, как в Ираке и Афганистане. Но в большинстве случаев опосредовано, как на Украине, в Ливии и Сирии.
Военные базы США.
Синим – существующие, красным – планируемые.
Но поступательное и неуклонное экономическое развитие таких новых динамично развивающихся промышленных держав, как Китай, Индия и Бразилия, а также возродившаяся Россия, позволяет прогнозировать приближающийся конец скоротечного однополярного мира образца Pax americana и начало перехода к пока ещё неведомому новому многополярному мироустройству.
По-видимому, более чем 500-летнее владычество Запада завершается, его геополитический вес падает по мере снижения демографических показателей. В 1900 году на Западе жило 32% мирового населения, сегодня – 16% и продолжает быстро сокращаться. Налицо поляризация сил в мире. В 2007 году совокупный прирост производства в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) превысил аналогичный показатель в семи ведущих западных странах, а в 2025 году ВВП БРИКС прогнозируется в два с лишним раза больше, чем в Group of Seven (G-7). В Америке наступила стратегическая усталость, прекратился бурный рост, импорт достиг половины готовых товаров и продуктов.
Распад СССР. Советский Союз распался в 1991 году, просуществовав 69 лет.
Распад СССР имел серьёзные геополитические последствия. Двуполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства-участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы. Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер проблем, стоящих перед российской внешней политикой, требуют детального рассмотрения.
В 1992 году Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 года Содружества Независимых Государств Россия заняла лидирующее положение, соответствующее её геополитическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу, и заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики:
- отношения со странами ближнего зарубежья – бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами. Среди них особо выделись Казахстан, Украина, Беларусь;
- отношения со странами, входившими в социалистический блок – страны Восточной Европы – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия. Страны Юго-Восточной Азии – Вьетнам, Лаос, Камбоджа. В Центральной Америке – Куба.
- отношения с ведущими мировыми державами: США, страны Западной Европы – Германия, Франция, Великобритания, Италия. Япония, Китай и Индия.
Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы были связаны с:
- созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;
- судьбой огромного военного и ядерного потенциала распавшегося СССР;
- защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек), оказавшегося вне пределов России;
- налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.
Определёнными достижениями 1992 – 1993 гг. были:
- принятие устава СНГ,
- подписание договора о коллективной безопасности,
- начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении,
- участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.
Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывался не просто, возникали серьёзные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.
В 1994 году было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и о формировании Таможенного союза. В марте 1996 года Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». Взаимодействие в рамках СНГ дополнялось налаживанием двусторонних отношений. Здесь были свои достижения и трудности.
Таможенный союз
Отношения со странами Прибалтики омрачались проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признало дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств. В апреле 2007 года обеспокоенность своим положением русского меньшинства в Эстонии выливается в массовые беспорядки в Таллинне – в связи с кампанией эстонских властей по переносу из центра города на военное кладбище памятника советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне – «Бронзовый солдат». Россия встала на сторону протестующих, осудила действия эстонской полиции и попыталась оказать на эстонские власти меры дипломатического и экономического давления.
Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. 31 мая 1997 года было подписано соответствующее соглашение о разделе флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы, что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (1997) подписанный Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным. По мнению политологов, главное, что есть в этом договоре – это признание тех границ Украины, в которых она тогда находилась на данный момент. В частности, в договоре сказано: «Высокие Договаривающиеся стороны уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ».
С первого же дня подписания со стороны радикальных украинских политиков высказывались сомнения в целесообразности такого договора. А с 2014 года всё настойчивее звучат голоса о его денонсации. Денонсация договора будет означать, что украинская сторона сама и добровольно отказывается от признания своих границ на тот период (то есть советских – с Крымом и Донбассом) и от подтверждения своей территориальной целостности.
Граница Украины, 2016
В августе 2016 года Группа депутатов от КПРФ к президенту Владимиру Путину с просьбой денонсировать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной. Как пояснили в КПРФ, такое решение было принято после того, как ФСБ сообщила о предотвращении терактов в Крыму, которые готовили украинские диверсанты. «Подобные действия украинских силовиков требуют принятия Российской Федерацией безотлагательных мер, наиболее важной и последовательной из которых, учитывая фактически окончательный отказ Киева от попыток нормализации отношений с Россией, должна стать денонсация Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной», – говорится в обращении.
Депутаты отмечали, что Украина уже «была уличена в пособничестве мировому терроризму, с которым Россия ведёт ожесточенную войну». В качестве подтверждения авторы обращения приводят сообщения СМИ о том, что задержанный силовиками член запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» Усама Хаят признался в участии в сделках по покупке оружия на Украине, после чего использовал Турцию как маршрут для переправки боеприпасов в Сирию на подконтрольные ИГИЛ территории.
«Более того, Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) в отношении советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко», – напоминали депутаты. Поскольку они «убеждены, что наладить отношения с Украиной невозможно до тех пор, пока Киев полностью не прекратит военные действия против русскоязычного населения в Донбассе. Ситуация сейчас весьма отличается от той, что была при заключении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной». Напоминаем, когда в 1997 году этот договор был подписан, одним из определяющих факторов его заключения было сохранение Черноморского флота России в Севастополе в условиях всё более недружественной политики Украины. Сегодня этот фактор полностью потерял свою актуальность.
Серьёзные разногласия в двусторонних отношениях вызывала и проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчётов за эти поставки. Начавшийся в 2005 году газовый конфликт между Россий и «оранжевой» Украиной вылился в январе 2006 года так называемую «трубопроводную войну». Во избежание подобных конфликтов в будущем Россией было принято решение о строительстве трубопровода для поставок газа в Европу по дну Балтийского моря – «Северный поток». Улучшение российско-украинских отношений произошло благодаря избранию в 2010 году президентом Украины Януковича. В апреле того же года Д.А. Медведев провёл переговоры с Януковичем. По итогам были подписаны Харьковские соглашения о продолжении базирования российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года.
Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза.
С 2003 года также в связи с цветной революцией – «Революцией роз», начали обостряться отношения России с Грузией. В сентябре 2006 года вспыхнул шпионский скандал, который привёл к задержанию грузинской стороной нескольких российских офицеров по обвинению в организации терактов и разворачиванию шпионской сети. Ответом на эти действия стал ввод Россией против Грузии экономических санкций. В августе 2008 году в ответ на агрессию режима Саакашвили против Южной Осетии Россия была вынуждена начать военную операцию по принуждению Грузии к миру. Результатом этой войны стало признание Российской Федерацией независимости республик Южной Осетии и Абхазии. Произошёл разрыв дипломатических отношений России и Грузии. В августе 2009 года Грузия официально вышла из состава СНГ. Первые шаги по нормализации двусторонних отношений стали возможны только после и победы на парламентских выборах в Грузии блока «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» и отстранения от власти М. Саакашвили (октябрь 2012). В декабре 2012 года дипломаты России и Грузии провели первые двусторонние переговоры.
Важные шаги были сделаны Россией в начале XXI столетия в направлении экономической интеграции на постсоветском пространстве. 28 ноября 2009 года Д.А. Медведев, президент Белоруссии А.Г. Лукашенко и президент Казахстана Н.А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.
В целом позиция России в отношениях со странами ближнего зарубежья определялась в первую очередь защитой российских национальных интересов на всём пространстве СНГ.
Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.
1 этап – 1991-1993 гг. Позиция России формировалась под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести:
- деидеологизацию российской внешней политики;
- признание статуса России как правопреемника СССР;
- заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2);
- соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы (СОИ);
- налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании;
- вступление России в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.
Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в утрате Россией самостоятельной роли на международной арене, ослаблении её влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира.
2 этап – 1994-1998 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира. Россия стала полноправным членом «большой восьмёрки» развитых стран мира (1997). В 1997 году Россия подписала с НАТО договор об особом партнерстве. В 1996 году страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1994 – 1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России.
Удалось России и чётко обозначить своё отношение к планам расширения НАТО на Восток. Вопрос о принятии в состав НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора был поставлен летом 1994 года. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, угрожающими её безопасности. Но несмотря на это, в 1999 году членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 году государства Балтии.
3 этап – 1999-2004 гг. В 1999 году отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 году Россия была временно лишена права участвовать в полном объёме в деятельности Совета Европы. В начале 2001 году было принято решение о восстановлении этих полномочий.
В 2000 году Россия четко заявила о том, что её внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 – 2004 гг., подкрепил стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира.
Важнейшим направлением внешней политики в эти годы была деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жёстко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 года, выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма. Россия занимала твердую позицию по недопущению войны в Ираке, начала военной операции без согласия ООН и очевидных доказательств наличия у Багдада оружия массового уничтожения. С начала военных действий в Ираке Россия предпринимала последовательные усилия по выходу из нового международного кризиса.
4 этап – 2005-2008 гг. C 2005 года резко обостряются отношения России с западными державами по ряду ключевых международных вопросов. Наиболее остро встала проблема, связанная с намерением США разместить элементы системы противоракетной обороны в Чехии и Польше. Развернулась широкомасштабная дипломатическая конфронтация между Россией и США.
В процессе этой конфронтации Россия оказала ряд дружественных жестов по отношению к странам, причисленным Соединенными Штатами к «оси зла» – Ирак, Ливийская Арабская Джамахирия, Иран и КНДР, Сирия, Куба, Зимбабве и Мьянма. В результате стремительно возросло политическое влияние Российской Федерации как на территории бывшего СССР, так и в других странах. Россия стала играть заметную роль во многих международных вопросах в разных частях земного шара.
5 этап – 2008-2012 гг. В июле 2008 года президентом Д.А. Медведевым утверждается новая концепция внешней политики России. В августе этого же года он заявил, что у «России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы». Продолжилось ухудшение отношений Москвы и Вашингтона. В ответ на активизацию США на постсоветском пространстве внешнеполитическая деятельность России сместилась в сторону Латинской Америки – Венесуэлы и Кубы. Сложным оставался вопрос по развёртыванию Соединенными Штатами элементов системы противоракетной обороны в Европе.
В 2009 году на встрече в Женеве госсекретарь США Хиллари Клинтон и российский министр иностранных дел С.В. Лавров объявили о начале «перезагрузки» в отношениях России и США, то есть о начале потепления отношений между странами. В этом же году в Москве Д.А. Медведевым и Бараком Обамой были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России. И намечены ориентиры по сокращению стратегических наступательных вооружений. 8 апреля 2010 года президент РФ Д.А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) сроком на 10 лет.
С ноября 2011 года вновь усиливаются разногласия России со странами Запада. В июле 2012 года Россия, совместно с КНР, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции западных стран по Сирии, угрожавший санкциями правительству президента Сирии Башара Асада. Несмотря на это Россия в августе того же года смогла успешно завершить процесс вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). В декабре 2012 года произошел новый виток противостояния Российской Федерации и Соединенных Штатов. В ответ на принятый в США «Закон Магнитского» в России был принят «Закон Димы Яковлева» – Россия установила запрет на усыновление сирот американскими семьями.
В 2013 году Вашингтон рассчитывал на поддержку своей политики и подчинительную роль России в Иране, Сирии и на Украине. В свою очередь, правительство Путина пыталось укрепить независимость действий в Евразии и на Ближнем Востоке. Москва не проявляла особого интереса в улучшении отношений с США и даже с Европой. Но когда Россия предоставила политическое убежище Эдварду Сноудену, со стороны США уровень политической риторики опустился до сомнительных комплиментов. Президент США Барак Обама высказался, что президент РФ Владимир Путин «heʼs not completely stupid – не совсем глупый», поскольку постоянно интересуется взаимодействием с Америкой. Не добившись экстрадиции Сноудена в Штаты, Обама призвал к «паузе» в отношениях между двумя странами и отменил саммит с Путиным. Но вскоре Вашингтон и Москва вновь сотрудничали в рамках успешной инициативы Путина по ликвидации сирийского химоружия.
В целом 2013 год стал для американо-российских отношений ещё одним годом упущенных возможностей. Например, в связи с бостонским терактом была упущена возможность сотрудничества спецслужб обеих стран, которое могло бы позволить предотвратить этот теракт.
А события 2014-го и последующих двух лет продемонстрировали, что политические элиты США и России совершенно по-разному смотрят на мир. Украинский кризис показал несколько кардинальных расхождений в отношениях. Прежде всего, это глубокое расхождение в трактовке базовых фактов:
- кто стоял за украинским государственным переворотом;
- какова была природа поддержки противников легитимной власти Украины со стороны США;
- насколько легитимна власть на послемайданной Украине;
- насколько легитимно присоединение Крыма к России;
- какую роль Россия играет в войне в Донбассе;
- кто ответственен за сбитый малайзийский «Боинг» и т. д.
Эти расхождения и поляризация их трактовок чрезвычайно осложняет шаги к разрешению кризиса. С точки зрения США Россия скрывает своё вмешательство и создает «замороженный конфликт» на востоке Украины. Москва же считает, что Запад ведёт кампанию по ослаблению России и стремится привести НАТО к её границам.
Ответом западного мира, управляемого США, стали скоординированные санкции. В Штатах убеждены, что санкции уже навредили российской экономике и продолжат наносить ей ущерб. При этом США признают, что санкции, похоже, не повлияли на политику России в отношении Украины. Но, учитывая, что инструменты Вашингтона в этом кризисе ограничены, санкции пока что останутся ключевым элементом политики США на российском направлении. В обозримом будущем эти санкции останутся в силе.
Есть и другая проблема – информационная война между РФ и Западом, которая всё более и более приобретает характер столкновения цивилизаций. Рассмотрим некоторые её составляющие на примере Великобритании.
Её правительственные структуры еще в 2014-м начали реализовывать «Коммуникационную стратегию России/Украины 2014 – 2017». Как ясно из названия, программа рассчитана до 2017 года. Часть этого комплекта документов уже мелькала в интернете. В документе чётко сказано, что «борьба с расширением пропаганды России является национальным интересом Великобритании». С чем конкретно борется правительство Великобритании на информационном поле? Далее цитируем:
- «Продвижение русского языка и культуры.
- Защита русских за рубежом.
- «Евразия» и «Русский мир» как политический и культурный блок.
- Традиционные социальные ценности.
- Прославление роли России во Второй Мировой войне в борьбе с фашизмом.
- Антиамериканизация, и Россия как жертва Западной агрессии».
При этом нацелена эта борьба на следующую аудиторию с её постоянной идеологической обработкой:
- «Русская широкая публика, включая уровень студентов (особенно в крупных городах».
- «Русская элита, взгляды которой могут сдержать политические действия властей. Реформаторски настроенная элита и используемая оппозиция».
- «Русскоговорящая Украина, особенно восток».
- «Русская диаспора в Великобритании».
- «Элита стран Евросоюза и НАТО, руководство крупных компаний этих стран, занимающее умеренную позицию, а также элита стран БРИКС, особенно Бразилия и Индия».
- «Население Великобритании, особенно личности, формирующие общественное мнение».
- «Население стран Балтии».
Далее в программе детально расписывается, как и кто должен её осуществлять.
Программа одобрена Советом национальной безопасности (СНБ), который в 2010-м создал в структуре правительства тогдашний премьер-министр Дэвид Кэмерон. «Мы рекомендуем начать с … присутствия в русскоговорящих социальных сетях Vkontakte, LiveJournal.ru и Odnoklassniki трёхфазовым подходом, установленным Правительством Её Величества (ПЕВ) для долгосрочного успеха». Фаза I – создание и активация аккаунтов, на что потребуется всего одна неделя. На фазу II отводится от 4-х до 6-ти недель, и в этот период сотрудники, занятые в программе должны «слушать и учиться». Только после этого наступает время для фазы III – «активное взаимодействие и осуществление плана».
Всем этим должна заниматься «мультидисциплинарная команда, состоящая из сотрудников МИД и Министерства Обороны, собранные в 4 – 6 основных групп, а также привлечённые со стороны лица. С возможностью расширения». Что касается персонала, то это должны быть русскоговорящие сотрудники уровня, которые находятся в Лондоне, Москве, Киеве.
В целях нейтрализации «российской пропаганды» для «широкой русской публики, включая уровень студентов», используются «основные сообщения», несущие следующие смыслы: «военное присутствие России в Украине, санкции работают, российские солдаты гибнут в необъявленной войне, российская экономика страдает из-за её политики в отношении Украины, увеличивается международная изоляция России».А вот для русскоговорящей Украины, особенно востока страны, темы «основных сообщений» выглядят иначе: «Украина сильнее вместе. Украинское правительство легитимно и старается изо всех сил. ДНР и ЛНР нелегитимны. Крым является и должен быть частью Украины. Международное сообщество поддержит Украину и поможет. Украина должна провести реформы и искоренить коррупцию. Сближение с Евросоюзом – это путь к прогрессу».