Президентская республика – это республиканская форма, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит Президенту.
Черты президентской республики:
Ø президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Поэтому он не несет политической ответственности перед парламентом;
Ø президент назначает правительство и руководит его деятельностью;
Ø парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничить действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto – запрещаю) на решения законодательного органа.
Президентскую систему правления выбрали около 65 стран(США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Республика Корея и т. д.). Причем это преимущественно страны Америки и Африки.
После принятия в 1993 г. Конституции Россиястала президентской республикой.
Парламентская республика – это республиканская форма правления, в которой верховная власть, согласно Конституции, принадлежит парламенту.
Черты парламентской республики:
Ø правительство, как правило, формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, и несет политическую ответственность перед ним;
Ø премьер-министр правит в жесткой связке с большинством в парламенте;
Ø парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретному министру;
Ø официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях;
Ø реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Парламентских республик в современном мире около 15 (ФРГ, Италия, Австрия, Словакия, Индия, Латвия и т. д.).
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика – это республиканская форма правления, в которой верховная власть, согласно Конституции, принадлежит президенту. Но особенностью данной системы правления является двойственная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом.
Черты полупрезидентской республики:
Ø президент и парламент избираются непосредственно пародом;
Ø главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения;
Ø парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Сегодня данная система правления существует в 20 странах и, причем, преимущественно европейских (Франция, Португалия, Финляндия, Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Литва, Эстония, Турция, Монголия и т. д.).
Помимо основных форм правления (монархия и республика), присущих большинству современных государств, можно выделить и другие формы правления:
Ø автократия – самовластие, (гр. autos сам + kratos власть), неограниченная власть одного лица (монарха, президента…);
Ø аристократия – власть знати, (гр. aristos – лучший) привилегированного меньшинства знатных (лучших) людей;
Ø плутократия – власть богатых, (гр. plutos – богатство), господство в обществе «денежных мешков»;
Ø тимократия – власть привилегированной верхушки состоятельных людей (гр. time – цена);
Ø теократия – власть церкви, (гр. theos – бог), и духовенства (представляющих бога на земле);
Ø геронтократия – власть старейшин, {гр. geron (gerontos) – старик}, представителей старшего поколения людей;
Ø охлократия – власть толпы, (гр. ochlos – толпа), людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям;
Ø олигархия – власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и т. д.);
Ø анархия – отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе;
Ø бюрократия – чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе);
Ø диктатура – неограниченная власть одного лица (диктатура), группы лиц, политической партии и т. д.
Формы национально-государственного устройства
Форма национально – государственного устройства –это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Мировой практике известны следующие государственно-правовые формы объединения людей:
Ø унитарное государство –характеризуется централизованным руководством административно-государственными единицами и отсутствием особенных (самостоятельных) государственных образований; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства. Унитаризм не исключает возможности осуществления в рамках демократического государства культурно-национальной и административно-территориальной автономии, местного самоуправления и соответствующей децентрализации. Большинство государств мира является унитарными (Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Болгария, Норвегия Испания, Китай и т. д.), хотя некоторые из них, например, Китай, Испания, Дания, Финляндия, Италия и др., имеют в своем составе автономные образования;
Ø федеративное государство –это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.
Каждое из государственных образований имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные органы власти, судебные органы. Вместе с тем федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооруженные силы, единую денежную единицу.
Пять исходных принципов федерализм:
1. запрет на сецессию, то есть на отделение субъекта от федерации, что гарантирует государству территориальную целостность;
2. запрет на одностороннее изменение статуса субъекта федерации, поскольку это задевает интересы всех остальных;
3. свободное передвижение людей, информации, товаров, капиталов по всей территории федерации (нельзя допустить, чтобы внутренние границы превращались в государственные);
4. верховенство федерального законодательства;
5. единство основ государственного строя (субъектам федерации запрещается вводить недемократические формы правления, как-то: диктатура или теократия).
Федерализм широко используется во многих странах мира, около двух десятков которых строится на той или иной федеративной основе (Россия, США, ФРГ, Индия, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Нигерия, Бразилия, Аргентина, Малайзия, Мексика, Бирма, Венесуэла, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).
Федерации могут быть построены по территориальному (США, ФРГ, Канада и др.) или национально-территориальному принципу (Россия).
В состав современных федераций входит различное количество субъектов: в России – 83 (на 1.01.2010 г.), США – 50, Австралии – 6, Канаде –10, Австрии – 9, Германии –16, Бельгии – 3, Индии – 28. И называться они могут по-разному: в России – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; в США – штаты, Канаде – провинции, Германии – земли, Швейцарии – кантоны и т. д.;
Ø конфедеративное государство –это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономически и прочих целей.
1. конфедерация образуется на основе соответствующих договоров;
2. субъекты конфедерации имеют право свободного выхода;
3. никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации;
4. в предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии и т. д.);
5. в конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особенно выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти;
6. парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям;
7. постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации;
8. субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;
9. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов;
10. субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов;
11. как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения;
12. воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам;
13. в конфедерации нет союзного гражданства.
Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречались в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 гг., Швейцария в период с 1815 по 1848 гг. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства – Гамбию и Сенегал – в конфедеративный союз. Но через некоторое время он распался. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику – конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.
Примером конфедерации в современных условиях является Евросоюз.
Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и прочее.
Империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат – форма опеки слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а с 1914 г. установила над ним протекторат.
Федеративное устройство России
Русь более 200 лет находилась в вассальной зависимости от татаро-монгольских ханств. Только в конце царствования первой русской династии Рюриковичей началась эпоха образования многонационального российского государства, объявленного Российской империей в начале XVIII века Петром I. Российская империя расширяла свои границы разными путями: и в результате захвата (большая часть народов Северного Кавказа), и в итоге добровольного присоединения (Украина), и путем добровольно-принудительного вхождения (Тува). Но большинство народов вошло в состав России на договорных началах, а не путем захвата.
Российская империя была достаточно сложным и гибким организмом. В нее как в унитарное государство наряду с губерниями (перед революцией – 115) входили ханства (например, Хивинское), эмират (Бухарский), королевство (Польское), области. Этим объясняется и длительное сохранение местных порядков, автономного управления, многообразие форм взаимоотношений между «национальными окраинами» и центром.
В отличие от других империй в России присоединенное население не подвергалось дискриминации и пользовалось, как правило, теми же правами, что и основное население страны. Ни один даже самый малочисленный народ в составе России не исчез с лица земли как этнос. Внутри России многие из них постепенно созревали до идеи собственной государственности, превратились в нации. Происходило объединение ранее изолированных, слабо связанных с мировым хозяйством областей во всероссийский рынок, хозяйственное и культурное сближение народов в единое государство. В этом смысле Российская империя отличалась от классических образований подобного типа, где населению митрополии обеспечивался более высокий уровень жизни за счет ограбления колоний, дискриминации их населения. Вместе с тем на протяжении XVI – XX вв. в Российской империи четко просматривалась тенденция к централизации и унификации. К началу XX в. Учет этнических, бытовых и культурных особенностей был сведен к минимуму.
После Октябрьской революцииРоссию охватил процесс «суверенизации». 30 декабря 1922 г. состоялось восстановление единого государства получившего название Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
СССР формально стал федеративным государством с элементами конфедерации (право выхода из состава СССР).На самом же деле это было унитарное государство, жестко контролировавшееся Коммунистической партией Советского Союза и скреплявшееся ею в одно целое. Большевики пошли на великий эксперимент, создавая федеративное государство на национально-территориальной основе. Пока существовал тоталитарный коммунистический режим, эта модель работала без существенных сбоев. Однако стоило в 1991 г. разрушить основу союзной государственности – КПСС (как, впрочем, и в 1917 г. самодержавие), и Союз распался.
По Конституции 1993 г. Россия провозглашена федерацией, которая до 2005 г. состояла из 89 субъектов:
21 республика; 2 города федерального значения;
6 краев; 1 автономная область;
49 областей; 10автономных округов.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные субъекты – устав и законодательство.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
В 2005-2008 годах объединению подвергнуты 11 регионов страны, в результате число субъектов РФ уже сократилось с 89 до 83.
1 декабря 2005 г. на административной карте Российской Федерации появился Пермский край (объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ), 1 января 2007 г. – обновленный Красноярский край (объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа). 1 июля 2007 г. появился Камчатский край (объединились Камчатская область и Корякский автономный округ), с 1 января 2008 г. – обновленная Иркутская область (объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ). 1 марта 2009 г. – Забайкальский край (объединились Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ).
В 2009 – 2011 годах могут пройти еще четыре референдума об объединении: Архангельской области и Ненецкого АО, Магаданской области и Чукотского АО, Алтайского края и Республики Алтай, Петербурга и Ленинградской области.
Россия разделена на 8 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский.
1.4. Правовое государство, его основные признаки. Основные правовые системы современности.
Правовое государство – это такая форма организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотию, тиранию, еще в глубокой древности и имеет давние идейно-теоретические источники. К идее правового государства каждый в свое время обращались древнегреческие философы Платон и Аристотель, французские философы Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, немецкий философ И. Кант, К. Маркс. Так Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. Ч.2.- М., 1971-1972.- С. 188-189).
Термин «правовое государство» появился в немецкой юридической литературе в первой половине XIX в. В дальнейшем теория правового государства распространилась в научных кругах других европейских стран. В России ее видными сторонниками были юристы и социологи Б. Н. Чичерин, А. И. Петрожицкий, В. М. Гессен и др.
1. господство закона во всех сферах общественной жизни;
2. высокое качество самих законов.Они должны обеспечить всестороннюю защиту прав и свобод граждан. Не допускается подмена законов ведомственными инструкциями;
3. примат закона над государством.Речь идет о том, что и само государство подчинено закону. Оно может издавать законы, но не может их нарушать. Даже отменить или заменить законы государственные органы могут также только в соответствии с законной процедурой;
4. источником права признается не государство, а личность. Признается, что не государство дает права человеку, а человек, общество делегирует свои права государству. Поэтому государство, как и вся политическая система, должно строить свою деятельность в целях реализации интересов людей, защиты их прав;
5. незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства;
6. взаимная ответственность личности и государства;
7. наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов;
8. осуществление принципа разделения властей.