Список дополнительной литературы. 1. Экономическая психология
1. Экономическая психология. Социокультурный подход. — под ред. И.В. Андреевой, СП-б., 2000.
2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990
3. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991
4. Витте С.Ю. Избранные воспоминания 1849-1911. М., 1991
5. Пыляев М.И. Старый Петербург. М. 1991
Контрольные задания для самопроверки
Задание 1. Какая из характеристик не соответствует деловой культуре русских купцов в период до 15 в:
1. смелость;
2. высокая ценность человеческой жизни;
3. длительность состояния опьянения, обусловленное специальным обрядом;
4. совершение долгих и весьма рискованных коммерческих путешествий;
5. использование разбоя и работорговли для получения предпринимательской прибыли наравне с торговлей общепринятыми товарами.
Задание 2. Какое представление не отражает стереотипы делового мира России 17-18 вв.:
1. «Вынужденное» плутовство.
2. Суеверность, иррациональность
3. Способность защититься от произвола государственных чиновников.
Задание 3.
Как вы думаете, позиции делового сообщества в событиях второго десятилетия 20 в. свидетельствуют:
1. о зрелости буржуазии и глубоком понимании своей исторической миссии;
2. о незрелости и нежизнеспособности буржуазии;
3. о способности буржуазии влиять на общество и отстаивать свои интересы
Задание 4.
В каких условиях развивалась предпринимательская активность в СССР в послесталинский период:
1. В условиях поддержки государства
2. В основном в неофициальных и уголовно преследуемых формах
Тема 10. Профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества. Диагностика нравственных проблем предпринимательской деятельности и способы этической регламентации ведения бизнеса
10.1. Деловая этика современного российского предпринимательства. Система ценностей молодого современного российского предпринимательства только формируется, поэтому пока ещё, по мнению многих специалистов, в России «кодекс поведения» деловых людей пока ещё не сложился. Однако всё же основные установки российского бизнес-сообщества весьма условно можно формализовать в следующих мотивах:
· Вера в причинно-следственную связь между жизненными поступками и их результатами, т.е. ответственность за свои действия;
· Наличие богатства и собственности не считается препятствием для того, чтобы «войти в рай». Богатство не даёт чувства неполноценности и вины перед неимущими, в отличие от дореволюционных предпринимателей;
· Здоровье, семья, дети и здоровье являются основными ориентирами в жизни предпринимателя;
· Чистой совести придаётся небольшое значение, так как в стране имеются неблагоприятные условия для развития предпринимательства только честным путём;
· Искусству, общению с природой, самосовершенствованию отводится одно из последних мест в шкале жизненных ценностей[75].
10.2. Диагностика профессионально-нравственных проблем предпринимательской деятельности.В настоящее время многие специалисты, эксперты[76] (Пётр Кирьян, Максим Рубченко, Екатерина Шохина) признают, что одной из главных проблем российского бизнеса в последнее время стал низкий уровень деловой этики. Этот фактор сдерживает рост внутренних и иностранных инвестиций в страну. Негативный имидж российских компаний выражается в представлениях о российских корпорациях как носителях коррупции и грязных методов борьбы с конкурентами. Низкий уровень морального климата не выгоден для отечественной экономики и самих бизнес-структур, поскольку узкий внутренний рынок жёстко ограничивает капитализацию отечественного бизнеса, и даже мощные, по мировым меркам, российские компании оказываются сильно недооценёнными.
Примерами неэтичного ведения бизнеса являются: информационные войны, тотальная коррупция, безобразное корпоративное управление, изобилующее конфликтами и ущемлением интересов сторон (менеджмента, персонала, акционеров) в бизнесе, но наиболее распространённым нарушением деловой этики является грязный передел собственности через процедуру искусственного («заказного») банкротства и связанную с ним беспрецедентную коррупцию судебной системы. Передел собственности в условиях рыночной экономики неизбежен, но отсутствие цивилизованных инструментов для его проведения приводит к тому, что собственность уходит не к более эффективному хозяину, а к тому, кто нашёл общий язык с чиновниками и арбитражными судами.