Культура советского периода. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры
В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1920-е годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (буржуазная мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования новой культурной доктрины. Укажем на ее основные положения.
1. Активное использование культуры в уничтожении социального неравенства через национализацию главных культурных богатств. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции. 2.Окончательное обмирщение культуры, то есть, полное преодоление зависимости от церкви. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Через СМИ постоянно велась атеистическая пропаганда.
Несмотря на идеи культурного просвещения, социального равенства и благие намерения в Советской России а позднее в СССР развивались антикультурные тенденции. Они были связаны с марксистской идеей классовой борьбы, при которой благая цель оправдывает любые средства. Эта борьба предусматривала ограничение в правах или даже полное уничтожение классово чуждых элементов. К ним произвольно относились те, кто не соответствовал интересам трудового народа. В ходе этой борьбы под корень вырубались позитивные основы прежней культуры. Например, атеистическая пропаганда сопровождалась разрушением церквей и репрессиями против священников. Вместе с религией вырубалась под корень связанная с ней духовность и высшие нравственные ценности.
В этих условиях формировались основы тоталитарной культуры (конец 1920-х – 1950-е гг). Это официальная культура тоталитарных режимов, основанных на тотальном контроле над жизнью граждан, подчинении культуры господствующей идеологии. Перечислим основные процессы, связанные со становлением советской тоталитарной культуры. 1. Уничтожение старой интеллигенции, а вместе с ней независимых изданий, творческих союзов, профсоюзных объединений. Это выразилось в высылке представителей интеллигенции за рубеж. Это практиковалось на протяжении всего советского периода. Яркий пример – отъезд А.И.Солженицына и И.Бродского. Первый опыт – «философский пароход», а точнее, кампания правительства РСФСР по массовой высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года. По отношению к оставшимся применялось систематическое запугивание или прямое уничтожение дореволюционного поколения интеллигенции (расстрел поэта Н.Гумилева, загадочная смерть С.Есенина, смерть в сталинских лагерях поэта О.Мандельштамма и др.).
Параллельно шло создание интеллигенции советской. Причем, новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. При этом все несогласные или подозрительные представители новой интеллигенции подвергались репрессиям (лагерные сроки будущих светил русской филологии и философии Д.С.Лихачева и А.Ф,Лосева, гениального конструктора С.П.Королева, писателя А.И.Солженицына). Ярким проявлением такой политики стал социалистический реализм. Это направление в искусстве, которое предписывало «правдиво» изображать процесс построения социализма, создавать положительный образ настоящего советского человека, затушевывая реальные жизненные противоречия. Основателями соцреализма считаются писатели М.Горький, поздний В.В.Маяковский. Наиболее ярким представителем – автор романа «Молодая гвардия» А.Фадеев. Однако такой художественный метод заставлял наступать на горло собственной песне, что сводило в могилу наиболее талантливых писателей (самоубийство В.Маяковского и А.Фадеева).
Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль качественного исторического романа ("Кюхля" Ю. Тынянова, "Радищев" О. Форш, "Чингиз-хан" В. Яна, "Петр Первый" А. Толстого). В этот ряд можно поставить и гениальную эпопею Мих.Шолохова «Тихий Дон». В 30-е годы создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: Серг. Эйзенштейна, Мих. Ромма, которым часто социалистический реализм не препятствовал правдивому изображению жизни. Продолжало развиваться музыкальное искусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. Творивший тогда композитор Д.Шостакович стал классиком мирового масшьаба.
В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство. Несмотря на снос красивейших храмов по всей стране и других архитектурных свидетельств старого режима, продуктивно развивалась новая архитектура. Это конструктивизм с эстетикой простых геометрических форм (Мавзолей Ленина). При Сталине на смену конструктивизму пришел стиль, "сталинский ампир". В моду входила пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно. Все это прославляло выдающиеся достижения советского народа.
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами. Всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х годов вошло в историю СССР под названием "оттепель"(по названию повести И. Эренбурга с названием "Оттепель").
Во всех сферах жизни намечались демократические тенденции. Журнал "Новый мир", открыл крупных мастеров литературы, правдиво изображавших жизнь. В частности именно в нем опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицина, в котором изображались ужасы сталинских лагерей (1959, опубликован в 1962). Позднее, в 1974 г он развенчал сталинский тоталитаризм в романе-исследовании «Архипелаг ГУЛАГ», ставший главной причиной его вынужденной эмиграции.
Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма. «Самиздат» - это машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Эти встречи нередко устраивал тогдашний глава СССР Н.С.Хрущев. В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный (будущий автор гениального памятника Хрущеву). Однако эти разносы не шли ни в какое сравнение со сталинскими репрессиями.
Однако «оттепель» не стала потеплением, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Она сменилась «эпохой застоя» длившейся с середины 1960-х до середины 1980-х гг. Это период нового усиления идеологического контроля над творческой интеллигенцией. Однако полного возврата с к сталинской жесткости не было (как правило, репрессии ограничивались высылкой из страны и помещение в психиатрические лечебницы). Объектами репрессий становились диссиденты. Это люди, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики (академик А.Д.Сахаров и его жена Е.Боннер).
Идеологический контроль был уже не в силах противостоять активному критическому анализу жизни. Острые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели Вал. Распутин (повести "Последний срок", "Прощание с Матерой"}; Вик. Астафьев ("Кража" и "Царь-рыба"), Вас. Белов ("Плотницкие рассказы", роман "Кануны"), Б.А. Можаев ("Мужики и бабы"). Смелые творческие эксперименты и смелый социальный подтекст стали визитной карточкой Московского театра драмы и комедии на Таганке, в котором играл В.С.Высоцкий. Наиболее яркими постановками стали "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта, "Дом на набережной" Ю. Трифонова, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, большой популярностью пользовались произведения Б. Окуджавы, Ю. Визбора и А. Галича (за искренность и все тот же социальный подтекст).
Власти в этот период стремились учитывать насущные нужды граждан: активизировалось жилищное строительство, появлялась индустрия моды, расширялась сеть кинотеатров, стимулировался научно-технический прогресс. Однако эти усилия сводились на нет неэффективной экономикой. Возросшие потребности масс вступали в диссонанс с растущим дефицитом, что подрывало и без того ослабленное доверие к властям.
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности (свободы в обсуждении социально значимых проблем). Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и плюрализмом мнений.
Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе). Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Это явление получило название возвращенной литературы: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»).
Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. Так наша страна становилась жертвой глобализации в американском варианте. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.
Образование Российской Федерации, и приход к власти Б.Н.Ельцина ознаменовали постсоветский период отечественной культуры. Новое законодательство (прежде всего Конституция 1993 г.) формально закрепила демократические ценности и принцип гласности. Надежды на культурный подъем и социальный прогресс привели к возвращению в страну лучших представителей отечественной культуры (композитор Мст.Ростропович, А.И.Солженицын, Э.Неизвестный). Однако рыночная экономика (слово рынок здесь уместнее употреблять в бытовом значении) способствовала развитию лишь экономически самоокупаемой и в то же время низкопробной массовой культуры.
В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия– только4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн. «Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей.
Проблемы современной русской культуры связаны с проблемами глобализации. Прежде всего это давление Запада, навязывающего свою политическую модель, результаты которой в 1990-е годы привели к параличу государственной власти и поставили Россию на грань распада. Экономические проблемы глобализации связаны с возможностью окончательного превращения России в сырьевой придаток развитых стран и все большей зависимостью от импорта. Уже сейчас можно говорить о потере продовольственной независимости.
Более того импорт идет и в собственно культурной области, угрожая забвением собственной культуры уже ближайшими поколениями. В условиях современного этапа модернизации перед властями и обществом в целом стоит задача восстановления самобытного научного и культурного потенциала, без которого невозможна подлинная цивилизованная демократия.