Технологии противодействия коррупции. Правовая основа противодействия коррупции.
Коррупция является самой злободневной проблемой современного российского общества. По данным Всемирного Банка коррупционный оборот в России составляет практически половину ВВП - 48%. Коррупция как явление порождается многими причинами. Существуют экономические причины коррупции, влияют исторические корни. Многие из причин лежат в юридической плоскости - это жесткость правовой системы и отсутствие современных механизмов правового регулирования, бюрократизация органов власти, непрозрачность их деятельности, несовершенство законов, в которых заложены возможности действий (бездействий) коррупционного характера. Однако главная причина, как представляется, кроется в плоскости сознания. Проблема в низком уровне правовой культуры граждан, в том числе претендентов на должности, и лиц, уже состоящих на государственной службе. При опросе абитуриентов, поступающих в соответствующие учебные заведения, молодые люди не стесняются сказать об истинных причинах, побудивших их подать заявления в данные учебные заведения.
Коррупция находится в центре злободневных проблем российского общества. В связи с этим в стране осуществляется административная реформа, принимаемые законы проходят экспертизу на предмет противодействия коррупции, идет поиск новых механизмов противодействия этому явлению. На наш взгляд, именно уровень правовой культуры определяет те принципы, которыми индивид будет руководствоваться в своей деятельности, и то, какое место эти принципы будут занимать в системе мотивации человека.
В настоящее время можно ставить вопрос о разработке модели формирования государственного, муниципального служащего, выявлении качеств и способностей, которыми он должен обладать. К профессиональным навыкам служащего можно отнести знания, умения, навыки, опыт. Имеет значение мотивация деятельности служащего и воспитание. Процесс воспитания, в отличие от непосредственного мотивирования, более длителен, трудоемок, связан с идеологической концепцией организации. Зато результатом явится стойкая мотивация к общественно полезной деятельности, в гораздо меньшей степени зависящая от эгоистических желаний конкретного индивида. Такие понятия как «чувство профессионального долга», «честь», «преданность делу» всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах честь и ответственность государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом определяют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране воспитание государственных служащих недооценивается и упускается из виду.
Система образования имеет ключевое значение для социально-экономического развития страны. Дело не только в том, что качественное образование поможет увеличить производительность труда и способствовать инновационализации экономической системы. В институтах образования формируется мировоззрение будущих членов общества, прививаются идеалы гражданского общества и правового государства. Многие качества, которые характеризуют деятельность государственного чиновника, формируются еще в школе или в ВУЗе.
Образование государственного служащего может быть профильным, получение которого предполагается в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление». Однако, чиновник может иметь и непрофильное образование - техническое, естественнонаучное, педагогическое и др. В связи с этим противодействие коррупции необходимо осуществлять не только в системе подготовки будущих государственных служащих, но и во всех сегментах высшего образования.
Какие способы противодействия коррупции можно использовать в учебном процессе? В противодействии коррупции через систему образования можно использовать следующие методы:
Интеграция в систему лекционных и семинарских занятий убеждений и внушений, направленных на блокирование коррупционного поведения.
В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 [1]и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 [2], которые, бесспорно, являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по имплементации их положений в национальное законодательство.
31.07.2008 Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. Одним из ключевых моментов явились меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе по приведению антикоррупционного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права.
Также следует отметить, что в 2008 г. состоялся визит в Российскую Федерацию экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), по итогам которого был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в том числе рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства.
В целях реализации Национального плана и рекомендаций ГРЕКО в декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации [3-6].
Применительно к органам внутренних дел Российской Федерации и внутренним войскам МВД России особый интерес представляют Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-273) и Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-280).
В этой связи остановимся на указанных нормативных правовых актах и их основных новеллах.
ФЗ-273является базовым нормативным актом в системе правового обеспечения противодействия коррупции, который, по сути, можно расценивать как федеральную антикоррупционную стратегию Российской Федерации, поскольку он определяет на законодательном уровне меры по профилактике коррупции, направленные на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения на государственной и муниципальной службе, а также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Этим же актом определяются общие вопросы организации деятельности по противодействию коррупции (принципы, организационные основы противодействия, профилактика и т.д.), а также устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.
Среди них необходимо особо выделить обязанности государственного и муниципального служащего:
· уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
· представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.